МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24 352904, Краснодарский край, г. Армавир, пр. Авиаторов, 12, ИНН 2372027969 КПП 237201001 Принято на заседании педагогического Совета 27.08.2021 г., протокол № 1 Утверждено приказом от 30.08. 2021 г. № 01-11/96 Директор МАОУ СОШ № 24 Н.В. Булатова Положение о наставничестве в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 24 г. Армавира г. Армавир 2021 г. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее – Положение) в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении – средней общеобразовательной школе № 24 (далее - МАОУ СОШ № 24) разработано в соответствие с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», Письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 NМР42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися"), Уставом МАОУ СОШ № 24 и определяет порядок организации наставничества для внедрения практикоориентированных и гибких образовательных технологий в МАОУ СОШ № 24 . 1.2. Настоящее Положение: – определяет цель и задачи наставничества в соответствие с методологией (целевой моделью) наставничества обучающихся (далее - Целевая модель); – устанавливает порядок организации наставнической деятельности; – определяет права и обязанности ее участников; – определяет требования, предъявляемые к наставникам; – устанавливает способы мотивации наставников и кураторов; – определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества процесса реализации наставничества в МАОУ СОШ № 24 и его эффективности. 1.3. Участниками системы наставничества в МАОУ СОШ № 24 являются: – наставник; – лицо, в отношении которого осуществляется наставничество (далее наставляемый); директор МАОУ СОШ № 24; – куратор наставнической деятельности в МАОУ СОШ № 24; – родители (законные представители) обучающихся; 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА. ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА 2.1.Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10 лет, а также оказание помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) МАОУ СОШ № 24 в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей. – Задачами наставничества являются: улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах деятельности; – подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социальнопродуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной ориентации; – раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории; – обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы в коллективе; – формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей; – ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень; – сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в МАОУ СОШ № 24 и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития; – создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности, участвующих в наставнической деятельности; – выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных и моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальному развитию; – формирование открытого и эффективного сообщества вокруг МАОУ СОШ № 24, в которомвыстроены доверительные и партнерские отношения между его участниками. – 2.2.Внедрение целевой модели наставничества в МАОУ СОШ № 24 предполагает осуществление следующих функций: – реализация мероприятий «Дорожной карты» внедрения целевой модели наставничества; – ежегодная разработка, утверждение и реализация Программ наставничества; – назначение куратора, ответственного за организацию внедрения Целевой модели в МАОУ СОШ № 24; – привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их деятельностью; – инфраструктурное (в том числе - материально-техническое, информационнометодическое) обеспечение наставничества; – осуществление персонифицированного учѐта обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в наставнической деятельности МАОУ СОШ № 24; – предоставление данных по итогам мониторинга и оценки качества Программы наставничества в МАОУ СОШ № 24, показателей эффективности наставнической деятельности в МКУ «ЦРО и ОК» МО г. Армавир – проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности наставничества; – обеспечение формирования баз данных и лучших практик наставнической деятельности в МАОУ СОШ № 24 – обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования. 3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего Положения, «Дорожной карты» внедрения Целевой модели и Программы наставничества МАОУ СОШ № 24. Программа наставничества разрабатывается куратором (с участием наставников) и включает в себя: - реализуемые в МАОУ СОШ № 24 формы наставничества («ученик – ученик»; «учитель – учитель» с учетом вариаций ролевых моделей по каждой форме; - типовые индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника (далее – индивидуальные планы) по каждой форме наставничества, на основе которых наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели. 3.2. Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несет руководитель МАОУ СОШ № 24, куратор наставнической деятельности2 и наставники в рамках возложенных на них обязанностей по осуществлению наставничества в МАОУ СОШ № 24. 3.3. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем лиц, испытывающих потребность в развитии/освоении новых метакомпетенций и/или профессиональных компетенций. Наставничество устанавливается для следующих категорий участников образовательного процесса: – обучающиеся в возрасте от 10 лет, изъявившие желание в назначении наставника; – педагогические работники, вновь принятые на работу в МАОУ СОШ № 24; – педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника. 3.4. Наставниками могут быть: – учащиеся; – родители (законные представители) обучающихся; – педагоги и иные должностные лица МАОУ СОШ № 24 – Целевой модели. Критерии отбора/выдвижения наставников и куратора представлены в Приложении 1. 3.5. Назначение наставников происходит на добровольной основе. 3.6.Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение – групповые формы работы (обучающие, коммуникативные и иные мероприятия), по согласованию с наставником и наставляемыми. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой наставнической пары (но не более 1 календарного года) в зависимости от планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в развитии наставляемого. 