Рабочая программа Основы финансовой грамотности 2-4 классы (приложение №17 к ООП НОО)

Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 27.08.2021года протокол № 1
Председатель _______ Булатова Н.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

« Основы финансовой грамотности »
Направление внеурочной деятельности - общеинтеллектуальное
Количество часов – 68 ч
Периодичность проведения - еженедельные
Возраст обучающихся,
на которых ориентирована программа - 8 лет
Учитель Гладышева Виктория Арнольдовна

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Осознание себя как члена семьи, общества и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений;
развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои
поступки;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при
выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные УУД
Понимать цели своих действий;
составлять простые планы с помощью учителя
проявлять познавательную и творческую инициативу;
оценивать правильность выполнения действий;
адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные УУД
Освоению способов решения проблем творческого и поискового
характера;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
овладение
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации,
установление аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные УУД
Составлять текст в устной и письменной формах;
слушать собеседника и вести диалог;
признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно
оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
понимать и правильно использовать экономические термины;
иметь представление о роли денег в семье и обществе;
уметь характеризовать виды и функции денег;
2

знать источники доходов и направлений расходов семьи;
уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет
определять элементарные проблемы в области семейных финансов и
путей их решения.
проводить элементарные финансовые расчеты.
Основные формы контроля:
Мониторинг (тестирование, анкетирование);
практикумы;
творческие задания;
проектная, исследовательская деятельность;
конкурсы;
деловые и ролевые игры;
олимпиады.
Межпредметные связи:
Значительную помощь в овладении младшими школьниками
экономическими понятиями оказывают межпредметные связи. Уроки
экономики тесно связаны с русским языком, математикой, изобразительным
искусством, окружающим миром. Решение задач и проблемных ситуаций с
экономическим содержанием показывает прагматическую направленность
экономических знаний.
Математика:
Построение и чтение столбчатых и круговых графиков;
Решение математических задач с экономическим содержанием;
Сравнение нескольких величин;
Нахождение части от числа и числа по его части;
Решение задач на сообразительность.
Русский язык:
Написание сочинений;
Подготовка сообщений;
Обогащение словарного запаса детей;
Ведение словаря экономических терминов;
Разгадывание ребусов, шарад и других занимательных заданий;
Решение проблемных ситуаций.
Изобразительное искусство:
Выполнение творческих заданий в рисунке и чертеже;
Раскрашивание;
Конкурсные задания по рисунку на экономические темы;
Эстетичное оформление творческих работ и сообщений.
Окружающий мир:
Экология родного края;
Природные ресурсы;
Потребности, необходимые для поддержания здоровья человека;
Обычаи и жизнь народов разных стран;
Города и страны.
3

Содержание курса внеурочной деятельности
2 класс
Что такое деньги и откуда они взялись (18 часов).
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление
первых денег - товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных
металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными
деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы.
Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.
Компетенции
Объяснять причины и приводить примеры обмена.
Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
Описывать свойства товарных денег.
Приводить примеры товарных денег.
Приводить примеры первых монет.
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (16 часов).
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет
от подделок. Современные монеты. Способы защиты от подделок
бумажных денег.
Основные понятия
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орѐл». «Решка». Номинал. Банкнота.
Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.
Компетенции
Объяснять, почему появились монеты.
Описывать купюры и монеты.
Сравнивать металлические и бумажные деньги.
Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является
преступлением.
Какие деньги были раньше в России (14 часов).
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль»,
«копейка». Первые русские монеты.
Основные понятия
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка.
Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Компетенции
Описывать старинные российские деньги.
Объяснять происхождение названий денег.
Современные деньги России и других стран (20 часов).
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление
безналичных денег. Безналичные деньги как информация на банковских счетах.
Проведение безналичных расчѐтов. Функции банкоматов.
Основные понятия
Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги.
Банкомат. Пластиковая карта.
4

