Положение о наставничестве в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 24 г. Армавира

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24
352904, Краснодарский край, г. Армавир, пр. Авиаторов, 12, ИНН 2372027969 КПП 237201001

Принято на заседании
педагогического Совета
27.08.2021 г., протокол № 1

Утверждено приказом
от 30.08. 2021 г. № 01-11/96
Директор МАОУ СОШ № 24
Н.В. Булатова

Положение
о наставничестве
в муниципальном автономном
общеобразовательном учреждении
средней общеобразовательной школе № 24
г. Армавира

г. Армавир
2021 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее – Положение) в
муниципальном автономном общеобразовательном учреждении – средней
общеобразовательной школе № 24 (далее - МАОУ СОШ № 24) разработано в
соответствие с Федеральным Законом «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, Распоряжением Минпросвещения
России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой
модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным
и
программам
среднего
профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом
между обучающимися», Письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 NМР42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических
рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению
методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций,
осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным
и
программам
среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик
обмена опытом между обучающимися"), Уставом МАОУ СОШ № 24 и
определяет порядок организации наставничества для внедрения практикоориентированных и гибких образовательных технологий в МАОУ СОШ № 24 .
1.2. Настоящее Положение:
– определяет цель и задачи наставничества в соответствие с методологией
(целевой моделью) наставничества обучающихся (далее - Целевая модель);
– устанавливает порядок организации наставнической деятельности;
– определяет права и обязанности ее участников;
– определяет требования, предъявляемые к наставникам;
– устанавливает способы мотивации наставников и кураторов;
– определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества
процесса реализации наставничества в МАОУ СОШ № 24 и его
эффективности.
1.3. Участниками системы наставничества в МАОУ СОШ № 24 являются:
– наставник;
– лицо, в отношении которого осуществляется наставничество (далее наставляемый); директор МАОУ СОШ № 24;
– куратор наставнической деятельности в МАОУ СОШ № 24;

– родители (законные представители) обучающихся;
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА. ФУНКЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ВНЕДРЕНИЯ
ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА
2.1.Целью наставничества является максимально полное раскрытие
потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и
профессиональной самореализации, через создание условий для
формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и
профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10 лет, а также
оказание помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) МАОУ
СОШ № 24
в их профессиональном становлении, приобретении
профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных
обязанностей.
– Задачами
наставничества
являются:
улучшение
показателей
в
образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах
деятельности;
– подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социальнопродуктивной деятельности в современном мире, содействие его
профессиональной ориентации;
– раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала
обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной
образовательной траектории;
– обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального
развития и работы в коллективе;
– формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать
трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других
сферах, а также при выполнении должностных обязанностей;
– ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов,
развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно
выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой
профессиональный уровень;
– сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов
при приеме на работу, закрепление педагогических кадров в МАОУ СОШ №
24 и создание благоприятных условий для их профессионального и
должностного развития;
– создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и
профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и
профессиональной
деятельности,
участвующих
в
наставнической
деятельности;
– выработка у участников системы наставничества высоких профессиональных

и моральных качеств, добросовестности, ответственности,
дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к
индивидуальному развитию;
– формирование открытого и эффективного сообщества вокруг МАОУ СОШ
№ 24, в которомвыстроены доверительные и партнерские отношения между
его участниками.
– 2.2.Внедрение целевой модели наставничества в МАОУ СОШ № 24
предполагает
осуществление следующих функций:
– реализация мероприятий «Дорожной карты» внедрения целевой модели
наставничества;
– ежегодная разработка, утверждение и реализация Программ наставничества;
– назначение куратора, ответственного за организацию внедрения Целевой
модели в МАОУ СОШ № 24;
– привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их
деятельностью;
– инфраструктурное (в том числе - материально-техническое, информационнометодическое) обеспечение наставничества;
– осуществление персонифицированного учѐта обучающихся, молодых
специалистов и педагогов, участвующих в наставнической деятельности
МАОУ СОШ № 24;
– предоставление данных по итогам мониторинга и оценки качества
Программы наставничества в МАОУ СОШ № 24, показателей
эффективности наставнической деятельности в МКУ «ЦРО и ОК» МО г.
Армавир
– проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности
наставничества;
– обеспечение формирования баз данных и лучших практик наставнической
деятельности в МАОУ СОШ № 24
– обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества, в формате непрерывного образования.
3. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего
Положения, «Дорожной карты» внедрения Целевой модели и Программы
наставничества МАОУ СОШ № 24.
Программа наставничества разрабатывается куратором (с участием
наставников) и включает в себя:
- реализуемые в МАОУ СОШ № 24 формы наставничества («ученик –
ученик»; «учитель – учитель» с учетом вариаций ролевых моделей по каждой
форме;
- типовые
индивидуальные планы развития наставляемых под
руководством наставника (далее – индивидуальные планы) по каждой
форме наставничества, на основе которых наставнические пары