3.7. В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. 3.8. Замена наставника производится приказом директора МАОУ СОШ № 24, основанием могут выступать следующие обстоятельства: – прекращение наставником трудовых отношений с МАОУ СОШ № 24; – психологическая несовместимость наставника и наставляемого; – систематическое неисполнение наставником своих обязанностей; – привлечение наставника к дисциплинарной ответственности; – обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. При замене наставника период наставничества не меняется. 3.9. Этапы наставнической деятельности в МАОУ СОШ № 24 осуществляются в соответствие с «Дорожной картой» внедрения Целевой модели и включают в себя семь этапов: Этап 1. Подготовка условий для запуска Целевой модели; Этап 2. Формирование базы наставляемых; Этап 3. Формирование базы наставников; Этап 4. Отбор/выдвижение наставников; Этап 5. Формирование наставнических пар/групп; Этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп; Этап 7. Завершение внедрения Целевой модели. 3.10. На первом этапе происходит подготовка условий для запуска наставничества в МАОУ СОШ № 24, включающая в себя информирование потенциальных участников наставнической деятельности, определение заинтересованных аудиторий, сбор и обработку предварительных запросов наставляемых, определение форм, ролевых моделей наставничества на ближайший год, исходяиз потребностей МАОУ СОШ № 24. 3.11. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь наставников , проводится уточняющий анализ их потребности в обучении, например, с помощью диагностических бесед. На данном этапе собираются: – согласия на обработку персональных данных от тех участников Программы наставничества в МАОУ СОШ № 24, которые еще не давали такого согласия, – согласия на участие в Программе наставничества от будущих участников наставнической деятельности. 3.12. На третьем этапе проводится организационная работа по формированию базы данных потенциальных наставников с ориентацией на критерии отбора/выдвижения наставников . 3.13. По итогам четвертого этапа формируется и утверждается реестр наставников, прошедших выдвижение или предварительный отбор. Выдвижение наставника/ков и куратора может осуществляться как администрацией, так и коллективом сотрудников. 3.14. В рамках пятого этапа происходит формирование наставнических пар (групп) и разработка индивидуальных планов. По итогам осуществления данного этапа приказом директора МАОУ СОШ № 24утверждается Программа наставничества на текущий учебный год. При необходимости организовываются мероприятия по развитию наставников в формате «Школы наставников», которые включаются в Программу наставничества. 3.15. На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и наставляемых по осуществлению мероприятий Программ наставничества. 3.16. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение итоговых мероприятий, награждение эффективных участников наставнической деятельности. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА 4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности: формирование и актуализация базы наставников и наставляемых; разработка проекта ежегодной Программы наставничества МАОУ СОШ № 24; организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы наставничества; подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и представление их на утверждение руководителю МАОУ СОШ № 24; оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки участникам наставнической деятельности; мониторинг и оценка качества реализованных Программ наставничества; оценка соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели; получение обратной связи от участников Программы наставничества и иных причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов; анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности в МАОУ СОШ № 24и участие в его распространении. 4.2. Куратор имеет право: запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления, представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников наставнической деятельности; организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители, классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты и др.); вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы МАОУ СОШ № 24, сопровождающие наставническую деятельность; инициировать мероприятия в рамках организации наставнической деятельности в МАОУ СОШ № 24; принимать участие во встречах наставников с наставляемыми; вносить на рассмотрение руководству МАОУ СОШ № 24 предложения о поощрении участников наставнической деятельности; организации взаимодействия наставнических пар; на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества и высокого качества Программ наставничества. 4. – – – – – – – – – – – – – – – – 5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА 5.1. Наставник обязан: – помогать разрабатывать Индивидуальный план развития наставляемого, своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его выполнение, оценивать фактический результат осуществления запланированных мероприятий; – в соответствии с Программой наставничества лично встречаться с – – – – – – – – – – – – – наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их выполнения, обсуждения, и (при необходимости), коррекции Индивидуального плана, выбора методов наставнической деятельности; выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности наставляемого в рамках мероприятий Индивидуального плана; передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее рациональным приемам и современным методам работы или поведения, в т.