Положение об индивидуальном проекте обучающихся 10-11 классов муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 24 г. Армавира

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24
352904, Краснодарский край, г. Армавир, пр. Авиаторов, 12, ИНН 2372027969 КПП 237201001

Принято на заседании
педагогического Совета
27.08.2021 г., протокол № 1

Утверждено приказом
от 30.08. 2021 г. № 01-11/96
Директор МАОУ СОШ № 24
Н.В. Булатова

Положение об индивидуальном проекте
обучающихся 10-11 классов
муниципального автономного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной
школы № 24 г. Армавира

г. Армавир
2021 г.
1

1.

Общие положения

1.1.
Настоящее положение регламентирует процедуру итоговой оценки
достижения метапредметных результатов образования в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования (далее ФГОС COО). Основной процедурой
итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита
индивидуального проекта (далее — индивидуальный проект, проект, ИП).
1.2.
Нормативно-правовой базой для разработки настоящего положения
являются:
1)
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
2)
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413);
3)
Основная образовательная программа среднего общего образования
муниципального
автономного
образовательного
учреждения
средней
общеобразовательной школы №24 (далее — Школа, ОО)
1.3.
Настоящее Положение является локальным актом Школы и
определяет:
- принципы и особенности индивидуального проекта в условиях
реализации ФГОС COO;
- место индивидуального проекта в образовательном процессе Школы;
- форму индивидуального проекта;
- основы организации работы над индивидуальным проектом;
- особенности оценивания индивидуального проекта;
- перечень и порядок оформления проектной документации.
1.4.
Настоящее Положение рассматривается на педагогическом совете
Школы, имеющем право вносить в него изменения и дополнения.
1.5.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение
одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного
учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного
исследования или разработанного проекта.
1.6.
Выполнение индивидуального проекта обязательно для каждого
учащегося, обучающегося по ФГОС COO.
1.7.
Защита индивидуального проекта является одним из обязательных
составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга качества
образования.

2

Цели и задачи реализации индивидуального проекта
2.1.
Цель: создание психолого-педагогических условий для разработки,
сопровождения и защиты индивидуального проекта обучающимися как
обязательного условия достижения метапредметных результатов образования.
2.2.
Задачи:
2.2.1. Оказание содействия в достижении обучающимися следующих
образовательных результатов:
- формирование ключевых компетенций;
- воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности;
повышение мотивации и эффективности учебной деятельности;
- умение на практическом уровне выбирать адекватные стоящей задаче
средства, принимать решения;
- развитие способности к поиску нестандартных решений.
2.2.2.
Оказание содействия учителям в организации образовательного
процесса в соответствии с требованиями ФГОС:
- активное внедрение в образовательный процесс Школы новых
педагогических технологий для развития познавательных навыков обучающихся,
учений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве, развивать критическое мышление, умения
увидеть, формулировать и решить проблему,
- новые формы взаимоотношений «ученик — учитель», в которых учитель
из простого транслятора знаний становится действительным организатором
совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному
сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
2. Место индивидуального проекта в образовательной программе
2.1. Индивидуальный проект является обязательной формой обучения и
входит в перечень учебных предметов в учебном плане среднего общего
образования. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для
каждого обучающегося на уровне среднего общего образования, его
невыполнение равноценно получения неудовлетворительной отметки по любому
учебному предмету.
2.2.
Учебный курс «Индивидуальный проект» реализуется в объеме не
менее 68 часов в течение одного или двух лет в рамках учебного времени,
специально отведенного учебным планом.
3.3.
Оценка и учет знаний и умений, проявленных автором проекта в ходе
создания индивидуальной работы, уровень выполнения учитываются в школьной
документации.
3.3.1. В ходе работы над индивидуальным проектом автор-разработчик
получает текущие отметки за выполнение всех этапов работы. Эти отметки
вносятся в журнал на страницу «Индивидуальный проект».
3.3.2.
Публичная защита проекта проходит в сроки, определѐнные
администрацией Школы. Оценка проекта переводится в пятибалльную систему и
выставляется в журнале на страницу «Индивидуальный проект».
3

