Рабочая пограмма Грамотный читатель 3-4 классы (приложение №19 к ООП НОО)

Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 27.08 2021 года протокол № 1
Председатель _______ Булатова Н.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

« Грамотный читатель »
Направление внеурочной деятельности - общеинтеллектуальное
Количество часов – 136 ч
Периодичность проведения - еженедельные
Возраст обучающихся,
на которых ориентирована программа -9-10 лет
Учитель Засухина Анна Петровна

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
3 класс
Личностные результаты
Учащиеся научатся:
осознавать и определять эмоционально-ценностное отношение к
окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
приобретут опыт эмоционально-чувственного восприятия пространства
музыки, мимики и движения;
взаимодействовать друг с другом и с педагогом;
нестандартно мыслить, работая с разными материалами, выстраивая
творческие замыслы и реализуя их;
использовать различные виды текстов для работы в разных жанрах,
владеть языковой терминологией.
Учащиеся получат возможность научиться:
использовать свои коммуникативные и литературно-творческие
способности;
стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и
прозаическими произведениями.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД :
Учащиеся научатся:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
находить ответы учебной проблемы совместно с учителем;
пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике;
вырабатывать в диалоге с учителем критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД :
Учащиеся научатся:
находить необходимую информацию в тексте литературного
произведения,
фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем,
таблиц;
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя
(учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать еѐ в парной и
групповой работе;
пользоваться справочной литературой (словарями);
развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при
составлении собственных текстов различных видов;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения,
использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих
творческих работах;
Учащиеся получат возможность научиться:
2

самостоятельно анализировать художественные произведения разных
жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков;
соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор
поведения в такой же ситуации;
Коммуникативные УУД :
Учащиеся научатся:
высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, проявлять
активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том
числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между
участниками диалога (полилога);
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы
в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при
чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении
исследовательских и творческих заданий;
Учащиеся получат возможность научиться:
делать самостоятельные выводы;
находить выход из проблемных ситуаций;
определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных
заданий;
выступать в разных ролевых функциях (учитель - ученик),
предусмотренных заданиями;
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
владеть техникой чтения вслух и про себя, читать со скоростью,
позволяющей понимать прочитанное, правильно, сознательно и выразительно,
в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения;
воспринимать содержание художественного, научно-познавательного
текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал;
отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой
ответ примерами из текста;
задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе
проблемного характера;
участвовать в беседе по прочитанному;
самостоятельно определять тему и под руководством учителя главную
мысль прочитанного или прослушанного произведения;
определять в произведении хронологическую последовательность
событий, находить портретные характеристики героев, описание пейзажа,
интнрьера;
составлять план текста, пересказывать текст (подробно, выборочно,
сжато);
характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам,
устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев;
3

сравнивать героев по заданным критериям;
Учащиеся получат возможность научиться
находить в тексте средства художественной выразительности, понимать
их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в
собственных высказываниях;
объяснять значение незнакомых слов с использованием словарей и
других источников информации.
4 класс
Личностные результаты
Учащиеся научатся:
осознавать и определять (называть) свои эмоции;
осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;
воспринимать красоту
природы, бережно
относиться ко
всему
живому; чувствовать красоту
художественного
слова, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
любить и уважать свое Отечество, его язык, культуру, историю;
понимать ценности
семьи, чувствовать уважение,
благодарность,
ответственность по отношению к своим близким;
иметь собственные читательские приоритеты и уважать предпочтения
других людей;
ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих
и окружающих людей;
Учащиеся получат возможность научиться:
профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в
ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и
нравственного выбора).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД :
Учащиеся научатся:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
вырабатывать
в
диалоге
с
учителем критерии
оценки
и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии
с этими критериями.
Познавательные УУД :
Учащиеся научатся:
находить необходимую информацию в тексте литературного
произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков,
схем, таблиц;

4

анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя
(учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать еѐ в парной и
групповой работе;
находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения,
использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих
творческих работах;
сравнивать литературное произведение со сценарием театральной
постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных
произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при
инсценировании и выполнении проектных заданий;
Учащиеся получат возможность научиться:
находить в тексте средства художественной выразительности (метафора,
олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении;
использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств,
мыслей, оценки прочитанного.
создавать свои собственные произведения с учѐтом специфики жанра и с
возможностью использования различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД :
Учащиеся научатся:
высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, проявлять
активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
формулировать цель своего высказывания вслух;
пользоваться
элементарными
приѐмами
убеждения,
приѐмами
воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том
числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между
участниками диалога (полилога);
демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из
диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его
отношение к описываемым событиям;
использовать найденный текстовый материал в своих устных и
письменных высказываниях и рассуждениях;
отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по
прочитанному произведению;
определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы
в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при
чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении
исследовательских и творческих заданий;
5

определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или
иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным
критериям;
оценивать своѐ поведение по критериям, выработанным на основе
нравственных норм, принятых в обществе;
Учащиеся получат возможность научиться:
участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку
зрения, не обижая других;
договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с
помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных
литературных произведений;
интерпретировать литературное произведение в соответствии с
поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям
уровень выполненной работы.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
самостоятельно осваивать незнакомый текст (читать про себя, задавать
вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять
самоконтроль; проводить словарную работу по ходу чтения);
формулировать основную мысль текста;
составлять устный рассказ на материале прочитанного;
иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относится к
предпочтениям других;
самостоятельно давать характеристику героя.
Учащиеся получат возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного
текста и высказывать собственное суждение;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и
его поступкам;
доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи
(повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный
ответ на вопрос, описание — характеристика героя);
писать отзыв о прочитанной книге;
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой.
ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с
выдающимися произведениями классической и современной отечественной и
зарубежной литературы;
определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных
интересов и познавательных потребностей
6

1. Содержание курса
Освоение обучающимися программы «Грамотный читатель. Обучение
смысловому чтению» направлено на достижение планируемых результатов
ФГОС НОО, на полноценное развитие как технической, так и смысловой
сторон чтения обучающихся: на формирование устойчивого навыка
смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.
Текстовый материал, задания к тексту, методические приѐмы,
используемые на занятиях курса, способствуют воспитанию устойчивой
мотивации к литературному чтению. Работа с литературными произведениями
предполагает самостоятельную работу с текстом произведения, составление
плана, анализ содержания произведения по вопросам, обсуждение поступков
героев и другие виды работ, которые способствуют формированию
читательской грамотности и самостоятельности у учащихся.
3 класс (68 ч)
Программа факультативного курса «Грамотный читатель. Обучение
смысловому чтению» представлена следующими содержательными линиями:
Упражнение в выразительном чтении и анализе стихотворений
4 класс (68 ч)
Программа факультативного курса «Грамотный читатель. Обучение
смысловому чтению» представлена следующими содержательными линиями:
1. Упражнение в выразительном чтении и анализе стихотворений (12 ч).
Работа со стихотворениями Т. Собакина «Подводная песня», Г. Ляховицкой
«Осеннее чудо» и др. предполагает прежде всего эмоциональную оценку
стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Словарная работа. Анализ
средств художественной выразительности. Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное
чтение стихотворения. Взаимная оценка.
2. Научно-познавательные рассказы (12 ч). Работа с текстами из
энциклопедии «Медузы», «Акула» и др. Сравнение научно-популярных и
художественных рассказов. Анализ полученной информации, стиля изложения.
3. Юмористические рассказы (14 ч). Работа с юмористическими
рассказами Н.Носова «Когда мы смеѐмся», А.Саломатова «Его последний день»
и др. способствует формированию правильной оценки поступков героев,
критическому осмыслению произведения и отношения автора к литературным
героям.
4. Художественные рассказы (12 ч). Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Прогнозирование содержания рассказа. Формирование и
осмысление эмоциональной оценки рассказа. Анализ средства художественной
выразительности: описание. Словарная работа. Составление плана и подготовка
к пересказу. Работа с энциклопедиями, словарями, Интернетом. Игра «Читаем
одновременно», игра «Читаем цепочкой».
5. Сказки. (12 ч).
Аудиослушание. Анализ и чтение сказок
Характеристика героев сказки. Поиск в тексте главной мысли сказки.
Словарная работа. Инсценирование.
6. Библиотечные уроки (6 ч).
7

Тематическое планирование
№

Раздел

Кол-во
часов

Тема

Кол-во
часов

Использование
ЭОР

Форма организации
и виды
деятельности

3 класс (68 ч)
1

Упражнение в
выразительном
чтении и анализе
стихотворений

12

Андрей Усачев.
«1 сентября».

4

www.prosv.ru

Петр Синявский.
«Родная песенка».

4

www.prosv.ru

Ролевая игра
Прогнозирование
содержания
произведения. Словарная
работа. Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Игра «Читаем
цепочкой».
Выразительное чтение
стихотворения. Взаимная
оценка. Готовимся к
выразительному чтению
стихотворения. Создание
презентации к
стихотворению.
Инсценирование.
Актуализация знаний об
авторе и его
произведениях.
Формирование
эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ
содержания
стихотворения. Развитие
технической стороны
чтения.

2

Научнопознавательные
рассказы

20

Елена Евсеева.
«Каникулы».

4

http://school-collektion.edu/ru

Николай Сладков.
«Домики на ножках».

