МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24 352904, Краснодарский край, г. Армавир, пр. Авиаторов, 12, ИНН 2372027969 КПП 237201001 Принято на заседании педагогического Совета 27.08.2021 г., протокол № 1 Утверждено приказом от 30.08. 2021 г. № 01-11/96 Директор МАОУ СОШ № 24 Н.В. Булатова Положение о системе оценивания достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 24 г. Армавира г. Армавир 2021 г. 1. Общие положения 1. 1.Настоящее положение разработано в соответствии c Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 287 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", Уставом школы. 1.2. Система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования: определяет основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования; обеспечивает оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования; предусматривает использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (Стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения); позволяет использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, как основы для оценки деятельности Школы. 1.3. Основным объектом системы оценки являются предметные, метапредметные и личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы. 1.4. Принципы системы оценивания: объективность, открытость, доступность. 1. 5. Основные функции системы оценки: - ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения ООП; - обеспечение эффективной обратной связи, которая позволяет качественно управлять образовательным процессом в школе. 1.6. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы включает в себя следующие направления: - текущий контроль; - промежуточный контроль; - итоговая оценка. 2. Оценка результатов деятельности по реализации освоения основной образовательной программы основного общего образования 2.1. Оценка результатов деятельности осуществляется по направлениям: оценка образовательных достижений обучающихся; - оценка результатов деятельности педагогических кадров и школы; - оценка результатов деятельности Школы по реализации ООП ООО. Основные направления оценивания тесно связаны между собой и ориентированы на единую содержательную и критериальную базу оценивания, которой являются требования Стандарта, конкретизируемые в планируемых результатах. Планируемые результаты освоения ООП ООО спроектированы на основе требований ФГОС к результатам освоения ООП ООО. Для каждого из направлений оценивания характерны конкретные цели. Направление оценочной деятельности Цели оценочной деятельности Объекты оценки Результаты промежуточнойаттестации (внутришкольного мониторинга) отражают динамику формирования способности обучающихся к решению учебнопознавательных и учебно-практических Оценка задач и навыков проектной деятельности, образовательных используется в целях корректировки достижений системы работы с учащимися. Результаты обучающихся по государственной итоговой аттестации освоению ООП выпускников позволяют оценить уровень ООО достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП ООО и принять решение о готовности выпускника основной ступени к продолжению образования. Оценка результатов деятельности педагогических кадров по реализации ООП ООО Содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты всех изучаемых предметов. Результаты оценочных процедур позволяют оценить уровень профессиональной деятельности педагогических работников в ходе их аттестации. Оценка Полученные результаты позволяют оценить результатов работу школы в ходе аккредитационных деятельности процедур. школы по реализации ООП ООО 3.Оценка планируемых результатов освоения образовательной программы общего образования Содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников выступают планируемые результаты Содержательной и критериальной базой выступают ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты, составляющие содержание первых целевых блоков планируемых результатов всех изучаемых предметов. обучающимися основной 3.1 Оценивание – это процесс определения соответствия достигнутых результатов планируемым. 3.2 Оценка – это показатель степени освоения обучающимися ключевых компетенций в соответствии с системой требований Федеральных государственных образовательных стандартов. 3.3. Система оценки предметных результатов предусматривает пятибалльную систему (минимальный балл – 2; максимальный балл –5). Альтернативными формами оценивания могут быть: безотметочная, зачетная, рейтинговая формы. 3.4. Система оценки образовательных результатов предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчѐта при построении всей системы оценки. Установлено пять уровней достижений. Уровни успешности Критерии и показатели Высокий уровень. Уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного (базового). Учащийся полностью отлично освоил программу; уровень овладения учебными действиями высокий; сформированы устойчивые интересы к предметной области. Учащийся в целом освоил хорошо программу; уровень овладения учебными действиями хороший; сформированы устойчивые интересы к предметной области отметка «5» Учащийся в целом освоил программу; уровень овладения учебными действиями средний; обучающийся проявляет интерес к предметной области отметка «3» Повышенный уровень. Уровень выполнения требований выше удовлетворительного. Базовый уровень уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Оценка результата Удовлетворительно Отметка в баллах отметка «4» Низкий уровень Уровень выполнения требований ниже удовлетворительного. У учащегося имеются неудовлетв отдельные фрагментарные орительно знания по предмету; обучающийся освоил меньше половины планируемых результатов, имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено; проявляет эпизодически интерес к предметной области или интерес к предметной области отсутствует, учащемуся требуется специальная помощь в освоении учебного предмета и в формировании мотивации к обучению. отметка: «2» 3.6. Безотметочное обучение осуществляется при изучении предметов: «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», элективных учебных предметов и курсов, факультативных курсов, на изучение которых отводится 35 и менее учебных часов в год, применяется зачѐтная («зачѐт», «незачѐт») система оценивания как оценка усвоения учебного материала. 4. Система оценки достижения планируемых образовательной программы результатов освоения основной 4.1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися трѐх групп результатов образования: предметных, метапредметных и личностных. Результаты образования Предмет оценивания Процедуры оценки Личностные результаты Сформированность личностных УУД (самоопределение, смыслообразование, моральноэтическая ориентация) Сформированность учебных действий с предметным содержанием Внешние и внутренние мониторинговые исследования с использованием неперсонифицированных потоков информации Предметные результаты Внутренняя накопительная оценка. Итоговая внешняя или внутренняя оценка Метапредметные Сформированность Внутренняя накопительная результаты регулятивных, оценка. Итоговая внешняя или коммуникативных и внутренняя оценка. познавательных УУД 4.2. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы включает в себя следующие направления: - текущий контроль; - промежуточный контроль; - итоговая оценка. 