3.3.3.
Индивидуальный проект может участвовать во внешкольных
конференциях и конкурсах муниципального, регионального и всероссийских
уровней. Победы в этих конкурсах, по решению педагогического совета Школы,
могут повлиять на итоговую отметку, выставляемую автору проекта.
3.3.4. Итоговая отметка за выполнение проекта выставляется в журнал,
личное дело обучающегося, в аттестат о среднем общем образовании.
3. Организация работы над индивидуальным проектом
4.1.
Участниками процесса разработки индивидуальных проектов
являются обучающиеся - разработчики проектов, руководители проектов,
консультанты (возможны).
4.1.1. Каждый из обучающихся обязан выполнить индивидуальный проект
в соответствии с выбранной темой, разработанной программой реализации
проектного задания, публично защитить полученный продукт, получив за свою
работу отметку по учебному предмету «Индивидуальный проект»обязательному в учебном плане Школы.
4.1.2. Руководителем индивидуального проекта должен быть учитель
Школы. Он наравне с обучающимся несѐт ответственность за успешное
выполнение индивидуального проекта. В задачи руководителя проекта входит
помощь обучающемуся в определении темы, цели и задач проекта; совместная
разработка программы выполнения проекта; мониторинг хода работы над
проектом; текущие консультации, анализ полученной обучающимся
информации, корректировка общего хода работы; оценка результатов наиболее
важных этапов работы над проектом; подготовка обучающегося к процедуре
итоговой публичной защиты индивидуального проекта; оформление и ведение
проектной документации.
4.1.3. Консультанты индивидуального проекта. У обучающегося по
желанию могут быть консультанты — другие педагоги Школы (в случае
метапредметного или межпредметного содержания проекта), сотрудник иной
организации или иного образовательного учреждения, в том числе высшего,
представители семьи обучающегося. Свои действия консультанты согласуют с
руководителем проекта.
4.2.
Этапы работы над проектом:
1)подготовительный этап;
2) планирование;
3) работа над проектом;
4) подготовка проекта к итоговой публичной защите, предварительная
защита проекта с самоанализом;
5) публичная защита индивидуального проекта (не более 7 минут, вопросы
не более 3 минут).
4.2.1. Подготовительный этап:
- выбор темы индивидуального проекта;
- выбор руководителя и консультантов проекта;
- оформление заявления на разработку проекта;
4

- определение сроков выполнения проекта.

4.2.2. Планирование (оформление индивидуального плана реализации
проекта):
- формулирование цели и задач проекта;
- определение типа и формы проекта;
- планирование структуры проектной работы;
- выдвижение основной гипотезы;
- определение источников необходимой информации;
- определение способов сбора и анализа информации;
- согласование этапов выполнения проекта;
- формулировка задач каждого этапа;
- согласование процедур и критериев оценки результатов проекта;
- оформление индивидуального плана реализации проекта.
4.2.3. Работа над проектом:
- сбор и уточнение информации в соответствии с выбранной темой, целью
проекта, (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения,
эксперименты и т.п.);
- поэтапное выполнение задач проекта: работа с источниками, работа с
полученной информацией - анализ, обработка и обобщение, проведение
экспериментов и опытов; формулирование выводов;
- самоанализ полученного продукта (сравнение с выдвинутой гипотезой);
- выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения
проекта;
- выбор оптимального варианта хода проекта.
4.2.4. Подготовка проекта к итоговой публичной защите:
- самоанализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и
неудач);
- подготовка мультимедийной презентации – отчета о ходе выполнения
проекта с объяснением полученных результатов;
- подготовка других материалов, необходимых при защите индивидуального
проекта;
- письменный отзыв включается в необходимый пакет материалов;
- предварительная защита проекта может пройти в любой форме, в том
числе на уроке в классе - своем или каком-либо другом, по усмотрению
руководителя, на заседании МО, на совете родительской общественности,
родительском собрании и т.д.
4.2.5. Публичная защита индивидуального проекта:
- защита проектов проводится публично в установленные сроки;
- оценивается публичная защита в соответствии с критериями,
утвержденными настоящим Положением.
4.3.
Примерные сроки выполнения проекта:
4.3.1. Проект выполняется в течение одного года в 10 классе:
1)
подготовительный этап — сентябрь
2)
планирование — октябрь-ноябрь;
5

работа над проектом — ноябрь - февраль;
подготовка проекта к итоговой публичной защите, самоанализ
работы - март-апрель;
5)
публичная защита проекта в сроки, установленные приказом
директора Школы, но не позднее 15 мая.
4.4.
Контроль соблюдения сроков осуществляет руководитель (учитель)
проекта.
4.5.
Контроль
охвата
обучающихся
проектной
деятельностью
осуществляет классный руководитель.
3)
4)

Требования к содержанию, направленности и оформлению
индивидуального проекта
5.1.
Индивидуальный проект представляет собой проект, выполняемый
обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью
продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания
и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность
проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность
(учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественнотворческую, иную). Результат проектной деятельности должен иметь
практическую направленность.
5.2.
Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской
деятельности являются:
— исследовательское;
— инженерное, конструкторское;
— прикладное;
— бизнес-проектирование;
— информационное;
— социальное;
— игровое;
— творческое;
— инновационное.
5.3.
На уровне среднего общего образования приоритетными
направлениями являются:
— социальное;
— бизнес-проектирование;
— исследовательское;
— инженерное;
— информационное.
5.4.
Исследовательские проекты могут иметь следующие направления:
— естественнонаучные исследования;
— исследования в гуманитарных областях (в том числе выходящих за рамки
школьной программы, например в психологии, социологии);
— экономические исследования;
— социальные исследования;
4.