6

http://easyen.ru/

9

Сопровождающее
чтение. Игры «Читаем
цепочкой», «Кто
дальше?», «Читаем
перевѐрнутый текст».
Выразительное чтение
стихотворения. Взаимная
оценка.
Ролевая игра.
Формирование
эмоциональной оценки
стихотворения.
Словарная работа.
Создание новых слов по
образцу. Развитие
технической стороны
чтения. Соревнование по
произнесению
скороговорок. Взаимная
оценка.
Сопровождающее
чтение. Игра «Читаем
цепочкой».
Выразительное чтение
стихотворения. Взаимная
оценка.
Инсценирование.
Актуализация знаний об
авторе и его
произведениях. Анализ
содержания рассказа.
Средства
эмоционального
воздействия. Выявление
средств художественной

Георгий Скребицкий.
«Любитель песни».

6

http://pedsovet.su/

«Скорость бега животных».
Научно-познавательный текст.

4

http://school-collektion.edu/ru

«Тюлень». Научнопознавательный рассказ.

4

http://easyen.ru/

10

выразительности. Работа
со справочниками или
Интернетом. Развитие
технической стороны
чтения. Игра «Читаем
одновременно».
Выразительное чтение
рассказа. Взаимная
оценка.
Занятие-путешествие.
Актуализация знаний об
авторе и его
произведениях. Анализ
содержания рассказа.
Средства
эмоционального
воздействия. Выявление
средств художественной
выразительности.
Словарная работа.
Озаглавливание частей
рассказа. Составление
плана рассказа.
Восстановление
последовательности
событий.
Создание презентации к
тексту. Составляем
задачи по таблице.
Игра «Клуб
путешественников».
Анализ содержания
научно-познавательного
текста. Формулирование
оценки. Сравнение с

3.

4.

Юмористические
рассказы

Художественные
рассказы

10

12

Леонид Каминский.
«Падежи Юры Сережкина».

6

http://pedsovet.su/

Николай Носов.
«Заплатка».

4

http://viki.rdf.ru/

Алексей Пантелеев.
«Главный инженер».

12

http://prezentacii.com/literatura/

11

художественным
текстом.
Инсценирование.
Актуализация знаний об
авторе и его
произведениях.
Прогнозирование
содержания
произведения.
Формирование
эмоциональной оценки
рассказа. Анализ
содержания текста.
Сопровождающее
чтение. Игра «Кто
дальше.
Игра «Пантомима»
Актуализация знаний об
авторе и его
произведениях. Анализ
содержания рассказа и
пересказ по
составленному плану.
Характеристика героев.
Распределение ролей.
Сценка. Взаимная
оценка.
Инсценирование.
Анализ содержания
рассказа. Определение
главной мысли.
Прогнозирование
развития сюжета.
Развитие технической
стороны чтения. Игры

5

6

Сказки

Библиотечные уроки

8

4

Тайская сказка.
«Птица-болтунья».

4

http://prezentacii.com/literatura/

Китайская сказка.
«Олени и пѐс».

4

http://prezentacii.com/literatura/

Экскурсия в библиотеку.

4

www.slovari.ru
www.gramota.ru
www.potomu.ru

12

«Читаем цепочкой»,
«Читаем одновременно».
Выразительное чтение
по ролям отрывка
рассказа. Словарная
работа. Определение
главной мысли текста.
Озаглавливание частей
текста. Пересказ по
плану.
Игра «Путешествие в
сказку».
Анализ содержания
сказки. Составление
вопросов к сказке.
Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее
чтение. Игра «Маршпауза». Выразительное
чтение сказки. Взаимная
оценка.
Игра «Сочини свою
сказку».
Прогнозирование
содержания
произведения. Анализ
содержания сказки и
мотивов ее героев.
Характеристика героев.
Определение главной
мысли сказки.
Работа со словарями.
Поиск словарей в
каталоге. Поиск нужной

7

Итоговое занятие

2

Защита итоговой работы.

информации.
Участвовать в итоговой
работе. Взаимная оценка.

2
www.prosv.ru

4 класс (68 ч)

1

Упражнение в
выразительном
чтении и анализе
стихотворений

12

Стихотворение
Г. Ляховицкой «Осеннее
чудо».

2

www.prosv.ru

Стихотворение
Г. Ладонщикова «Рисунок».

2

www.prosv.ru

Стихотворение
Тима
Собакина «Подводная песня»

2

http://easyen.ru/

13

Ролевая игра
Словарная работа.
Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Игра «Читаем цепочкой».
Выразительное чтение
стихотворения. Взаимная
оценка. Готовимся к
выразительному чтению
стихотворения. Создание
презентации к
стихотворению.
Ролевая игра
Прогнозирование
содержания
стихотворения.
Формирование
эмоциональной
окраски
стихотворения.
Анализ
идейного
содержания.
Развитие
технической
сторны
чтения.
Сопровождающее чтение.
Развитие интонационного
строя речи. Выразительное
чтение
стихотворения.
Взаимная оценка.
Игра «Мы поэты»
Развитие технической

2

Научнопознавательные
рассказы

12

Стихотворение
В. Капустиной «Обиженный
портфель».