4.3. Текущий, промежуточный контроль регламентируется «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 24 г. Армавира». Итоговая оценка (итоговая аттестация) складывается из результатов внутренней и внешней оценки. - к результатам внешней оценки относятся результаты ГИА; - к результатам внутренней оценки относятся предметные результаты, зафиксированные в системе накопленной оценки и результаты выполнения итоговой работы по предмету. По предметам, не вынесенным на ГИА, итоговая оценка ставится на основе результатов только внутренней оценки. 4.5. Итоговая оценка по предмету фиксируется в документе об уровне образования государственного образца – аттестате об основном общем образовании. 4.6. Итоговая оценка по междисциплинарным программам ставится на основе результатов внутришкольного мониторинга и фиксируется в характеристике учащегося. Результаты внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам фиксируются в оценочных листах. 4.7. Характеристика готовится на основании: - объективных показателей образовательных достижений обучающихся на уровне основного образования; - портфолио выпускника; - экспертных оценок классного руководителя и учителей, обучавших данного выпускника на уровне основного общего образования. В характеристике выпускника: - отмечаются образовательные достижения обучающегося по освоению личностных, метапредметных и предметных результатов; - даются педагогические рекомендации к выбору индивидуальной образовательной траектории на уровне среднего общего образования с учѐтом выбора учащимся направлений профильного образования, выявленных проблем и отмеченных образовательных достижений. 4.8.Рекомендации педагогического коллектива школы к выбору индивидуальной образовательной траектории доводятся до сведения выпускника и его родителей (законных представителей). 4.9. На итоговую оценку на ступени основного общего образования выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов основного общего образования. 4.10. Система оценки достижения планируемых результатов включает в себя две согласованные между собой системы оценок: - внешнюю оценку (или оценку, осуществляемую внешними по отношению к школе службами); 4.4. - внутреннюю оценку (или оценку, осуществляемую самой школой — обучающимися, педагогами, администрацией). Внутренняя оценка включает: - стартовую диагностику; - текущую и тематическую оценку; - портфолио; - внутришкольный мониторинг индивидуальных образовательных достижений; - промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Внешняя оценка проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность, в рамках следующих регламентированных процедур: - государственная итоговая аттестация выпускников; - аттестация работников образования; - аккредитация образовательных учреждений; - мониторинговые исследования качества образования. 4.11. Государственная итоговая аттестация (ГИА) в соответствии со статьѐй 59 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» является обязательной процедурой, завершающей освоение основной образовательной программы основного общего образования. Порядок проведения ГИА регламентируется Законом и иными нормативными актами. 5. Формы оценки достижения планируемых результатов. 5.1. Для оценки достижения планируемых результатов используются различные формы, взаимно дополняющие друг друга: - входящие работы на начало учебного года; - интегрированные (комплексные) контрольные работы; - контрольные работы; - диктанты с грамматическим заданием, сочинения, изложения; - индивидуальные и групповые проекты; - мини – проекты (приложение № 1); - образовательные игры (приложение № 2); - зачѐты; - тесты; - практические, лабораторные работы; - творческие работы; - диагностические задания; - самоанализ и самооценка; - итоговый индивидуальный проект (Приложение № 3). 5.2. Учитель-предметник может разработать контрольно-измерительные: тестовые, проверочные, контрольные задания самостоятельно или использовать разработанные ранее диагностические, проверочные материалы. Разработанные учителем-предметником контрольно-измерительные материалы рассматриваются на заседании школьных методических объединений. 6. Формы результатов: - журналы; представления образовательных - тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации); - устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам; - портфолио (Приложение № 4); - результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД; - карта мониторинга динамики индивидуальных достижений учащихся № 5). (Приложение 7. Оценка предметных результатов Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается каждым учебным предметом. 7.2. Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Объектом оценки предметных результатов являются действия, выполняемые обучающимися, с предметным содержанием. 7.3. Предметные результаты содержат систему предметных знаний и систему предметных действий. В системе предметных знаний существуют опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов. К опорным знаниям относятся элементы научного знания (как общенаучные, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры), лежащие в основе современной научной картины мира: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы. В основе предметных действий лежат познавательные универсальные учебные действия: использование знаково-символических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе – причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д. 7.4. Оценка достижения предметных результатов ведѐтся в ходе текущего, промежуточного оценивания, в ходе выполнения итоговых работ. 7.1. 8. Оценка метапредметных результатов Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые включают регулятивные, коммуникативные, познавательные универсальные учебные действия. Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счѐт всех учебных предметов и внеурочной деятельности. 8.2. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. 8.1. Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются: - способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу к интеграции; - способность к сотрудничеству и коммуникации; - способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; - способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. 8.4. Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется, учителями, классными руководителями, администрацией школы в ходе внутришкольного мониторинга. Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга определяется решением педагогического совета. 8.5. Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке читательской грамотности, ИКТ – компетентности, сформированности регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий. 8.3. 9. Оценка личностных результатов 9.1. Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой. 9.2. Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока: - сформированность основ гражданской идентичности личности; - сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, включая умение строить жизненные профессиональные планы с учѐтом конкретных перспектив социального развития; - сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание. 9.3. Достижение личностных результатов не подлежат итоговой оценке. 9.4. Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. 9. 5.Предметом оценки в этом случае становится эффективность воспитательнообразовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования. 