Компетенции
Описывать современные российские деньги.
Решать задачи с элементарными денежными расчѐтами.
Объяснять, что такое безналичный расчѐт и пластиковая карта.
Приводить примеры иностранных валют.
Учебно-тематический план
(2-ый год обучения)
Количество
часов

№
п/п

Темы

1
2
3
4

Что такое деньги и откуда они взялись
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок
Какие деньги были раньше в России
Современные деньги России и других стран
Итого:

18
16
14
20
68

Результат 2-го года обучения:
К концу 2 -го года обучения школьники должны знать:
что изучает экономика;
что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их
удовлетворения;
отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и
современные, деньги
разных стран;
что такое маркетинг.
К концу 2 -го года обучения школьники должны уметь:
выделять общие и основные потребности, находить источники их
удовлетворения;
пользоваться деньгами;
классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
определять цену товара.

5

Тематическое планирование
Кол-во
часов

Использование
ЭОР

Формы организации
и виды
деятельности

№

Раздел

Кол-во
часов

Тема

1

Что такое деньги и
откуда они взялись

18

Что такое деньги и откуда они
взялись.

1

http://school-collection.edu.ru/

Просмотр фильма

Что такое деньги и откуда они
взялись.
Игра
«Обмен
товарами».

1

http://school-collection.edu.ru/

Презентация

Что такое деньги и откуда они
взялись. Решение задач с
денежными расчетами.

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

Что такое деньги и откуда они
взялись. Решение задач с
денежными расчетами.

1

http://school-collection.edu.ru/

Беседа

Что такое деньги и откуда они
взялись. Решение задач с
денежными расчетами.

1

http://school-collection.edu.ru/

Презентация

Что такое деньги и откуда они
взялись. Решение задач с
денежными расчетами.

1

http://school-collection.edu.ru/

Викторина

6

Понятие «валют».

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

Денежный обмен.

1

http://school-collection.edu.ru/

Презентация

Обменный пункт.

1

http://school-collection.edu.ru/

Тренинг

Игра «Мастера обмена».

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

Игра «Я у мамы счетовод».

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

Игра «Денежная пирамида».

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

Что такое деньги и откуда они
взялись.

1

http://school-collection.edu.ru/

Презентация

Что такое деньги и откуда они
взялись. Тест.

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

Рассмотрим деньги поближе.
Коллекция нумизмата.

1

http://school-collection.edu.ru/

Беседа

Рассмотрим деньги поближе.

1

http://school-collection.edu.ru/

Презентация

1

http://school-collection.edu.ru/

Викторина

Постер
денег».

«Виды

товарных

Рассмотрим деньги поближе.
Игра - путешествие «Сказочная
страна финансов».
Рассмотрим деньги поближе.

7

Дидактическая игра

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

Защита от подделок.
2

Рассмотрим деньги 16
поближе. Защита от
подделок

1

http://school-collection.edu.ru/

Разучивание
пословиц

Рассмотрим деньги поближе.
Тест.

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

Какие деньги были раньше в
России.

1

http://school-collection.edu.ru/

Беседа

Плакат. Деньга, копейка, рубль.

1

http://school-collection.edu.ru/

Презентация

Какие деньги были раньше в
России.

1

http://school-collection.edu.ru/

Викторина

бумажные

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

Какие деньги были раньше в
России.

1

http://school-collection.edu.ru/

Презентация

Пословицы и поговорки про
деньги.

1

http://school-collection.edu.ru/

Презентация

Дизайн
страны.

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

Рассмотрим деньги поближе.
Защита от подделок.

Деньга, копейка, рубль.

Первые бумажные деньги.
Плакат.
деньги.

Первые

купюры

сказочной

8

Современные деньги России и
других стран.

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

Современные монеты и купюры
России.

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

электронные 1

http://school-collection.edu.ru/

Беседа

Современные деньги России и 1
других стран.

http://school-collection.edu.ru/

Беседа

Современные деньги России и 1
других стран. Банки.

http://school-collection.edu.ru/

Беседа

Безналичные
деньги.