(наставляемый с наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы
с учетом выбранной ролевой модели.
3.2. Ответственность за организацию и результаты наставнической
деятельности несет руководитель МАОУ СОШ № 24, куратор наставнической
деятельности2 и наставники в рамках возложенных на них обязанностей по
осуществлению наставничества в МАОУ СОШ № 24.
3.3. Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в нем
лиц, испытывающих потребность в развитии/освоении новых метакомпетенций и/или профессиональных компетенций.
Наставничество устанавливается для следующих категорий участников
образовательного процесса:
– обучающиеся в возрасте от 10 лет, изъявившие желание в назначении
наставника;
– педагогические работники, вновь принятые на работу в МАОУ СОШ № 24;
– педагогические работники, изъявившие желание в назначении наставника.
3.4. Наставниками могут быть:
– учащиеся;
– родители (законные представители) обучающихся;
– педагоги и иные должностные лица МАОУ СОШ № 24
– Целевой модели.
Критерии отбора/выдвижения наставников и куратора представлены в
Приложении 1.
3.5. Назначение наставников происходит на добровольной основе.
3.6.Наставник одновременно может осуществлять мероприятия
наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых,
исключение – групповые формы работы (обучающие, коммуникативные и иные
мероприятия), по согласованию с наставником и наставляемыми.
Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для
каждой наставнической пары (но не более 1 календарного года) в
зависимости от планируемых результатов, сформулированных в
индивидуальном плане по итогам анализа потребности в развитии
наставляемого.
3.7. В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого
осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по
согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно.
Срок наставничества может быть продлен в случае временной
нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия
по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
3.8. Замена наставника производится приказом директора МАОУ СОШ №
24, основанием могут выступать следующие обстоятельства:
– прекращение наставником трудовых отношений с МАОУ СОШ № 24;
– психологическая несовместимость наставника и наставляемого;
– систематическое неисполнение наставником своих обязанностей;
– привлечение наставника к дисциплинарной ответственности;

– обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
При замене наставника период наставничества не меняется.
3.9. Этапы наставнической деятельности в МАОУ СОШ № 24
осуществляются в соответствие с «Дорожной картой» внедрения Целевой
модели и включают в себя семь этапов:
Этап 1. Подготовка условий для запуска Целевой модели;
Этап 2. Формирование базы наставляемых;
Этап 3. Формирование базы наставников;
Этап 4. Отбор/выдвижение наставников;
Этап 5. Формирование наставнических пар/групп;
Этап 6. Организация и осуществление работы наставнических пар/групп;
Этап 7. Завершение внедрения Целевой модели.
3.10. На первом этапе происходит подготовка условий для запуска
наставничества в МАОУ СОШ № 24, включающая в себя информирование
потенциальных участников наставнической деятельности, определение
заинтересованных аудиторий, сбор и обработку предварительных запросов
наставляемых, определение форм, ролевых моделей наставничества на
ближайший год, исходяиз потребностей МАОУ СОШ № 24.
3.11. На втором этапе составляется перечень лиц, желающих иметь
наставников , проводится уточняющий анализ их потребности в обучении,
например, с помощью диагностических бесед.
На данном этапе собираются:
– согласия на обработку персональных данных от тех участников Программы
наставничества в МАОУ СОШ № 24, которые еще не давали такого согласия,
– согласия на участие в Программе наставничества от будущих участников
наставнической деятельности.
3.12. На третьем этапе проводится организационная работа по
формированию базы данных потенциальных наставников с ориентацией на
критерии отбора/выдвижения наставников .
3.13. По итогам четвертого этапа формируется и утверждается реестр
наставников, прошедших выдвижение или предварительный отбор.
Выдвижение наставника/ков и куратора может осуществляться как
администрацией, так и коллективом сотрудников.
3.14. В рамках пятого этапа происходит формирование наставнических пар
(групп) и разработка индивидуальных планов. По итогам осуществления
данного этапа приказом директора МАОУ СОШ № 24утверждается Программа
наставничества на текущий учебный год.
При необходимости организовываются мероприятия по развитию
наставников в формате «Школы наставников», которые включаются в
Программу наставничества.
3.15. На шестом этапе проводится текущая работа куратора, наставников и
наставляемых по осуществлению мероприятий Программ наставничества.
3.16. Седьмой этап включает в себя подведение итогов, проведение
итоговых мероприятий, награждение эффективных участников наставнической