9.6. В ходе текущей оценки возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, включающая три основных компонента: характеристику достижений и положительных качеств обучающегося; определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учѐтом как достижений, так и психологических проблем развития ребѐнка; систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию задач основного общего образования. 9.7. Во внутришкольном мониторинге возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов, появляющихся в: - соблюдении норм и правил поведения; - участии в общественной жизни школы; - готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии; - ценностно – смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования. 9.8. Внутришкольный мониторинг организуется администрацией школы и осуществляется классным руководителем на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности, которые обобщаются в конце учебного года и представляются в виде характеристики. Любое использование данных, полученных в ходе мониторинговых исследований, возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». 9.9. Инструменты динамики образовательных достижений: - психологические тесты и диагностики; - творческие работы, включая учебные исследования и учебные проекты; - «Портфолио». 10. Ведение документации 10.1. Документация учителя-предметника: Рабочая программа учителя, разрабатывается по каждому предмету на учебный год (уровень обучения), служит основой планирования педагогической деятельности учителя, создания методических разработок по курсу. 10.2. Классный электронный журнал является главными документами учителя, заполняются в обязательном порядке в соответствии с рабочей программой учителя-предметника. Текущие, промежуточные и годовые отметки выставляются учителем в классный электронный журнал. 10.3. Качественная характеристика успеваемости составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год. 10.4. Для корректировки своей работы учитель в конце учебного года проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа учебной деятельности обучающихся, учитывая следующие данные: -динамику развития обучающихся за учебный период; -уровень усвоения обучающимися знаний и умений по основным темам (по результатам тестовых диагностических работ, разноуровневых контрольных работ и др.); -процент обучающихся, способных применять сформированные умения и навыки для решения учебных и жизненных задач, в том числе в нестандартных ситуациях (по результатам проверочных работ); -уровень сформированности учебной деятельности обучающихся; -сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникших трудностей (на основании рабочей программы учителя по предмету, классного журнала); выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению. 10.5. Документация классного руководителя: - план воспитательной работы с классом на перспективный год; - классный журнал (выделенные страницы о занятости обучающихся в курсах внеурочной деятельности, пропуски уроков, сведения о родителях). - список родительского комитета, протоколы заседаний (не менее 4 заседаний в год), протоколы родительских собраний; - индивидуальная карта занятости во внеурочной деятельности обучающегося (Приложение № 7) 11. Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности 1.Взаимодействие между учителями, обучающимися, родителями обучающихся и администрацией школы строится на условиях равноправного сотрудничества: каждый из участников образовательного процесса имеет право на самооценку собственной деятельности, на свое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим. 11.2. Обучающиеся имеют право: - на собственную оценку своих достижений и трудностей; 11. - на самостоятельный выбор сложности проверочных заданий; - на оценку своего творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни, так же как и на оценку сформированных навыков; - представить результаты своей деятельности в форме «Портфолио» личных достижений и публично их защитить; - на ошибку и время на ее ликвидацию. 11.3.Обучающиеся обязаны: - проявлять по возможности оценочную самостоятельность в учебной работе; - осваивать способы осуществления контроля и оценки/самооценки образовательных результатов; - иметь рабочие тетради, тетради для контрольных, диагностических работ, в которых отражается контрольно-оценочная деятельность. 11.4.Учитель имеет право: - иметь свое оценочное суждение по поводу работы учащихся; - самостоятельно определять приемлемые для него формы учета учебных и внеучебных достижений учащихся. 11.5.Учитель обязан: - соблюдать основные принципы системы оценки образовательных результатов обучающихся; - соблюдать педагогический такт при оценке результатов деятельности обучающихся; - работать над формированием у обучающихся самоконтроля и самооценки; - оценивать не только знания, умения и навыки по предметам, но и уровень развития, степень проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания; - фиксировать динамику развития и степени обученности обучающегося относительно его собственных возможностей и достижений; - доводить до сведения родителей (законных представителей) достижения и успехи обучающихся. 11.6.Родитель имеет право: - знать о принципах и способах оценивания достижений учащихся ; - получать достоверную информацию об успехах и достижениях своего ребенка; - получать индивидуальные консультации учителя по преодолению проблем и трудностей в обучении ребенка. 11.7.Родитель (законный представитель) обязан: информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях; посещать родительские собрания, на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании их детей. Приложение № 1 ПОЛОЖЕНИЕ о проведении защиты мини-проектов и презентации творческих, исследовательских работ учащихся 5-7 классов МАОУ СОШ № 24 I. Общие положения I.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года № 287 о введении ФГОС ООО, Уставом школы, Положением о школьной системе оценки качества образования и определяет регламент организации и проведения защиты мини-проектов, исследовательских и творческих работ учащихся основной школы. I.2. Защита мини-проектов, исследовательских и творческих работ является формой предъявления учащимися 5 – 7 классов образовательных (личностных, метапредметных и предметных) результатов для решения социально-значимых практических задач через проектную и исследовательскую деятельность. I.3. Защита мини-проектов, исследовательских и творческих работ (защита итогового индивидуального проекта) является процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов для учащихся, обучающихся по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчѐты о проведѐнных исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчѐтные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. 1. 2. 3. 4. 5. 6. I.4. Цели и задачи организации защиты мини-проектов, исследовательских и творческих работ: Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Развитие навыков исследовательской и проектной деятельности. Развитие ключевых компетентностей (учебно-познавательной, коммуникативной, информационной). Приобретение учащимися социального опыта. Развитие у учащихся основной школы универсальных учебных действий. Оценка учебных и внеучебных достижений учащихся в рамках школьной системы оценки качества образования. 