3

Какие деньги были
раньше в России

14

и

Игра «Монетный двор».

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

Современные деньги России и
других стран. Постер «Оборот
денег».

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

Пластиковые карты.

1

http://school-collection.edu.ru/

Беседа

Современные деньги России и
других стран. Пластиковые
карты.

1

http://school-collection.edu.ru/

Беседа

Современные деньги России и
других стран. Постер «Оборот
денег».

1

http://school-collection.edu.ru/

Викторина

9

Современные деньги России и
других стран.

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

Проект «Валюта». Доллар и
евро. Переводы.

1

http://school-collection.edu.ru/

Презентация

Проект «Валюта». Доллар и
евро. Переводы.

1

http://school-collection.edu.ru/

Презентация

Современные деньги России и
других стран. Тест.

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

Откуда в семье деньги. Клады,
лотерея, наследство.

1

http://school-collection.edu.ru/

Беседа

Откуда
в
семье
деньги.
Заработная
плата.
Инсценировка
сказки
«Заработанный рубль»

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

Откуда в семье деньги. Пенсии,
пособия, стипендии. Миниисследование
«Основные
доходы в семье».

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

Откуда в семье деньги. Аренда
и проценты в банке, кредиты.
Постер
«Доходы
бывают
разные»

1

http://school-collection.edu.ru/

Беседа

Откуда в семье деньги. Игра

1

http://school-collection.edu.ru/

Тренинг

10

«Добытчики».

4

Современные
деньги России и
других стран

20

Откуда в семье деньги. Тест.

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

На
что
тратятся
деньги.
Необходимые расходы.

1

http://school-collection.edu.ru/

Презентация

На
что
тратятся
деньги.
Откладывание
денег
и
непредвиденные расходы. Игра
«Магазин».

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

На
что
тратятся
деньги.
Откладывание
денег
и
непредвиденные расходы. Игра
«Магазин».

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

На что тратятся деньги. Хобби.
Вредные привычки.

1

http://school-collection.edu.ru/

Презентация

Составление примерной сметы
расходов в семье.

1

http://school-collection.edu.ru/

Тренинг

Составление примерной сметы
расходов в семье.

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

Как умно управлять своими
деньгами.

1

http://school-collection.edu.ru/

Беседа

Расходы
и
Считаем деньги.

доходы.

11

Расходы
и
Считаем деньги.

доходы.

1

http://school-collection.edu.ru/

Викторина

Расходы
и
Считаем деньги.

доходы.

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

Как умно управлять своими
деньгами.

1

http://school-collection.edu.ru/

Беседа

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

1

http://school-collection.edu.ru/

Викторина

Что такое экономия?
называют банкротом?

Кого

Как умно управлять своими
деньгами.
Игра
«Распредели
бюджет».

свой

Как умно управлять своими
деньгами.
Игра «Банкротство».
Как умно управлять своими
деньгами.
Игра «Мои расходы».
Как умно управлять своими
деньгами.
Сочинение сказки о правильном

12

распоряжении деньгами.
Как умно управлять своими
деньгами.

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

Как делать сбережения. Куда и
как откладывать деньги?

1

http://school-collection.edu.ru/

Беседа

Как делать сбережения. Куда и
как откладывать деньги?

1

http://school-collection.edu.ru/

Тренинг

Как делать сбережения.

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

Как делать сбережения.

1

http://school-collection.edu.ru/

Беседа

Как делать сбережения. Игра «Я
– предприниматель»

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

Итоговый урок. Тестирование
по курсу.

1

http://school-collection.edu.ru/

Дидактическая игра

Игра «Распредели
бюджет».

«Путешествие
Капиталия»

семейный

в

страну

13

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей _____МАОУ СОШ №24
от ___________ 20__ года № ___
___________ _________
подпись руководителя МО Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
_______________ ______
подпись Ф.И.О.
______________ 20__ года

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».