4

http://pedsovet.su/

Стихотворение
Н. Анишиной «Чем пахнет
лето?».

2

http://nsportal.ru/

Научно-познавательный текст
«Воробей».

4

http://school-collektion.edu/ru

Рассказ
Н.Сладкова
«Подводные ежи».

2

http://easyen.ru/

14

стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Игра «Кто дальше?».
Выразительное чтение
стихотворения наизусть.
Взаимная оценка.
Конкурс чтецов
Формирование
эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ
содержания
стихотворения. Анализ
средств художественной
выразительности:
олицетворение
Игра «На книжной полке».
Формирование
эмоциональной оценки
стихотворения. Анализ
содержания
стихотворения. Развитие
технической стороны
чтения. Взаимная оценка.
Занятие путешествие.
Сравнение
художественного и
научно-познавательного
текстов. Развитие
технической стороны
чтения.
Актуализация знаний об
авторе и его
произведениях.
Прогнозирование
содержания рассказа.

3

Юмористические
рассказы

14

Научно-познавательный текст
«Ерш».

2

http://pedsovet.su/

Научно-познавательные
тексты «Акулы» и «Медузы».

4

http://viki.rdf.ru/

Рассказ Н.Носова «Когда мы
смеемся».

6

http://prezentacii.com/literatura/

15

Формирование и
осмысление
эмоциональной оценки
рассказа. Словарная
работа. Составление плана
и подготовка к пересказу.
Развитие технической
стороны чтения.
Сопровождающее чтение.
Игры «Читаем цепочкой»
и «Читаем одновременно».
Игра КВН»
Сравнение стихотворения
и научно-познавательных
текстов. Поиск
информации в Интернете
или в энциклопедии о
медузах и планктоне.
Актуализация знаний об
авторе и его
произведениях. Анализ
содержания рассказа.
Анализ средств
художественной
выразительности.
Характеристика героев
рассказа. Определение
темы и главной мысли
рассказа. Словарная
работа. Критическое
осмысление выводов,
сделанных автором.
Составление плана текста
и подготовка к его
пересказу. Взаимная

Рассказ А. Саломатова «Его
последний день»

8

http://school-collektion.edu/ru

12

http://easyen.ru/

6

http://viki.rdf.ru/

4

Художественные
рассказы

12

Рассказ
Н.
«Фюнфкиндер»

Богданова

5

Сказки

12

Е. Пермяк «Сказка о большом
колоколе».
16

оценка.
Развитие технической
стороны чтения.
Соревнование по
произнесению
скороговорок. Взаимная
оценка. Сопровождающее
чтение. Игра «Читаем
цепочкой». Выразительное
чтение по ролям отрывка
из рассказа.
Инсценирование
Анализ содержания
рассказа. Анализ средств
художественной
выразительности. Поиск в
тексте необходимой
информации. Подготовка к
пересказу. Формирование
и осмысление
эмоциональной оценки
поступков героев рассказа.
Озаглавливание частей
рассказа. Характеристика
героев рассказа,
наблюдение за
изменениями в их
характере и поведении на
протяжении
повествования. Словарная
работа. Игра «Читаем
одновременно». Взаимная
оценка.
Инсценирование.
Актуализация знаний об

авторе и его
произведениях. Анализ
содержания сказки. Поиск
в тексте необходимой
информации. Анализ
средств художественной
выразительности:
описание, метафора.
Словарная работа.
Определение темы и
главной мысли сказки.
Сопровождающее чтение.
Игра «Читаем
одновременно».Распредел
ение ролей. Взаимная
оценка.
«Воробей-весельчак».
Калмыцкая сказка.

6

http://prezentacii.com/literatura/

6

Библиотечные уроки

4

Экскурсия в городскую
библиотеку

4

www.slovari.ru
www.gramota.ru
www.potomu.ru

7

Итоговое занятие

2

Итоговое
занятие.
«Что
узнали, чему научились?».

2

www.prosv.ru

17

Игра «Пантомима».
Характеристика героев
сказки. Поиск в тексте
главной мысли сказки.
Словарная работа. Игра
«Марш-пауза». Чтение по
ролям.
Работа со словарями.
Поиск словарей в
каталоге. Поиск нужной
информации.
Участвовать в итоговой
работе. Взаимная оценка.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей _____МАОУ СОШ №24
от ___________ 20__ года № ___
___________ _________
подпись руководителя МО Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
_______________ ______
подпись Ф.И.О.
______________ 20__ года

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».