7. Содействие развитию творческой исследовательской активности учащихся основной школы. 8. Стимулирование у школьников интереса к фундаментальным и прикладным наукам. II. Организация работы и механизм реализации защиты мини-проектов, исследовательских и творческих работ. II.1 В защите мини-проектов, исследовательских и творческих работ могут принимать участие все учащиеся 5 – 9 классов. Работа может быть выполнена индивидуально или группой учащихся. II.2 Для учащихся, обучающихся по новым федеральным государственным образовательным стандартам защита мини-проекта, исследовательской работы или творческой работы является обязательной и выполняется индивидуально. II.3 Темы и формы мини-проектов, исследовательских, творческих работ определяются учащимися самостоятельно или могут предлагаться учителямипредметниками, классными руководителями. II.4 Классный руководитель формирует и корректирует списки учащихся, проводит разъяснительную работу с учащимися, родителями учащихся. II.5 Для организации и проведения защиты мини-проектов, исследовательских и творческих работ создается оргкомитет, в состав которого могут входить педагоги школы, учащиеся 8 - 11 классов, имеющих успешный опыт проектной, исследовательской деятельности, творческих конкурсов, представители родительской общественности. II.6. Заявки на участие в защите формируются классными руководителями за месяц до проведения защиты организатору. Заявка оформляется в таблицу № Фамилия, имя класс Тема/направление Форма руководитель работы предъявления п/п учащегося 1. II.7. Все поступившие заявки для участия классифицируются оргкомитетом по направлениям (гуманитарное, социальное проектирование, естественнонаучное, техническое, и т.п.). Для участия в защите мини-проектов и презентации творческих работ принимаются исследовательские работы, творческие, социальные проекты учащихся любой тематической направленности. Принятые работы проходят этап защиты. II.8. Сроки проведения. Защита мини-проектов и презентация творческих работ проводится не реже одного раза в год. Сроки проведения ежегодно определяются отделом качества при планировании на следующий учебный год и доводятся до сведения педагогов, классных руководителей, учащихся и их родителей или лиц их заменяющих в начале учебного года. II.9. Требования к представляемым работам. II.5.1. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается. Для организации работы над проектом рекомендуется использовать памятку (приложение 1) II.5.2. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя. II.10. Организация и методика работы на этапе защиты. II.10.1. Для проведения защиты создается экспертная группа. К работе в качестве экспертов привлекаются педагоги-руководители научных и проектных работ учащихся, руководители студий, учащиеся 8 – 11 классов – призеры, лауреаты районных, краевых НПК, победители творческих конкурсов, родительская общественность. II.10.2. Участники защиты выступают с сообщением об итогах собственных изысканий на заседании секции (группы). II.10.3. Руководит заседанием секции руководитель экспертной группы (приложение 3). II.10.4.Порядок выступлений определяется жеребьевкой, которая проводится руководителем экспертной группы в начале работы секции (группы). Регламент защиты: выступление - 5 – 7 минут вопросы выступающему (прения) – 3 минуты II.10.5. Работы и их защита оценивается каждым экспертом по заданной форме протокола (приложение 2). II.10.6. Мероприятие является открытым. Эксперты и все присутствующие, заслушав автора, задают вопросы, высказывают собственные суждения по теме выступления. II.10.7. Итоги подводятся после выступления всех участников секции (группы). Эксперты определяют призеров и победителей в номинациях и составляют сводный протокол проведения защиты. II.10.8. По окончании работы секции проводится рефлексия участников и экспертов по предложенным формам (приложение 4). II.11. Подведение итогов По итогам защиты представленных работ участники получают дипломы по номинациям и рекомендации по продолжению деятельности по заявленной теме. Итоги публикуются на сайте школы. III. Анализ результатов. III.1 По итогам проведения мероприятия оргкомитет проводит анализ защиты минипроектов, исследовательских и творческих работ. Согласно итоговому протоколу составляется сводная таблица результатов, проводится определение уровня развития заявленных УУД у учащихся. Определяются руководители работ, наиболее качественно подготовившие учащихся к защите. III.2 Проводится анализ анкет участников и экспертов с определением сильных и слабых сторон организации мероприятия и выступлений учащихся. III.3 Организатор защиты полученные данные доводит до сведения педагогов на производственном совещании или педагогическом совете. III.4 Классные руководители организуют анализ результатов по классу и доводят итоги защиты до сведения родителей. Прил.1 ПАМЯТКА «Организация работы учащихся к защите творческих работ» (мини-проекты) 1. Определите план работы по проекту с указанием конкретных видов деятельности и сроков выполнения, если это группа учащихся, определите ответственных на каждом этапе подготовки Например Вид деятельности Сроки Ответственные Сбор информации по теме Оформление информации в текст (электронный вариант) Изготовление макета Подготовка презентации (электронный вариант, выставка и др) Подготовка устной защиты 2. Составьте печатный текст Примерные требования к печатному тексту Письменный текст должен содержать следующие разделы: 1. Тема 2. Актуальность выбранной темы (или чем вызван интерес к данной теме) 3. Цель работы по данной теме (предполагаемый результат работы по теме) 4. Какие источники, литературу, материалы использованы при работе над данной темой? 5. План раскрытия содержания темы 6. Содержание работы (описание учебного исследования, сценарий, доклад с элементами решения проблемной задачи (ситуации) и т.п.) 7. Выводы 8. Список использованной литературы с указанием используемых страниц 9. Интернет-источники: автор, название, адрес сайта 3. Составьте текст устной защиты Примерные требования к устной защите 1. Актуальность выбранной темы (или чем вызван интерес к данной теме) 2. Цель работы по данной теме (предполагаемый результат работы по теме) 3. Какие источники, литературу, материалы использованы при работе над данной темой? 4. Демонстрация результата работы 5. Выводы Прил. 2 Оценочный лист эксперта Защита мини-проектов и презентация творческих работ учащихся 5 – 7 классов Фамил ия имя учащег ося, тема Кла сс 1б 1 . 2 . 3 . 4 . Свободно читает Соблюдае т нормы публично й речи 2б Вла деет мате риал ом 1б План выступ лений соответ ствует целям 1б Использует дополнител ьные речевые средства для логической связи и выделения смысловых блоков своего выступлен ия Использ ует эмоцион альные средства (жесты, мимика или наглядн ые материа лы ) Отвечае т на вопросы , заданны ес целью уточнен ия и пониман ия Отвечае т на вопросы , направл енные на развитие , (расшир ение, углубле ние) темы Умеет различ ать вопрос ы на поним ание и вопрос ы на отнош ение 2б 1б 2б 1б до 3б Приме няет в своей речи логичес кие или ритори ческие приѐмы , приѐмы обратн ой связи с аудито рией Отстаив ает собствен ную позицию аргумен тирован но, отвечая на вопросы до 3б до 4б Наличие письмен ной работы, соответс твие структур е И Т О Г О Б А Л Л Рекомен дации (возмож ность участия на районно й, городско й конфере нции, участие в конкурса х и др.) 5 . 