6

—

научно-технические исследования.
Требования к исследовательским проектам: постановка задачи,
формулировка гипотезы, описание инструментария и регламентов исследования,
проведение исследования и интерпретация полученных результатов.
5.5.
По содержанию проект может быть:
- монопредметный;
- метапредметным;
-межпредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям),
относящийся к области деятельности и пр.
5.6.
Тема индивидуального проекта должна соответствовать следующим
требованиям:
1) обучающиеся выбирают тему самостоятельно;
2) обучающийся может ориентироваться на примерный перечень тем
индивидуального проектирования, которые учителя, администрация
определит в качестве актуальных для образовательного процесса Школы;
3) тема проекта должна быть сформулирована грамотно с литературной точки
зрения, и отражать проблему, рассматриваемую в проекте.
Выбранная обучающимся тема проектной работы может реализовывать
познавательный мотив, ориентироваться на интересы и увлечения
обучающегося, решение личностных проблем.
5.7.
Результат проектной деятельности должен иметь практическую
направленность. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть
любая из следующих работ:
печатная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные
материалы, отчѐты о проведѐнных исследованиях, стендовый доклад и др.);
художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде
прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной
декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и
др.;
- материальный объект, макет, иное конструкторское изделие с
аналитическими описаниями модели, мультимедийный и программный продукт;
- отчѐтные материалы по социальному проекту, которые могут включать как
тексты, так и мупьтимедийные продукты.
5.8.
Примеры результатов (продуктов) проектов:
- макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
- постеры, презентации;
- альбомы, буклеты, брошюры, книги;
- реконструкции событий;
- эссе, рассказы, стихи, рисунки;
- результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
- документальные фильмы, мультфильмы;
- выставки, игры, тематические вечера, концерты;
- сценарии мероприятий;
7

- веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски
цифровые носители);
- доклады на конференциях, семинарах, круглых столах.

(или

другие

6. Требования к оформлению индивидуального проекта
6.1. Готовый к защите индивидуальный проект должен быть представлен в
печатном и электронном виде (диск, флеш-носитель и т. д.).
6.2. Текст работы должен быть структурирован и оформлен в соответствии с
существующими требованиями:
- формат листа – A4;
- межстрочный интервал – 1,5;
- размер шрифта – 14 (Times New Roman);
- отступ слева – 3 см'
- отступ справа – 1,5 см,
- отступ сверху, снизу – 2 см,
- ориентация страницы – книжная,
- нумерация страниц по центру внизу (колонтитулы).
6.3. Титульный лист должен содержать:
— название образовательной организации;
- тему работы;
- Ф.И.О. автора;
- Ф.И.О. руководителя, Ф.И.О консультанта (при наличии);
- год написания работы.
Образец оформления титульного листа представлен в Приложении №1 к
данному Положению.
6.4.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется. Основной
текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений –арабскими
цифрами. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Все разделы плана
(названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение)
начинаются с новых страниц. Все сокращения в тексте должны быть
расшифрованы. Общим требованием ко всем работам является необходимость
соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В
случае заимствования текста работа (плагиата) без указания ссылок на источник
проект к защите не допускается.
6.5.
Требования к оформлению и содержанию индивидуального проекта:
6.5.1. Аннотация (краткая пояснительная записка к проекту) объемом от 20
строк до одной страницы должна содержать наиболее важную информацию о
работе, в частности: цель работы; задачи, полученные данные; выводы. Для
конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается
описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов —
обязательное описание реальных эффектов/эффекта от реализации проекта.
6.5.2. Оглавление включает перечень тематических названий всех
разделов проекта в порядке их следования.
6.5.3. Введение включает в себя следующие положения:
8

- обоснование актуальности выбранной темы: дается аналитический обзор
фактов, уже известных в науке и практике и оставшихся еще не раскрытыми и
требующими разрешения; на этой основе формулируется противоречие, на
раскрытие которого направлен данный проект; на основании выявленного
противоречия формулируется проблема;
- определяется цель работы – то, что необходимо достигнуть в результате
работы над проектом;
- формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы
достичь цели;
- указываются методы и методики, которые использовались при разработке
проекта;
- завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта»,
«практическая значимость».
6.5.4. Основная часть проекта состоит из двух разделов: первый содержит
теоретический материал, второй — экспериментальный (практический).
В 1-ой части работы необходимо изложить теоретические основы,
концепции и принципы, которые, по мнению автора, позволят решить
поставленные задачи. Особое внимание следует обратить на критическое
осмысление излагаемого материала. На основе сравнения и сопоставления
различных точек зрения необходимо обосновать свой собственный подход к
решению рассматриваемых проблем.
Текст работы должен содержать ссылки на использованную литературу.
Рекомендуется оформлять ссылки следующим образом – в тексте указать номера
позиций в списке литературы, на которые ссылается автор, при этом заключить
их в квадратные скобки. Например [2]. Если в тексте проводится цитата, рядом с
номером источника следует указать номер страницы. Например [7, с. 321].
Во 2-ой части работы автор анализирует полученные в ходе работы над
проектом (исследованием) данные. В этой части важно подробно изложить
полученные результаты, при необходимости иллюстрируя их таблицами,
рисунками, графиками, на которые в тексте должны быть ссылки.
6.5.5. Заключение. В этой главе обычно подводится итог работы над
проектом (исследованием): достигнуты ли цели, решены ли поставленные
задачи. В лаконичном виде должны быть отражены результаты проведенной
работы (исследования) и сформулированы выводы, (с указанием, если возможно,
направления дальнейших исследований и предложений по возможному
практическому использованию результатов исследования). Выводы – это ответы
на вопроса, которые автор работы поставил в цели и задачах.
6.5.6. Список использованной литературы. Литературные источники,
использованные автором, рекомендуется вносить в список литературы. Перечень
использованной литературы оформляется в алфавитном порядке: фамилии
авторов, наименование источника, место и год издания, наименование
издательства. Если используются статьи из журналов, то указывается автор,
наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска. Все
источники нумеруются в сквозном порядке. Список использованной литературы
9

оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа.
6.5.7. Приложения. При необходимости, работа может содержать
приложения с иллюстративным материалом (рисунки, схемы, карты, таблицы,
фотографии и т. п.).
Приложения (иллюстрации) выполняются на отдельных страницах, которые
размещаются после списка литературных источников в порядке их упоминания в
тексте. Приложения обозначаются цифрами. Все приложения должны иметь
названия. Приложения могут иметь разделы и подразделы, нумерация которых
должна осуществляться в пределах каждого приложения.
Каждое приложение следует начинать с новой страницы. На приложение в
тексте необходимо сделать ссылки.
6.6.
Объем текста проектной работы, включая формулы и список
литература, не должен быть менее 10 машинописных страниц. Для приложений
может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.
6.7.
Форма работы должна соответствовать содержанию, Не следует
писать работу от первого лица. Текст теоретической части должен быть написан
в неопределенном наклонении («рассматривается», «определяется» и т.п.). В
работе должна прослеживаться научность и литературность языка. Письменная
речь должна быть грамотной, орфография и пунктуация соответствовать
правилам и нормам русского языка, словарный и грамматический строй речи
разнообразен, речь выразительна.
6.8. Основные требования к оформлению презентаций в PowerPoint.
Рекомендуется использовать не более трех цветов на одном слайде. Нельзя
смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Текст должен хорошо
читаться на выбранном фоне. Необходимо использовать максимально
пространство экрана (слайда). Первый слайд презентации должен содержать
тему проекта, ФИО разработчика, руководителя, консультантов (при наличии).
Каждый слайд должен содержать заголовок. Слайды не должны быть
перегружены анимационными эффектами. Для смены слайдов используется один
и тот же анимационный эффект.
6.9.
Каждый индивидуальный проект должен содержать отзыв. Отзыв –
это мнение о работе над проектом, включающее краткую характеристику
процесса учебного проектирования, оценку содержания работы, достоинства
работы, недостатки работы, практическую значимость, рекомендации. Может
быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность
и практическая значимость полученных результатов. Отзыв оформляется на
этапе завершения разработки индивидуального проекта.
6.10. Материалы, представляемые к итоговой защите индивидуального
проекта, должны содержать:
1)
папка с материалами проекта. Порядок расположения материалов в
папке:
титульный лист;
аннотация (краткая пояснительная записка к проекту);
описание работы;
10

приложения;
заполненный индивидуальный план разработки проекта;
отзыв руководителя проекта.
2)
выносимый на защиту продукт проектной деятельности,
представленный в одной из описанных выше форм;
3)
мультимедийная презентация — отчѐт о целях, задачах проекта,
реализации проектного плана и полученных результатах (материал выступления
на публичной защите индивидуального проекта);
4)
отзыв руководителя проекта содержащий краткую характеристику
процесса учебного проектирования.
7.
Система оценивания индивидуального проекта
7.1.
Критерии оценки содержания проекта:
№ Kpuтepuй
Оценка (в баллах)
п/п
1.
Выбор темы (актуальность и важность темы,
2-1-0
научно-теоретическое и практическое значение).
2.
Целеполагание, формулировка задач, которые
2-1-0
следует решить.
3.
Выбор
средств
и
методов,
адекватных
2-1-0
поставленным целям.
4.
Проведение проектной работы или исследования.
2-1-0
Практическое значение результатов работы.
5.
Положительные эффекты от реализации проекта,
2-1-0
важные как для самого автора, так для других
людей.
6.
Ресурсы материальные и нематериальные, которые
2-1-0
были привлечены для реализации проекта, а также
источники этих ресурсов.
7.
Компетенция в выбранной сфере исследования,
2-1-0
творческая активность.
8.
Качество проектного продукта. Полезность и
2-1-0
востребованность продукта.
9.
Оформление проекта (оформление результатов
2-1-0
работ в соответствии с замыслом проекта или
целями исследования)
Каждый критерий оценивается по шкале:
«2» — показатель представлен полностью, в достаточной мере.
«1» — показатель представлен частично
«0» — показатель не представлен.
Итого 18 баллов - максимальный балл за содержательную часть проекта.
7.2.