ч. - оказывать наставляемому помощь по принятию правильных решений в нестандартных ситуациях и пр.; своевременно реагировать на проявления недисциплинированности наставляемого; личным примером развивать положительные качества наставляемого, при необходимости - корректировать его поведение; принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в МАОУ СОШ № 24; 5.2. Наставник имеет право: привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с реализацией Программы наставничества; участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в МАОУ СОШ № 24, в том числе - с деятельностью наставляемого; выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и своевременности выполнения заданий, проектов, определенных Индивидуальным планом; требовать выполнения наставляемым Индивидуального плана; в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для формы наставничества «учитель-учитель») и иных оценочных или конкурсных мероприятиях; принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели; обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в документацию и инструменты осуществления Программ наставничества; за организационно-методической поддержкой; обращаться к директору МАОУ СОШ № 24 с мотивированным заявлением о сложении обязанностей наставника по причинам личного характера или успешного выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, мероприятий индивидуального плана развития. 6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО 6.1. Наставляемый обязан: - выполнять задания, определенные в Индивидуальном плане, в установленные сроки, и периодически обсуждать с наставником вопросы, связанные с выполнением Индивидуального плана; – совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и устранять допущенные ошибки; – выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением Индивидуального плана, учиться у него практическому решению поставленных задач, формировать поведенческие навыки; – отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его мероприятий Индивидуального плана); – сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных пунктов Индивидуального плана; – проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества; – принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, в соответствии с Программой наставничества МАОУ СОШ № 24. 6.2. Наставляемый имеет право: – пользоваться имеющейся в МАОУ СОШ № 24 нормативной, информационно-аналитической и учебно-методической документацией, материалами и иными ресурсами, обеспечивающими реализацию Индивидуального плана; – в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую информацию; – принимать участие в оценке качества реализованных Программ наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ наставничества требованиям и принципам Целевой модели и эффективности внедрения Целевой модели; – при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической деятельности в МАОУ СОШ № 24. 7. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМ НАСТАВНИЧЕСТВА 7.1. Оценка качества процесса реализации Программ наставничества в МАОУ СОШ № 24 направлена на: – изучение (оценку) качества реализованных в МАОУ СОШ № 24 Программ наставничества,их сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар/групп «наставник-наставляемый» посредством проведения куратором анализа; – выявление соответствия условий организации Программ наставничества в МАОУ СОШ № 24 требованиям и принципам Целевой модели; Оценка эффективности внедрения Целевой модели осуществляется с периодичностью 1 раз в полугодие (не позднее 20 июня и 20 декабря ежегодно) 7.2. Оценка реализации Программ наставничества также осуществляется на основе анкет удовлетворенности наставников и наставляемых организацией наставнической деятельности в МАОУ СОШ № 24. 8. МОТИВАЦИЯ УЧАСТНИКОВ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8.1. Участники системы наставничества в МАОУ СОШ № 24, показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением руководителя МАОУ СОШ № 24 к следующим видам поощрений: – публичное признание значимости их работы - объявление благодарности, награждение почетной грамотой и др.; – размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении, документов о достижениях наставляемых и др.) на сайте и страницах МАОУ СОШ № 24 в социальных сетях; – благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся; – обучение в рамках образовательных программ, выбранных участниками, показавшими высокие результаты. 8.2. Руководство МАОУ СОШ № 24 также может оказывать содействие развитию социального капитала наиболее активных участников наставничества в МАОУ СОШ № 24 через приглашение их к участию в коммуникативных мероприятиях (конференции, форумы, хакатоны, совещания и пр.). 8.3. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат МАОУ СОШ № 24. 8.4. Руководство МАОУ СОШ № 24 вправе применять иные методы нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его эффективности. Приложение 1 Критерии и показатели отбора (выдвижения) наставников (кураторов) образовательной организации Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех категорий наставников и куратора МАОУ СОШ № 24 являются: – наличие личного желания стать наставником, куратором (даже при условии его выдвижения администрацией или коллективом МАОУ СОШ № 24); – авторитетность в среде коллег и обучающихся; – высокий уровень развития ключевых компетенций: • способность развивать других, • способность выстраивать отношения с окружающими, • ответственность, • нацеленность на результат, • умение мотивировать и вдохновлять других, • способность к собственному профессиональному и личностному развитию. Дополнительные критерии в разрезе форм наставничества приведены в таблице ниже: Форма Критерии наставничества – активный обучающийся старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные результаты, – победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, – лидер класса (группы) или параллели, принимающий активное участие в жизни МАОУ СОШ № 24 (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная деятельность), – возможный участник всероссийских детско-юношеских организаций или объединений. УЧИТЕЛЬ – – опытный педагог, имеющий профессиональные успехи УЧИТЕЛЬ (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или ведущий вебинаров и семинаров), – педагог, склонный к активной общественной работе, лояльный участник педагогического и/или школьного сообщества ОО; Для отбора/выдвижения куратора он должен соответствовать критериямпо форме наставничества «Учитель-учитель» и обладать дополнительно опытом управления персоналом, проектами, быть способным организовывать и контролировать работу коллектива, выстраивать коммуникативные каналы с наставниками и наставляемыми, вести переговорыс потенциальными партнерами МАОУ СОШ № 24. УЧЕНИК – УЧЕНИК