6 . 7 . Анализ уровня сформированности коммуникативных компетенций учащихся ПРИМЕРНЫЕ НОМИНАЦИИ Ораторское искусство Создание художественного образа Юный исследователь Успешное преодоление трудностей Волшебник создания образа Актерское мастерство Эрудит Неизвестное в известном знать! Творческий подход Защитник Природы и др. Хочу всѐ Приложение 3 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. ПАМЯТКА ЭКСПЕРТУ (педагоги) Приветствие участников, представление экспертной группы. При необходимости окажите помощь в сопровождении презентации. Соблюдайте регламент выступления (5 – 7 минут) и вопросов (3 минуты). По окончании заслушивания организуйте обсуждение выступлений и определение номинаций. Подпишите дипломы. Пока эксперты подводят итоги, попросите ребят заполнить анкеты. Подведите итоги. По окончании защиты ЛИСТЫ ЭКСПЕРТОВ и анкеты сдайте организатору ПАМЯТКА ЭКСПЕРТУ (учащийся) Следить за временем защиты: 5 – 7 минут выступление, 3 минуты – вопросы. Участвовать в защите работы (задавать вопросы на уточнение, понимание темы), заполнить лист эксперта. Сфотографировать каждого выступающего в процессе защиты и общий вид аудитории. По окончанию защиты электронные варианты презентаций и фотографии сдать организатору мини – проектов. Составить краткий отчѐт о выступлении каждого ученика (ФИ, класс, тема, о чѐм работа или наиболее интересные факты из работы). Прил.4 ОТЗЫВ УЧАСТНИКА ЗАЩИТЫ МИНИ-ПРОЕКТА Фамилия, имя _____________________________________________ Класс ____________________ Больше всего мне понравилось, что _____________________________________________ ______________________________________________ _________________ Сложным для меня было ______________________________________________ ______________________________________________ Я бы хотел (а) ______________________________________________ _____________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ _____________________________________________ Мне не понравилось ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ _____________________________________________ Защита мини-проектов – это (полезно, лишняя нагрузка, интересно, другое__________________), так как _____________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ _____________________________________________ Пожелания организаторам ____________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ОТЗЫВ УЧАСТНИКА ЗАЩИТЫ МИНИ-ПРОЕКТА Фамилия, имя _____________________________________________ Класс ____________________ Больше всего мне понравилось, что _____________________________________________ ______________________________________________ _________________ Сложным для меня было ______________________________________________ ______________________________________________ Я бы хотел (а) ______________________________________________ _____________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ _____________________________________________ Мне не понравилось ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ _____________________________________________ Защита мини-проектов – это (полезно, лишняя нагрузка, интересно, другое__________________), так как _____________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ _____________________________________________ Пожелания организаторам ____________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ Приложение № 2 ПОЛОЖЕНИЕ об образовательной игре I. Общие положения. I.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом РФ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года № 287 о введении ФГОС ООО, Уставом школы, Положением о школьной системе оценки качества образования и определяет регламент организации и проведения образовательной игры. I.2. Образовательная игра является формой промежуточной аттестации. 1.3. Образовательная игра является процедурой внутренней оценки освоения учащимися программ по отдельным предметам. II. Организация образовательной игры и система оценивания предметных, метапредметных и личностных результатов. II.1. Образовательная игра проводится в соответствии с графиком проведения промежуточной аттестации и рабочей программой педагога. II.2. Образовательная игра носит предметный характер и направлена на определение уровня освоения планируемых результататов по предмету за весь учебный год. II.3. Форма и содержание образовательной игры определяется школьным методическим объединением соответствующего направления, оформляется планом проведения образовательной игры по предмету со спецификацией (приложение 1) содержания игры и согласуется отделом качества не позднее чем за месяц до начала промежуточной аттестации. II.4. Требования к составлению контрольно-диагностических заданий и организации образовательной игры. 1. Контрольно-диагностические задания образовательной игры должны быть направлены на определение уровня сформированности планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) освоения образовательной программы основной школы по соответствующему предмету и классу обучения. 2. Контрольно-диагностические задания образовательной игры должны носить компетентностно-ориентированный, практико-ориентированный характер, определяющий специфику предметной области. 3. Образовательная игра разрабатывается на основе системнодеятельностного подхода. II.5. Оценка предметных результатов. Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам на определенном этапе обучения. Перечень планируемых результатов определяется ФГОС ООО МАОУ СОШ № 24 Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий. Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового, является основанием для перевода в следующий класс и для допуска обучающегося к государственной итоговой аттестации. В период введения ФГОС ООО критерием освоения учебного материала является получение не менее 50% от максимального балла при выполнении заданий базового уровня. В дальнейшем этот критерий должен составлять не менее 65% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня. II.6. Для организации и проведения образовательной игры создается оргкомитет, в состав которого могут входить педагоги школы, учащиеся 8 - 11 классов, имеющих успешный опыт проектной, исследовательской деятельности, творческих конкурсов, представители родительской общественности. II.7. К оцениванию работы учащихся в ходе игры привлекаются психологи, учителя – предметники соответствующего направления, учащиеся 8 – 11 классов – призеры, лауреаты районных, краевых НПК, победители творческих конкурсов, родительская общественность. II.8. Экспертная комиссия определяет призеров и победителей в номинациях и составляют сводный протокол проведения игры (приложение 2), фиксирующий уровни овладения учащимися планируемых результатов. II.9. Образовательная игра предполагает создание условий для проявления учащимися разных уровней сформированности планируемых результатов освоения программы основного общего образования. II.10. Оценка предметных результатов и универсальных учебных действий по итогам образовательный игры носит отметочный характер и выставляется в классный журнал. III. Анализ результатов. III.1. По итогам проведения образовательной игры учителями–предметниками и руководителем ШМО проводится анализ уровня освоения образовательной программы по предмету на основе спецификации заданий игры (приложение 3). Согласно итоговому протоколу составляется сводная таблица результатов, проводится определение уровня развития заявленных УУД у учащихся, полученные данные вносятся в справку по итогам промежуточной аттестации. III.3. Полученные данные анализируются на заседаниях школьных методических объединений, методических семинарах, педагогическом совете. III.4. Классные руководители организуют анализ результатов по классу и доводят итоги до сведения родителей. Прил.1 Примерная форма спецификации заданий образовательной игры № задания тема, характеристика контролируемые уровень максимальное задания УУД количество баллов 1. 