Критерии оценки защиты проекта:

11

№ Критерий
Оценка (в баллах)
п/п
1. Качество доклада
1. - доклад зачитывается
2. - доклад пересказывается, но не
объяснена суть работы
3. - доклад пересказывается, суть работы
объяснена
4. - кроме хорошего доклада владение
иллюстративным материалом
5. - доклад производит очень хорошее
впечатление
2. Качество ответов
1. - нет четкости ответов на большинство
на вопросы
вопросов
2. - ответы на большинство вопросов
3. - ответы на все вопросы убедительно,
аргументировано
3. Использование
1. - представленный демонстрационный
демонстрационного
материал не используется в докладе
материала
2. - представленный демонстрационный
материал используется в докладе
3. - представленный демонстрационный
материал используется в докладе,
информативен, автор свободно в нем
ориентируется
4. Оформление
1. - представлен плохо оформленный
демонстрационного
демонстрационный материал
материала
2. – демонстрационный материал хорошо
оформлен, но есть отдельные претензии
3. - к демонстрационному материалу нет
претензий
Итого 14 баллов - максимальный балл за защиту индивидуального проекта.
Итоговый балл за содержание и защиту проекта — 32 балла.
Перевод в отметку:
27 - 32 балла – «отлично»
21 - 26 балла – «хорошо»
17 - 20 баллов – «удовлетворительно»
16 баллов и менее – «неудовлетворительно»
7.5.
Выставление итоговой отметки. Итоговая отметка выставляется в
конце учебного года. Итоговую отметку за выполнение индивидуального
проекта выставляет учитель, ведущий курс «Индивидуальный проект». Итоговая
отметка выставляется как среднее арифметическое годовой отметки за курс
«Индивидуальный проект» и отметки, полученной за защиту проекта,
7.3.
7.4.

12

отраженной в протоколе оценивания и защиты индивидуального проекта.
7.6.
Комиссия также дает заключение об уровне сформированности
навыков проектной деятельности.
7.7.
Вывод об уровне сформированности навыков проектной
деятельности делается на основе оценки всей совокупности основных элементов
проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из
четырех критериев:
7.7.1. способность к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные
способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку
выводов или обоснование, реализацию, апробацию принятого решения,
обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения
и т.п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности
познавательных учебных действий;
7.7.2. сформированность предметных знаний и способов действий,
проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно
в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся
знания и способы действий;
7.7.3. сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью
во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей,
осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
7.7.4. сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в
умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее
результаты, аргументировано ответить на вопросы.
7.8.
Критерии сформированности навыков проектной деятельности
базового и повышенного уровня:
Критерий
Самостоятельно
е приобретение
знаний и
решение
проблем

Уровни сформированности навыков
проектной деятельности
Базовый
Повышенный
Работа
в
целом Работа
в
целом
свидетельствует
о свидетельствуето
о
способности самостоятельно способности самостоятельно
с
опорой
на
помощь ставить
проблему
и
руководителя
ставить находить пути еѐ решения;
проблему и находить пути еѐ продемонстрировано
решения;
свободное
владение
продемонстрирована
логическими
операциями,
способность
приобретать навыками
критического
новые
знания
и/или мышления,
умение
осваивать новые способа самостоятельно
мыслить;
действий, достигать более продемонстрирована
глубокого
понимания способность на этой основе
13

изученного.

приобретать новые знания
и/или
осваивать
новые
способы действий, достигать
более глубокого понимания
проблемы.
Знание предмета Продемонстрировано
Продемонстрировано
понимание
содержания свободное
владение
выполненной работы.
предметом
проектной
В работе и в ответах на деятельности.
Ошибки
вопросы по содержанию отсутствуют
работы отсутствуют грубые
ошибки
Регулятивные
Продемонстрированы
Работа
тщательно
действия
навыки определение темы и спланирована
и
планирования работы.
последовательно
Работа доведена до конца и реализована, своевременно
представлена
комиссии; пройдены все необходимые
некоторые
этапы этапы
обсуждения
и
выполнялись под контролем представления.
и
при
поддержке Контроль
и
коррекция
руководителя. При этом осуществлялись
проявляются
отдельные самостоятельно.
элементы самооценка
и
самоконтроля обучающегося
Коммуникация
Продемонстрированы
Тема ясно определена и
навыки
оформления пояснена. Текст/сообщение
проектной
работы
и хорошо
структурированы.
пояснительной записки, а Все мысли выражены ясно,
также подготовки простой логично, последовательно,
презентации.
аргументировано.
Автор отвечает на вопросы
Работа/сообщение вызывает
интерес. Автор свободно
отвечает на вопроса.
8. Требования к процедуре проведения защиты индивидуального проекта
8.1.
Защита индивидуального проекта является одной из обязательных
составляющих материалов системы оценки качества образования.
8.2.
Независимо от типа проекта его защита происходят публично в
соответствии с регламентом (не более 7 минут, вопросы — не более 3 минут) в
присутствии экспертной комиссии, что дает возможность публично представить
результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень
сформированности навыков проектной деятельности.
8.3.
К защите ученик представляет проектной продукт, печатное
описание проекта.
14