деятельности.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КУРАТОРА
4.1. На куратора возлагаются следующие обязанности:
формирование и актуализация базы наставников и наставляемых;
разработка проекта ежегодной Программы наставничества МАОУ СОШ № 24;
организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы
наставничества;
подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую
деятельность и представление их на утверждение руководителю МАОУ
СОШ № 24;
оказание
своевременной
информационной,
методической
и
консультационной поддержки участникам наставнической деятельности;
мониторинг и оценка качества реализованных Программ наставничества;
оценка соответствия условий организации Программ наставничества
требованиям и принципам Целевой модели;
получение обратной связи от участников Программы наставничества и иных
причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка
полученных результатов;
анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической
деятельности в МАОУ СОШ № 24и участие в его распространении.
4.2. Куратор имеет право:
запрашивать документы (индивидуальные планы, заявления, представления,
анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от
участников наставнической деятельности;
организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники
(родители,
классные
руководители,
педагоги-психологи,
профориентационные тесты и др.);
вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы МАОУ
СОШ № 24, сопровождающие наставническую деятельность;
инициировать мероприятия в рамках организации наставнической
деятельности в МАОУ СОШ № 24;
принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;
вносить на рассмотрение руководству МАОУ СОШ № 24 предложения о
поощрении участников наставнической деятельности; организации
взаимодействия наставнических пар;
на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества и
высокого качества Программ наставничества.

4.
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА
5.1. Наставник обязан:
– помогать разрабатывать Индивидуальный план развития наставляемого,
своевременно и оперативно вносить в него коррективы, контролировать его
выполнение,
оценивать
фактический
результат
осуществления
запланированных мероприятий;
– в соответствии с Программой наставничества лично встречаться с

–
–

–
–
–
–
–
–
–
–
–

–
–

наставляемым для осуществления мероприятий, контроля степени их
выполнения,
обсуждения,
и
(при
необходимости),
коррекции
Индивидуального плана, выбора методов наставнической деятельности;
выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в деятельности
наставляемого в рамках мероприятий Индивидуального плана;
передавать наставляемому накопленный опыт, обучать наиболее
рациональным приемам и современным методам работы или поведения, в
т.ч. - оказывать наставляемому помощь по принятию правильных решений в
нестандартных ситуациях и пр.;
своевременно реагировать на проявления недисциплинированности
наставляемого;
личным примером развивать положительные качества наставляемого, при
необходимости - корректировать его поведение;
принимать участие в мероприятиях, организуемых для наставников в МАОУ
СОШ № 24;
5.2. Наставник имеет право:
привлекать наставляемого к участию в мероприятиях, связанных с
реализацией Программы наставничества;
участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством в МАОУ
СОШ № 24, в том числе - с деятельностью наставляемого;
выбирать формы и методы контроля деятельности наставляемого и
своевременности
выполнения
заданий,
проектов,
определенных
Индивидуальным планом;
требовать выполнения наставляемым Индивидуального плана;
в составе комиссий принимать участие в аттестации наставляемого (для
формы наставничества «учитель-учитель») и иных оценочных или
конкурсных мероприятиях;
принимать участие в оценке качества реализованных Программ
наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ
наставничества требованиям и принципам Целевой модели и эффективности
внедрения Целевой модели;
обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и
дополнений в документацию и инструменты осуществления Программ
наставничества; за организационно-методической поддержкой;
обращаться к директору МАОУ СОШ № 24 с мотивированным заявлением о
сложении обязанностей наставника по причинам личного характера или
успешного выполнения лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, мероприятий индивидуального плана развития.

6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВЛЯЕМОГО
6.1. Наставляемый обязан:
- выполнять задания, определенные в Индивидуальном плане, в
установленные сроки, и периодически обсуждать с наставником вопросы,
связанные с выполнением Индивидуального плана;
– совместно с наставником развивать дефицитные компетенции, выявлять и
устранять допущенные ошибки;

– выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением
Индивидуального плана, учиться у него практическому решению
поставленных задач, формировать поведенческие навыки;
– отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его
мероприятий Индивидуального плана);
– сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением
определенных пунктов Индивидуального плана;
– проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное
отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества;
– принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении
которых осуществляется наставничество, в соответствии с Программой
наставничества МАОУ СОШ № 24.
6.2. Наставляемый имеет право:
– пользоваться имеющейся в МАОУ СОШ № 24 нормативной,
информационно-аналитической и учебно-методической документацией,
материалами и иными ресурсами, обеспечивающими реализацию
Индивидуального плана;
– в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по
вопросам, связанным с наставничеством; запрашивать интересующую
информацию;
– принимать участие в оценке качества реализованных Программ
наставничества, в оценке соответствия условий организации Программ
наставничества требованиям и принципам Целевой модели и эффективности
внедрения Целевой модели;
– при невозможности установления личного контакта с наставником выходить
с соответствующим ходатайством о его замене к куратору наставнической
деятельности в МАОУ СОШ № 24.
7. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАМ НАСТАВНИЧЕСТВА
7.1. Оценка качества процесса реализации Программ наставничества в
МАОУ СОШ № 24 направлена на:
– изучение (оценку) качества реализованных в МАОУ СОШ № 24 Программ
наставничества,их сильных и
слабых сторон,
качества
совместной
работы
пар/групп
«наставник-наставляемый» посредством проведения куратором
анализа;
– выявление соответствия условий организации Программ наставничества в
МАОУ СОШ № 24 требованиям и принципам Целевой модели;
Оценка эффективности внедрения Целевой модели осуществляется с
периодичностью 1 раз в полугодие (не позднее 20 июня и 20 декабря ежегодно)
7.2. Оценка реализации Программ наставничества также осуществляется
на основе анкет удовлетворенности наставников и наставляемых организацией
наставнической деятельности в МАОУ СОШ № 24.
8. МОТИВАЦИЯ УЧАСТНИКОВ НАСТАВНИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8.1. Участники системы наставничества в МАОУ СОШ № 24, показавшие
высокие результаты, могут быть представлены решением руководителя МАОУ
СОШ № 24 к следующим видам поощрений:
– публичное признание значимости их работы - объявление благодарности,
награждение почетной грамотой и др.;
– размещение информации (например, фотографий, документов о поощрении,
документов о достижениях наставляемых и др.) на сайте и страницах МАОУ
СОШ № 24 в социальных сетях;
– благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся;
– обучение в рамках образовательных программ, выбранных участниками,
показавшими высокие результаты.
8.2. Руководство МАОУ СОШ № 24 также может оказывать содействие
развитию социального капитала наиболее активных участников наставничества
в МАОУ СОШ № 24 через приглашение их к участию в коммуникативных
мероприятиях (конференции, форумы, хакатоны, совещания и пр.).
8.3. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при
проведении аттестации педагогов-наставников, а также при определении
стимулирующих выплат МАОУ СОШ № 24.
8.4. Руководство МАОУ СОШ № 24 вправе применять иные методы
нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды
института наставничества и повышения его эффективности.

Приложение 1
Критерии и показатели отбора (выдвижения) наставников (кураторов)
образовательной организации
Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех
категорий наставников и куратора МАОУ СОШ № 24 являются:
– наличие личного желания стать наставником, куратором (даже при условии
его выдвижения администрацией или коллективом МАОУ СОШ № 24);
– авторитетность в среде коллег и обучающихся;
– высокий уровень развития ключевых компетенций:
• способность развивать других,
• способность выстраивать отношения с окружающими,
• ответственность,
• нацеленность на результат,
• умение мотивировать и вдохновлять других,
• способность к собственному профессиональному и личностному развитию.
Дополнительные критерии в разрезе форм наставничества приведены в
таблице ниже:
Форма
Критерии
наставничества

– активный обучающийся старшей ступени, обладающий
лидерскими
и
организаторскими
качествами,
нетривиальностью
мышления,
демонстрирующий
высокие образовательные результаты,
– победитель школьных и региональных олимпиад и
соревнований,
– лидер класса (группы) или параллели, принимающий
активное участие в жизни МАОУ СОШ № 24 (конкурсы,
театральные постановки, общественная деятельность,
внеурочная деятельность),
– возможный участник всероссийских детско-юношеских
организаций или объединений.
УЧИТЕЛЬ –
– опытный педагог, имеющий профессиональные успехи
УЧИТЕЛЬ
(победитель различных профессиональных конкурсов,
автор учебных пособий и материалов, участник или
ведущий вебинаров и семинаров),
– педагог, склонный к активной общественной работе,
лояльный участник педагогического и/или школьного
сообщества ОО;
Для отбора/выдвижения куратора он должен соответствовать критериямпо
форме наставничества «Учитель-учитель» и обладать дополнительно опытом
управления персоналом, проектами, быть способным организовывать и
контролировать работу коллектива, выстраивать коммуникативные каналы с
наставниками и наставляемыми, вести переговорыс потенциальными партнерами
МАОУ СОШ № 24.
УЧЕНИК –
УЧЕНИК


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».