МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24 352906, Краснодарский край, г. Армавир, пр. Авиаторов, 12, ИНН 2372027969 КПП 237201 001 Принято на заседании педагогического совета 27.08.2021 г., протокол № 1 Утверждено приказом от 30.08.2021 № 01-11/96 Директор МАОУ СОШ № 24 __________________Н.В. Булатова Положение о работе с одаренными обучающимися в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 24 г. Армавира 1. Общие положения 1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г., Уставом МАОУ СОШ № 24 и регламентирует работу с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 24. 1.2.Под одаренностью в данном Положении подразумевается высокий уровень развития каких-либо способностей ребенка в одном или нескольких видах деятельности, которые устойчиво проявляются на протяжении его пребывания в общеобразовательной организации. 1.3.Работа с одаренными учащимися ориентирована на развитие интеллектуальных, физических, художественных, творческих и коммуникативных способностей. Одаренные дети: - имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности проявления; 1 - имеют доминирующую активную, насыщенную познавательную потребность; - испытывают радость от добывания знаний, умственного труда; Условно можно выделить три категории одаренных детей: - дети с высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте); - дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый возраст); - учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие высокой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (старший школьный возраст). 2. Основные цели и задачи 2.1.Цель - создание условий для развития одаренности обучающихся и поддержка одаренных детей, повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников. 2.2.Задачи: - выявление одаренности детей с использованием различной диагностики; - использование на уроке дифферинциации на основе индивидуальных особенностей детей; - отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно – исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности; - организация разнообразной внеурочной деятельности; - развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основных нравственных ценностях. - выявление одарѐнных детей с использованием различной диагностики, определение типов одаренности учащихся; - организация работы по психолого-педагогическому сопровождению семей; - поощрение учащихся и педагогов за достигнутые результаты. 2.3. Работа с одаренными учащимися проводится согласно индивидуальным планам на текущий учебный год. 2.4. Работа может быть организована как индивидуально, так и в группах. 2.5. Заместителями директора по УР, УМР, ВР осуществляется общее руководство работой с одаренными учащимися. 2 2.6.Учителя-предметники, классные руководители, руководители курсов внеурочной деятельности, педагоги дополнительного образования осуществляют сопровождение одаренных учащихся. 2.7. Работа с детьми, имеющими ярко выраженные способности, проводится в форме кружков, предметных олимпиад, предметных недель, турниров, конкурсов, выставок, спартакиад, участия в праздниках, самостоятельного создания продуктов детского творчества, индивидуальных и групповых занятий. 2.8. В работе с детьми в урочное время, имеющими ярко выраженные способности, оптимальными считаются дифференцированные и индивидуально-личностные технологии, использование исследовательского и проектного метода. 3. Принципы работы с одарѐнными обучающимися - Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень). - Принцип опережающего обучения. - Принцип расширения образовательного пространства. - Принцип комфортности в любой деятельности. - Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей одаренных учащихся. - Принцип развивающего обучения. - Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности. - Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. - Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя. - Принцип создания ситуации успеха и уверенности. -Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи наставничества. 4. Участники реализации работы с одаренными обучающимися 4.1.Участниками реализации работы с одаренными учащимися являются: - Администрация школы (директор, заместители директора по УР, УМР, ВР); - Рабочая группа, состоящая из учителей, создаваемая сроком на 1 год; - Руководители школьных методических объединений; - Учителя-предметники; - Классные руководители; 3 - Родители одаренных учащихся; - Педагог-психолог; - Одаренные учащиеся. 5. Формы проведения мониторинга работы с одаренными обучающимися Формы Периодичность Предметные олимпиады 1 раз в год Научно – практические конференции По годовому плану Тематические конкурсы, выставки По годовому плану Творческие отчеты учителей из опыта работы с педсовет одаренными детьми Предметные недели По годовому плану Внутришкольный контроль По годовому плану Творческие отчѐты педагогов 1 раз в год Портфолио творческой деятельности ученика В течение года Конкурс "Ученик года" 1 раз в год 6. Организация и функциональное обеспечение работы с одаренными детьми 6.1. Функции директора: 6.1.1. Планирование в годовом плане работы школы отдельного раздела по работе с одарѐнными детьми и контроль за его выполнением участниками образовательного процесса. 6.1.2. Материальное стимулирование педагогов, осуществляющих работу с одаренными учащимися, а так же имеющих высокие результаты участия учащихся в различных конкурсах. 6.2.Функции заместителей директора по УР, УМР и ВР: 6.2.1. Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией данного Положения. 