2. 3. 4. 5. Прил.2 Примерная форма сводной ведомости итогов образовательной игры _______________класс № п/п ФИ учащегося 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап ИТОГО баллов отметка по текущая итогам игры успеваем ость 1. Прил.3 Форма анализа результатов № задан ия контролируемые УУД уровен ь кол-во учащихся выполнивших задание полностью частично не приступа ли типичные затруднения возможные варианты устранения затруднений 1. 2. 3. 4. 5. 6. и выполнения заданий образовательной игры учащимися ________ класса Приложение 3 Индивидуальный итоговый проект Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную). Требования к содержанию и направленности проекта В соответствии с целями подготовки проекта для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, в котором должны быть отражены требования по следующим рубрикам: • организация проектной деятельности; • содержание и направленность проекта; • защита проекта; • критерии оценки проектной деятельности. Обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта1; тема проекта должна быть утверждена (уровень утверждения определяет Школа; план реализации проекта разрабатывается учащимся совместно с руководителем проекта). 1 Руководителем проекта может быть как педагог Школы, так и сотрудник иной организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчѐты о проведѐнных исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются: 1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм; 2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объѐмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта; 3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники, использование ИКТ – технологий. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. Требования к защите проекта Защита осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии Школы или на школьной конференции. Последняя форма предпочтительнее, так как имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения обучающимися отдельными элементами проектной деятельности. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя. Критерии оценки проектной работы Разрабатываются с учѐтом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования. Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям: способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы еѐ решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить еѐ результаты, аргументированно ответить на вопросы. Результаты выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального (уровневого) подхода или на основе аналитического подхода. При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырѐх названных выше критериев. При этом в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а что только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной деятельности. Ниже приводится примерное содержательное описание каждого из вышеназванных критериев2. Примерное содержательное описание каждого критерия Критерий Уровни сформированности навыков проектной деятельности Базовый Повышенный Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути еѐ решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути еѐ решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы Знание предмета Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют Регулятивные действия Продемонстрированы навыки Работа тщательно спланирована и определения темы и планирования последовательно реализована, работы. своевременно пройдены все Работа доведена до конца и необходимые этапы обсуждения и представления. представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под Контроль и коррекция осуществлялись контролем и при поддержке самостоятельно руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося Продемонстрированы навыки Тема ясно определена и пояснена. оформления проектной работы и Текст/сообщение хорошо пояснительной записки, а также структурированы. Все мысли подготовки простой презентации. Автор выражены ясно, логично, отвечает на вопросы последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Коммуникация Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трѐх предъявляемых критериев, характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне; 2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв руководителя или презентация) не даѐт оснований для иного решения. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что: 1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев; 2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершѐнный продукт, отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя, презентация проекта; 3) даны ответы на вопросы. В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы. Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования — аттестат об основном общем образовании — отметка выставляется в свободную строку. Результаты выполнения индивидуального проекта могут рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника Школы на избранное им направление профильного образования. При необходимости осуществления отбора при поступлении в профильные классы может использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков проектной деятельности. При этом, как показывает теория и практика педагогических измерений, максимальная оценка по каждому критерию не должна превышать 3 баллов. При таком подходе достижение базового уровня (отметка «удовлетворительно») соответствует получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырѐх критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7—9 первичных баллов (отметка «хорошо») или 10 первичных баллов (отметка «отлично»). Аналогичный подход, сопровождающийся более детальным описанием критериев или введением специальных критериев, отражающих отдельные аспекты проектной деятельности (например, сформированность умений решать проблемы, или умений работать с информацией, или отдельных коммуникативных компетенций), может использоваться в текущем учебном процессе при обучении навыкам осуществления проектной деятельности. При использовании детализированных или специальных критериев по каждому из выделенных критериев разрабатываются отдельные шкалы и приводится их критериальное описание. Критерии Образец Самооценка Оценка Оценка задания родителей учителя Предметные: 1. … Метапредметные: 1. … Приложение № 4 Методические рекомендации о порядке оценивания личных достижений учащихся («Портфолио») 1. Общие положения. 1.1. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Портфолио относится к разряду индивидуализированных оценок, ориентированных на новые формы оценивания, а также самооценивания. Портфолио предполагает способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. 