8.4.
Место защиты ИП – образовательная организация.
8.5.
Школа определяет график защиты ИП. График защиты ИП
утверждается директором школы.
8.6.
Регламент проведения защиты ИП, параметры и критерии оценки
проектной деятельности должны быть известны обучающимся заранее.
8.7.
Для оценивания индивидуальных проектов в Школе создаѐтся
экспертная комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги
дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация Школы,
могут присутствовать социальные партнеры школы. Состав комиссии должен
подбираться с учѐтом предметных областей ИП.
8.8.
Экспертная комиссия оценивает уровень ИП в соответствии с
критериями (пункты 7.1 - 7.4, 7.8 данного положения).
8.9.
Состав экспертной комиссии для оценки ИП назначается приказом
директора Школы. Количество членов экспертной комиссии не должно быть
менее 3-x и более 7 человек.
8.9.1. Экспертную комиссию возглавляет председатель. Председатель
экспертной комиссии:
- контролирует соблюдение настоящего положения;
- координирует работу членов экспертной комиссии;
- разрешает вопросы и урегулирует споры, возникающие в ходе защиты ИП;
- имеет право делегировать часть своих обязанностей отдельным членам
экспертной комиссии.
8.9.2. Члены экспертной комиссии обязаны:
- участвовать в заседаниях комиссии;
- выполнять в установленные сроки поручения комиссии.
8.10. Проект, получивший оценку «неудовлетворительно», возвращается
обучающемуся на доработку. Обучающийся дорабатывает ИП в течение недели,
представляет к повторной защите.
8.11. Обучающиеся, не явившимся на защиту по уважительным причинам,
подтвержденным документально, предоставляется право защитить ИП в
дополнительные сроки. Конкретные даты повторной защиты устанавливаются
приказом по школе. Обучающийся, успешно выступившему с проектом на
муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне
автоматически ставится высший бал и от защиты в Школе он освобождается.
9. Документация
9.1.
Основополагающим
документом
в
процедуре
разработки
индивидуального проекта является Настоящее Положение.
9.2.
Документом строгой отчѐтности по реализации индивидуального
проекта является электронный журнал, страница "Индивидуальный проект", на
которой фиксируются все отметки, полученные обучающимся в ходе создания
работы, и записываются все этапы разработки проекта.
9.3.
Документами, оформляющими процедуру разработки, защиты
проекта и оформления всех материалов по нему, являются:
15

заявление на разработку проекта,
индивидуальный план разработки проекта;
отзыв на проектную работу руководителя проекта;
протокол оценивания и защиты индивидуального проекта.
9.4.
Образцы документов:
- Титульный лист индивидуального проекта (Приложение №1)
- Заявление на разработку индивидуального проекта (Приложение №2)
- Индивидуальный план/индивидуальная программа выполнения проекта
(Приложение №3)
- Протокол оценивания и защиты индивидуального проекта (Приложение
№4)
9.5.
Документы для обучающегося:
9.5.1. заявление на разработку проекта, (заполняется в 2-х экземплярах,
один экземпляр хранится у администрации Школы);
9.5.2. индивидуальный план/программа выполнения проекта;
9.6.
Документы для руководителя проекта:
9.6.1. Индивидуальный план/программа выполнения проекта для каждого
обучающегося;
9.6.2. Общие сведения (предоставляется классному руководителю до 1
октября):
-

№ п/п

ФИО
обучающегося

Тема проекта

Подпись
обучающегося

Подпись
руководителя
проекта

1
2
…и т.д.

9.6.3. Отзыв по каждому индивидуальному проекту.
Руководитель проекта передает копию отзыва на выполненную работу
комиссии за три дня до начала защиты проекта.
9.7.
Для классного руководителя:
9.7.1 База данных по ИП (сдает заместителю директора по УBP)
№
п/п

ФИО обучающегося

Тема проекта

Руководитель проекта

10. Права и ответственность участников процесса
10.1. Участниками образовательного проектировочного процесса являются:
- обучающийся (автор/разработчик проекта);
- руководитель проекта.
10.1. Обучающийся (автор/разработчик проекта) имеет право:
16