6.2.2. Координация действий учителей, работающих с одарѐнными детьми. 6.2.3. Сбор банка данных по одарѐнным детям. 6.3.Функции рабочей группы: 6.3.1. Подбор диагностических материалов для выявления одарѐнных детей. 6.3.2. Сбор и систематизация материалов периодической печати и педагогической литературы по данной проблеме. 4 6.3.3. Подготовка методических рекомендаций по работе с одарѐнными детьми. 6.3.4. Определение критериев эффективности работы. 6.4.Функции руководителей ШМО: 6.4.1. Планирование и проведение школьных предметных недель и олимпиад. 6.4.2. Разработка материалов, вопросов и заданий повышенного уровня сложности по предметам. 6.4.3. Оформление материалов по работе с одарѐнными детьми на стенде методической работы. 6.4.4.Руководство подготовкой творческих отчѐтов учителей, работающих с одарѐнными детьми. 6.5. Функции учителей-предметников: 6.5.1. Выявление одарѐнных детей по своим предметам. 6.5.2. Корректировка программ и тематических планов для работы с одарѐнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней. 6.5.3. Организация индивидуальной работы с одарѐнными детьми. 6.5.4. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и городского, окружного, Всероссийского уровней. 6.5.5. Отбор и оформление в течение года достижений одарѐнных детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции. 6.5.6. Оформление своего опыта работы с одарѐнными детьми в виде творческого отчѐта для предъявления на педсовете. 6.5.7. Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности. 6.5.8. Консультирование родителей одарѐнных детей по вопросам развития способностей их детей по предмету. 6.6.Функции классных руководителей: 6.6.1. Выявление детей с общей одарѐнностью. 6.6.2. Оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарѐнности детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей. 6.6.3. Планирование воспитательной работы в классе с учѐтом реализации одарѐнными детьми класса своих способностей. 6.7. Функции психолога: 5 6.8.1. Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная); 6.8.2. Индивидуальные и групповые занятия с учащимися; 6.8.3. Индивидуальные и групповые консультации для учащихся; 6.8.4. Работа с родителями (консультации по запросу); 6.8.5. Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа); 6.8.6. Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми. 7. Организация занятия для одаренных детей 7.1. Индивидуальные занятия для одаренных детей вводятся для расширения возможностей учащихся в определении и развитии индивидуальных особенностей и интересов в процессе обучения. 7.2. Главная задача индивидуальных занятий с одаренными детьми способствовать ориентации педагогического процесса на развитие индивидуальных творческих способностей учащихся. 7.3. Индивидуальные занятия не являются обязательными. Часы отводимые на проведение индивидуальных занятий, не входят в максимальный объем учебной нагрузки учащегося. 7.4. Индивидуальные занятия могут быть организованы как по образовательным компонентам инвариативной части учебного плана, так и по предметам, выбираемым в качестве дополнительного образования или специализации, профилизации, углубления базового компонента образования. 7.5. Педагогу, подготовившему победителей и призеров различных интеллектуальных и творческих конкурсов, может быть назначено денежное поощрение. 7.6. Использование дистанционных форм обучения (заочных предметных школах) и поощрения одаренности учащихся (конкурсы, олимпиады). 6 Лист ознакомления с Положение о работе с одаренными обучающимися в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 24 г. Армавира Лист ознакомления с (наименования документа) № ФИО Должность Дата ознакомления Подпись Акопян Карина Геннадьевна Арутюнян Лилия Юрьевна Астраханцев Юлиан Валерьевич Берестнева Татьяна Евгеньевна Бирюков Даниил Алексеевич учитель учитель Учитель учитель заместитель директора по ИТ Болдырева Надежда Михайловна учитель Бровко Таиса Евгеньевна учитель Важничая Лилия Борисовна учитель Вапрова Наталья Валерьевна учитель Воробей Елена Николаевна учитель Гамидова Севиндж Агамурад-Кизи учитель Гладышева Виктория Арнольдовна учитель Грачев Алексей Викторович учитель Давыдова Эльвира Дмитриевна учитель Жиркова Ирина Юрьевна учитель Заикина Наталья Анатольевна учитель Засухина Анна Петровна учитель Зубкова Ольга Дальевна учитель Ильинцева Людмила Ивановна учитель Катаева Полина Александровна учитель Ковалева Екатерина Викторовна учитель Котельникова Людмила учитель Михайловна Котлова Виктория Владимировна учитель Кочерян Марина Александровна психолог Кривенко Елена Евгеньевна учитель Кристьян Любовь Владимировна учитель Кузьменко Андрей Юрьевич учитель Мартыновна Анастасия Леонидовна Учитель Марукова Наталья Боясовна учитель Маслова Ольга Геннадьевна Учитель Меликян Артур Абкарович учитель Мисюрина Лариса Михайловна учитель Овсянникова Татьяна Николаевна учитель Овчаренко Кирилл Павлович учитель Остренко Полина Сергеевна учитель Проценко Елена Ивановна заместитель 7 директора УМР Пяткина Дарья Николаевна учитель Сапелкина Айгюль Рашидовна заместитель директора по ВР Скопылатова Александра учитель Алексеевна Смирнова Ольга Сергеевна учитель Степаненко Ольга Сергеевна экономист Сычева Татьяна Николаевна заместитель директора по УР Филиппова Наталья Викторовна учитель Фоменко Елена Юрьевна учитель Ханинян Анна Александровна учитель Чемеригина Мария Александровна учитель Чинова Оксана Викторовна учитель Чуприна Анастасия Викторовна учитель Шкуратова Юлия Владимировна библиотекарь 8 9 10