1.2. Портфолио дополняет традиционные контрольно-измерительные средства, направленные на проверку знаний, умений и навыков. 1.3. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др, - и является важным элементом практико-ориентированного и деятельностного подхода к образованию. 1.4. Цель портфолио – отследить динамику процесса образования учащегося, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения, способность к самооценке и рефлексии. 2. Виды портфолио. 2.1. «Порфолио документов» - собрание официальных (документально сертифицированных) индивидуальных образовательных достижений. Итоговый документ представлен в виде школьного официального документа и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио документов. 2.2. «Портфолио работ» - собрание различных творческих, проектных и исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. портфолио работ оформляется в виде школьного официального документа с приложением работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей. 2.3. «Портфолио отзывов» - включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, работниками системы дополнительного образования, внешними экспертами, а также письменный анализ отношения самого школьника к своей конкретной деятельности и ее результатам. Портфолио отзывов может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и пр. 3. Оформление единого документа портфолио. 3.1. Официальным документом портфолио является «Перечень персональных достижений» (далее - документ). 3.2. Документ оформляется при поступлении ученика в школу и ведется до момента окончания обучения. 3.3. Документ содержит: - полное название образовательного учреждения; - персональный порядковый номер; - информацию о фамилии, имени и отчестве ученика; - год выдачи; - отдельные карты по классам и годам обучения с указанием номера и буквы класса, которые содержат следующие разделы: а) документы; в) работы; в) отзывы; 6) итоговый лист каждого года обучения, где указывается годовой рейтинг портфолио за год. 3.4. В разделе «Документы» могут быть зафиксированы: 3.4.1. Дипломы, грамоты и сертификаты, полученные за достижения на конкурсах, олимпиадах и в других формах состязаний международного, всероссийского, областного и городского уровней, а также проводимых гимназией и приравненных к этой категории; 3.4.2. Дипломы, сертификаты, удостоверения, полученные в ходе обучения на курсах в лицензированных образовательных учреждениях или участия в мероприятиях и конкурсах, проводимых учреждениями дополнительного образования, вузами, культурнообразовательными фондами и другими учреждениями, связанными с образованием и просвещением. 3.5. При записи фиксируется уровень (организатор) мероприятия, степень заслуг и участия (1-е место, лауреат, член сборной и т.д.), дата выдачи (проведения), руководитель, номер документа (если есть), кем выдан. Записи действительны при предъявлении подлинника документа. 3.6. В разделе «Работы» могут быть зафиксированы: 3.6.1. Проектные работы. Указывается тема проекта, руководитель и оценка по 10балльной шкале. 3.6.2. Исследовательские работы и эссе. Указывается тема, руководитель и оценка по 10балльной шкале. 3.6.3. Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, руководитель и оценка по 10-балльной шкале. 3.6.4. Работы по искусству. Указывается жанр и количество работ, руководитель и оценка по 10-балльной шкале. Указывается участие в выставках. 3.6.5. Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре и т.д. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах. 3.6.6. Кружки и факультативы. Указывается название, руководитель и оценка участия по 10балльной шкале. 3.6.7. Практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая и т.д. Указывается вид практики, место, в котором она проходила, ее продолжительность, руководитель, оценка деятельности по 10-балльной шкале. 3.6.8. Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика. 3.6.9. Спортивные достижения. Указывается наличие спортивного разряда. 3.7. В разделе «Отзывы» могут быть указаны: 3.7.1. Резюме на ученика, составленное советом школьного самоуправления. Указывается дата составления резюме. 3.7.2. Рецензия внешнего эксперта на статью, опубликованную в СМИ. Указывается дата составления рецензии, время публикации, издание. 3.7.3. Отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников. Указывается дата составления отзыва и качественная оценка работы (хорошо, плохо, отлично и т.д.). 3.7.4. Резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений. Указывается дата составления резюме. 3.7.5. Эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения. Указывается тема и дата составления. 3.7.6. Рекомендательные письма от физических лиц и от организаций. Указываются должности и названия, дата составления. 3.8. Баллы в разделе «Документы» начисляются по следующему принципу: 3.8.1. Олимпиады, конкурсы (состязания): Районные баллы Участник Лауреат (дипломант) 1 2 Городские Всероссийские Международные 6 7 11 12 16 17 3-е место (диплом 3-й степени) 2-е место (диплом 2-й степени) 1-е место (диплом 1-й степени) 3 8 13 18 4 9 14 19 15 20 5 10 3.8.2. Обучение на курсах, участие в мероприятиях оцениваются по 10-балльной шкале в зависимости от степени участия и уровня успешности освоения курса, отраженного в официальном документе. 3.8.3. В конце года баллы суммируются и фиксируются как годовой рейтинг портфолио «Документы». 3.9. Баллы в разделе «Работы» начисляются по каждому разделу по 10-балльной шкале. В конце года баллы суммируются и фиксируются как годовой рейтинг по портфолио «Работы». 3.10. Сумма баллов за год по разделам «Документы» и «Работы» представляет собой суммарный рейтинг «портфолио», который при прочих равных показателях дает преимущество учащемуся в случае выбора профильного обучения в рамках Школыили при зачислении в другие ОУ, которых действует система учета «портфолио». 3.11. Раздел «Отзывы» носит информационно-рекомендательный характер и при прочих равных показателях позволяет более объективно принять решение в отношении ученика. 3.12. Ответственными за оформление «Перечня персональных достижений» (далее документа) являются ученик и его родители. 3.13. Верность записей в документе подтверждается подписью классного руководителя. 3.14. Записи, сделанные в течение года, подтверждаются подписью руководителя задания, подписью директора и заверяются гербовой печатью с указанием даты. 3.15. В случае утраты документа он может быть восстановлен на основании представленных оригиналов, подтверждающих достижения ученика. Приложение № 6 Карта мониторинга динамики индивидуальных достижений учащихся МАОУ СОШ № 24 Класс______20___- 20____ уч. год Учебные достижения № п/п Ф.И. обучающег ося Средний балл оценок по изученным предметам (по итогам четверти) I 1 2 3 4…. Классный руководитель II III IV Участие в Олимпиадах, НОУ, конкурсах по четвертям НОУ Олимпиады I полугодие II полугоди е I полугодие II полугодие ИТОГ Конкурсы по предметам I II III IV (ФИО)__________________________________________________________________ № п/ п Ф.