- на самостоятельный выбор темы проекта, свою собственную
формулировку его названия, своѐ видение структуры проекта и формата
конечного продукта, на проявление творческой инициативы на любом из
этапов выполнения проекта;
- на самостоятельный выбор руководителя и консультантов проекта;
- на консультации и информационную поддержку руководителя на любом
этапе выполнения индивидуального образовательного проекта;
- на использование для выполнения индивидуального проекта ресурсов
Школы;
- на участие с выполненным проектом в любом внешкольном научном или
общественном мероприятии любого уровня.
10.3 Обучающийся должен:
- выбрать тему индивидуального проекта;
- оформить индивидуальный план/программу выполнения проекта и строго
следовать намеченным срокам;
- посещать занятия и консультации по индивидуальному проекту;
- ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя
индивидуального проекта;
- выполнить все намеченные этапы разработки проекта и получить итоговую
аттестацию за учебный предмет «Индивидуальный проект».
10.4. Руководитель индивидуального проекта имеет право:
- требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения
работы;
- использовать в своей работе имеющиеся в Школе информационные
ресурсы;
- не допускать обучающегося к защите, в случае несоблюдения требований,
изложенных в настоящем Положении;
- вносить корректировки в тему проекта, указывать на недостатки;
- обращаться за помощью к учителям, специалистом и другим лицам;
- отклонить отзыв.
10.5. Руководитель индивидуального учебного проекта должен:
совместно с обучающимся определить тему и разработать
индивидуальный план/программу выполнения проекта;
- мотивировать обучающегося на выполнение работы по индивидуальному
проекту;
- оказывать консультации и помощь обучающемуся по вопросам
планирования, методики, формирования и представления результатов
исследования;
- контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению
индивидуального проекта;
- выставлять обучающемуся отметки за выполнение каждого из намеченных
этапов разработки проекта;
- вести документацию по проекту, установленную настоящим Положением.

17

Приложение №1
Образец титульного листа индивидуального проекта
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №24 г. Армавира
Г.

Индивидуальный проект
«________________________________»

Автор проекта:
____________________________
(ФИО обучающегося)

Ученик(ца) 10 «__» класса
МАОУ СОШ №24
Руководитель проекта:
____________________________
(ФИО руководителя)
_______________________________________
(указать должность)

Консультант:
____________________________
(ФИО консультанта)
_______________________________________
(указать должность)

г. Армавир
20____год

18

Приложение №2
Образец заявления на разработку индивидуального проекта
Директору МАОУ СОШ №24
Н.В. Булатовой
обучающегося 10 класса
__________________________
(ФИО)

заявление.
Прошу Вас утвердить выбранный мною для разработки формат
индивидуального проекта:
Тема проекта ___________________________________________________
Направление исследования ________________________________________
Тип проекта ____________________________________________________
Руководитель проекта (ФИО, должность) ____________________________
_______________________________________________________________
Консультант проекта (ФИО, должность) ____________________________
_______________________________________________________________
Сроки выполнения проекта _______________________________________

Дата_____________________

Подпись____________
Приложение №3
19

Образец
индивидуального
плана/индивидуальной
выполнения индивидуального проекта

программы

Индивидуальный план/индивидуальная программа выполнения
проекта
Тема проекта ___________________________________________________
ФИО автора/разработчика проекта _________________________________
_______________________________________________________________
Класс __________________________________________________________
Руководитель проекта ____________________________________________
Консультант проекта ____________________________________________
Утвержден к разработке (дата) _____________________________________
Сроки выполнения проекта _______________________________________
Этапы

Виды деятельности

Сроки
выполнения
план
факт

Подготовител Выбор темы проекта
ьный
Выбор руководителя и
консультанта
Определение сроков
выполнения проекта
Планирование Формулирование цели
и задач
Определение типа и
формы проекта
Планирование
структуры проекта
Выдвижение основной
гипотезы
Определение
источников
необходимой
информации
Определение способов
сбора и анализа
информации
Согласование этапов
выполнения проекта
Формулировка задач
каждого этапа
Согласование
процедур и критериев
оценки результатов
проекта
Оформление
20

Отметка о
выполнении

Подпись
руководителя

Работа над
проектом

Подготовка
проекта к
итоговой
публичной
защите

установочных
документов
проектирования
Сбор и уточнение
информации в
соответствии с
выбранной темой,
целью проекта
Работа с источниками,
работа с полученной
информацией
Анализ, обработка и
обобщение,
проведение
экспериментов и
опытов
Формулирование
выводов, сравнение с
выдвинутой гипотезой
Самоанализ
полученного продукта
Выявление и
обсуждение
альтернатив,
возникших в ходе
выполнения проекта
Самоанализ
выполнения проекта,
достигнутых
результатов (успехов и
неудач)
Оформление
материалов к защите
Подготовка
мультимедийной
презентации
Подготовка отчета о
ходе выполнения
проекта с объяснением
полученных
результатов

Публичная
защита

21

Приложение №4
Форма протокола оценивания и защиты индивидуального проекта
ПРОТОКОЛ
оценивания и защиты индивидуального проекта
ФИО обучающегося _____________________________________________
Тема проекта ___________________________________________________
Руководитель проекта ____________________________________________
Консультант ____________________________________________________
Дата защиты ____________________________________________________
1. Содержание проекта:
«2» — показатель представлен полностью, в достаточной мере.
«1 » — показатель представлен частично
«0» — показатель не представлен.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.