И. обучающегос я Участие в ученическом самоуправлении класса (по полугодия м) I II школ ы (по полугодия м) I II Участие мероприятиях в Общешкольные фестивали Общешкольные мероприятия I I II III I V II III IV Занятость в Правонарушени ИТОГ дополнительн я ом образовании Внешкольные I II I II мероприятия пол полуго пол полуго угод угод д. д. . . I II III I V 1 2 3 4 Фамилии обучающихся Внеучебные достижения Классный руководитель (ФИО)________________________________________________________________________ Содержание оценки и инструментарий оценивания динамики индивидуальных достижений обучающихся - Мониторинг динамики индивидуальных достижений обучающихся (далее – мониторинг) – целенаправленная деятельность, связанная с постоянным наблюдением, оценкой и прогнозом состояния учебной и внеучебной деятельности обучающихся школы. Основными принципами оценки динамики индивидуальных достижений обучающихся являются: осуществление мониторинга в течение длительного срока с определенными интервалами сбора информации; использование информационных данных и системы мониторинговых показателей наиболее полно и достоверно характеризующих исследуемое явление; единые процедура и технология оценивания; учет индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их динамики достижений. Карта мониторинга динамики индивидуальных достижений обучающихся (далее – Карта мониторинга) представляет собой наглядный информационный материал в получении комплексной оценки динамики индивидуальных достижений каждого обучающегося и классного коллектива в целом, их социальной активности, а также для организации оперативного реагирования на негативные тенденции в образовательном процессе. - - Структура карты мониторинга: Карта мониторинга состоит из двух разделов: учебные и внеучебные достижения; раздел «Учебные достижения» включает в себя: «Средний балл оценок по изученным предметам», «Участие в Олимпиадах, НОУ, конкурсах по учебным предметам» «ИТОГ»; раздел «Внеучебные достижения» включает в себя: «Участие в ученическом самоуправлении класса, школы», «Участие в мероприятиях: общешкольных фестивалях, - - - - - - - - общешкольных мероприятиях (не включенных в фестивали школы), внешкольных мероприятиях», «Занятость в дополнительном образовании», «Правонарушения», «ИТОГ». каждый раздел Карты завершается построением линейного графика, в котором вертикально отмечаются баллы, полученные в результате заполнения таблиц, горизонтально записываются фамилии и имена обучающихся. Заполнение карты мониторинга: заполнение Карты мониторинга осуществляется классным руководителем в течение учебного года; средний балл оценок выводится по среднему арифметическому оценок по всем изученным предметам, выставленным за четверть; участие в НОУ оценивается в 1 балл, в случае, если обучающийся представлял индивидуальный проект на мероприятиях различного уровня; участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня оценивается в 1 балл; - в конце раздела «Учебные достижения» выставляется суммарная оценка полученных баллов, которая потом фиксируется в графике. участие в мероприятиях (общешкольных фестивалях, общешкольных мероприятиях (не включенных в школьные фестивали), внешкольных мероприятиях) оцениваются в 1 балл в случае активной включенности обучающегося; занятость в дополнительном образовании оценивается в 1 балл; при отсутствии правонарушений со стороны обучающегося в течение учебного года выставляется 1 балл; в конце раздела «Внеучебные достижения» выставляется суммарная оценка полученных баллов, которая потом фиксируется в графике. в случае неучастия в НОУ, олимпиадах, конкурсах, мероприятиях, в ученическом самоуправлении, незанятости дополнительном образовании выставляется 0 баллов ; вычерчивается график по каждому разделу, который наглядно показывает «зоны успешности и неуспешности – в разделе «Учебные достижения», социальной активности и пассивности в разделе «Внеучебные достижения») Выводы классного руководителя после заполнения карты: динамика всего коллектива класса и каждого обучающегося в отдельности; определение «зон успешности-неуспешности», «социальной активности-пассивности» классного коллектива или каждого обучающегося в отдельности. Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий: сбор данных на основе наблюдений за достижениями обучающихся; анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга; составление комплексной характеристики достижений обучающегося и оценка его готовности к обучению на следующем уровне общего образования; выявление образовательных дефицитов в достижении планируемых результатов, принятие мер по устранению отрицательных последствий; использование полученных показателей для проектирования и реализации вариативных образовательных маршрутов учащихся; распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга; данные карты мониторинга дают основания для выведения итоговой оценки достижений предметных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования и основного общего образования; формулирование основных стратегических направлений развития образовательного процесса в классе на основе анализа полученных данных; подготовка ежегодных отчетов по результатам мониторинга, которые входят в школьный рейтинг классного коллектива; - изучение и представление успешного опыта работы классных руководителей. Приложение № 7 Индивидуальная карта занятости во внеурочной деятельности обучающегося ___ класса ________ учебный год _________________________________ (Фамилия Имя Отчество) № ФИО п/п учащегося Направление внеурочной деятельности (количество часов в неделю) Общий объем спортивно- духовнонравственное социальное общеинтеллектуальное общекуль часов оздоровите турное в год льное 1 2 5 Всего по классу: Лист ознакомления с Положением _____________________________________________ ______________________________________________________________ № ФИО Акопян Карина Геннадьевна Арутюнян Лилия Юрьевна Астраханцев Юлиан Валерьевич Берестнева Татьяна Евгеньевна Бирюков Даниил Алексеевич Должность учитель учитель Учитель учитель заместитель директора по ИТ Болдырева Надежда Михайловна учитель Бровко Таиса Евгеньевна учитель Важничая Лилия Борисовна учитель Вапрова Наталья Валерьевна учитель Воробей Елена Николаевна учитель Гамидова Севиндж Агамурад-Кизи учитель Гладышева Виктория Арнольдовна учитель Грачев Алексей Викторович учитель Давыдова Эльвира Дмитриевна учитель Жиркова Ирина Юрьевна учитель Заикина Наталья Анатольевна учитель Засухина Анна Петровна учитель Зубкова Ольга Дальевна учитель Ильинцева Людмила Ивановна учитель Катаева Полина Александровна учитель Ковалева Екатерина Викторовна учитель Котельникова Людмила Михайловна учитель Котлова Виктория Владимировна учитель Кочерян Марина Александровна психолог Кривенко Елена Евгеньевна учитель Кристьян Любовь Владимировна учитель Кузьменко Андрей Юрьевич учитель Мартыновна Анастасия Леонидовна Учитель Марукова Наталья Боясовна учитель Маслова Ольга Геннадьевна Учитель Меликян Артур Абкарович учитель Мисюрина Лариса Михайловна учитель Овсянникова Татьяна Николаевна учитель Овчаренко Кирилл Павлович учитель Остренко Полина Сергеевна учитель Проценко Елена Ивановна заместитель директора УМР Пяткина Дарья Николаевна учитель Сапелкина Айгюль Рашидовна заместитель директора по ВР Скопылатова Александра учитель Алексеевна Смирнова Ольга Сергеевна учитель Степаненко Ольга Сергеевна экономист Сычева Татьяна Николаевна заместитель Дата ознакомлен ия Подпись Филиппова Наталья Викторовна Фоменко Елена Юрьевна Ханинян Анна Александровна Чемеригина Мария Александровна Чинова Оксана Викторовна Чуприна Анастасия Викторовна Шкуратова Юлия Владимировна директора по УР учитель учитель учитель учитель учитель учитель библиотекарь