Kpuтepuй

Оценка
(в баллах)
научно2-1-0

Выбор темы (актуальность и важность темы,
теоретическое и практическое значение).
Целеполагание, формулировка задач, которые следует решить.

2-1-0

Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям.
Проведение
проектной
работы
или
исследования.
Практическое значение результатов работы.
Положительные эффекты от реализации проекта, важные как
для самого автора, так для других людей.
Ресурсы материальные и нематериальные, которые были
привлечены для реализации проекта, а также источники этих
ресурсов.

2-1-0
2-1-0

Компетенция в выбранной сфере исследования, творческая
активность.
Качество проектного продукта. Полезность и востребованность
продукта.
Оформление проекта (оформление результатов работ в
соответствии с замыслом проекта или целями исследования)
ИТОГО

2-1-0

22

2-1-0
2-1-0

2-1-0
2-1-0

Защита проекта:
№ Критерий
Оценка (в баллах)
п/п
1.
Качество доклада
1. - доклад зачитывается
2. - доклад пересказывается, но не объяснена суть
работы
3. - доклад пересказывается, суть работы объяснена
4. - кроме хорошего доклада владение
иллюстративным материалом
5. - доклад производит очень хорошее впечатление
2.
Качество ответов
1. - нет четкости ответов на большинство вопросов
на вопросы
2. - ответы на большинство вопросов
3. - ответы на все вопросы убедительно,
аргументировано
3.
Использование
1. - представленный демонстрационный материал не
демонстрационного
используется в докладе
материала
2. - представленный демонстрационный материал
используется в докладе
3. - представленный демонстрационный материал
используется в докладе, информативен, автор
свободно в нем ориентируется
4.
Оформление
1. - представлен плохо оформленный
демонстрационного
демонстрационный материал
материала
2. – демонстрационный материал хорошо оформлен,
но есть отдельные претензии
3. - к демонстрационному материалу нет претензий
ИТОГО

Итоговый балл за содержание и защиту проекта ___________ баллов
Отметка_______________________________
Заключение об уровне сформированности навыков проектной деятельности
(базовый/повышенный)_____________________________________________
Особое мнение
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Члены комиссии:
______________________ /_______________________
______________________ /_______________________
______________________ /_______________________

23

Лист ознакомления
с Положением об индивидуальном проекте обучающихся 10 классов
№

ФИО

Должность

Акопян Карина Геннадьевна
Арутюнян Лилия Юрьевна
Астраханцев Юлиан Валерьевич
Берестнева Татьяна Евгеньевна
Бирюков Даниил Алексеевич

учитель
учитель
Учитель
учитель
заместитель
директора по ИТ
Болдырева Надежда Михайловна
учитель
Бровко Таиса Евгеньевна
учитель
Важничая Лилия Борисовна
учитель
Вапрова Наталья Валерьевна
учитель
Воробей Елена Николаевна
учитель
Гамидова Севиндж Агамурад-Кизи учитель
Гладышева Виктория Арнольдовна учитель
Грачев Алексей Викторович
учитель
Давыдова Эльвира Дмитриевна
учитель
Жиркова Ирина Юрьевна
учитель
Заикина Наталья Анатольевна
учитель
Засухина Анна Петровна
учитель
Зубкова Ольга Дальевна
учитель
Ильинцева Людмила Ивановна
учитель
Катаева Полина Александровна
учитель
Ковалева Екатерина Викторовна
учитель
Котельникова
Людмила учитель
Михайловна
Котлова Виктория Владимировна
учитель
Кочерян Марина Александровна
психолог
Кривенко Елена Евгеньевна
учитель
Кристьян Любовь Владимировна
учитель
Кузьменко Андрей Юрьевич
учитель
Мартыновна Анастасия Леонидовна Учитель
Марукова Наталья Боясовна
учитель
Маслова Ольга Геннадьевна
Учитель
Меликян Артур Абкарович
учитель
Мисюрина Лариса Михайловна
учитель
Овсянникова Татьяна Николаевна
учитель
Овчаренко Кирилл Павлович
учитель
Остренко Полина Сергеевна
учитель
Проценко Елена Ивановна
заместитель
директора УМР
Пяткина Дарья Николаевна
учитель
Сапелкина Айгюль Рашидовна
заместитель
24

Дата
ознакомления

Подпись

директора по ВР
Александра учитель

Скопылатова
Алексеевна
Смирнова Ольга Сергеевна
Степаненко Ольга Сергеевна
Сычева Татьяна Николаевна

Филиппова Наталья Викторовна
Фоменко Елена Юрьевна
Ханинян Анна Александровна
Чемеригина Мария Александровна
Чинова Оксана Викторовна
Чуприна Анастасия Викторовна
Шкуратова Юлия Владимировна

учитель
экономист
заместитель
директора по УР
учитель
учитель
учитель
учитель
учитель
учитель
библиотекарь

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».