Рабочая программа Формирование культуры здорового образа жизни 2-4 классы (приложение № 20 к ООП НОО)

Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 27.08. 2021 года протокол № 1
Председатель ______ Булатова Н.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

« Формирование культуры здорового
и безопасного образа жизни »
Направление внеурочной деятельности - познавательное
Количество часов – 270 ч
Периодичность проведения - еженедельные
Возраст обучающихся,
на которых ориентирована программа -7-10 лет
Учитель Пяткина Дарья Николаевна

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Участники образовательной программы: учащиеся 1- 4 классов.
Сроки реализации образовательной программы: четыре учебных года.
Программа рассчитана на 135 часов: 1 занятие в неделю. Соответственно
программа рассчитана на 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2-4 классах.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время
наблюдается увеличение числа больных детей по стране, по региону.
Необходимо формировать ЗОЖ, начиная с раннего возраста. На дорогах нашей
страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего
школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность
элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения,
неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по
улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может
справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет
необходимость введения данных занятий во внеурочной деятельности в
начальной школе.
Целью программы -воспитание у детей культуры питания, осознания ими
здоровья как главной человеческой ценности, также формирование
обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых
социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения,
культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно
вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа
дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся
младшие школьники.
Личностные:
Обучение школьников дорожной лексике и включение их в
самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения
заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий
на улицах и дорогах;
Развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для
правильной и безопасной ориентации на улице;
Формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек
безопасного поведения на улице.
Воспитание любви к ближнему: ценности чужой жизни.
Формирование и развитие представления школьников о здоровье как
одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности
заботиться и укреплять собственное здоровье.
Формирование представления о социокультурных аспектах питания как
составляющей общей культуры человека
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
2

адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения задачи.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения задачи с
использованием учебной и дополнительной литературы в открытом
информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
сформировать навыки работы с информацией.
Коммуникативные УУД
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнѐра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнѐрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Особенности программы:
На современном этапе развития человеческого общества такие
универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое
значение. Проблема сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения –
социальная. К итогам, которые подлежат итоговой оценке индивидуальных
достижений выпускников начальной школы в рамках ФГОС, относится
способность к решению учебно – практических и учебно-познавательных задач
на основе:
3

системы знаний о природе, обществе, человеке;
умений
учебно-познавательной
и
практической
деятельности,
обобщенных способов деятельности;
коммуникативных и информационных умений;
системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
Это направление внеурочной деятельности включает практическую
деятельность детей в рамках занятий кружка «Я - пешеход и пассажир».
Несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного
движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному
передвижению по улицам и дорогам приводит к многочисленным
потенциально опасным ситуациям на дорогах. Становится, очевидно, что семья
в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это
определяет необходимость введения данного курса внеурочной деятельности в
начальной школе. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать
сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые
должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила
дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в
сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины,
ответственности,
взаимной
предусмотрительности,
внимательности.
Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает
предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и
пешеходов по улицам и дорогам. В дальнейшем дети смогут осознанно вести
себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа
дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся
младшие школьники.
Программа построена с учетом следующих принципов:
доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом
особенностей познавательной деятельности детей 6-10 лет;
личностно-ориентированная направленность курса
актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых
учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного
возраста;
линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое
позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже
имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная
направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и
эмоционально- наглядной опоре познавательной деятельности.
С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы:
Обязательный объем знаний - перечень необходимых для усвоений
младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках,
доступных для каждого обучающегося.

4

Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности
для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях
учебных и реальных ситуаций.
Ориентирование в понятиях - номенклатура основных понятий, которые
младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения
различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой
деятельностях.
Формы организации деятельности:
индивидуальная
групповая
коллективная
Предполагаемые результаты реализации программы
1 класс
Личностные результаты:
умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае
возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и
взрослыми в школе и дома;
чувства справедливости, ответственности;
в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного
движения, делать выбор, как поступить;
навыки самостоятельности суждений.
полезные продукты;
правила этикета;
роль правильного питания в здоровом образе жизни.
Метапредметные результаты освоения программы:
умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
формирование способности оценивать своѐ поведение со стороны;
формирование рефлексивных умений - предвидение возможных
опасностей в реальной обстановке;
формирование умения планировать и оценивать результаты своего
поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
2 класс
Личностные результаты:
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка
на соблюдение правил дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по
программе «Я – пешеход и пассажир», «Разговор о правильном питании»
способность к самооценке;
5

начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях
основные правила питания;
важность употребления в пищу разнообразных продуктов;
роль витаминов в питании.
Метапредметные результаты освоения программы:
умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
формирование способности оценивать своѐ поведение со стороны;
формирование рефлексивных умений — предвидение возможных
опасностей в реальной обстановке;
формирование умения планировать и оценивать результаты своего
поведения. Такой подход позволяет реализовывать требования федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
3 класс
Личностные результаты:
оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки
зрения, соблюдения правил дорожного движения;
осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной
безопасности и безопасности окружающих.
при недостатке того или иного питательного вещества организм не может
справляться с работой;
основные отличия рациона питания в летний и зимний периоды;
здоровье и внешность человека во многом зависит от него самого;
условия хранения продуктов;
правила сервировки стола;
важность употребления молочных продуктов
Метапредметные результаты:
Ориентирование и поведение в окружающей среде:
определять «на глаз» расстояние до объекта;
определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения.
Умение, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного
движения:
выделять знаки дорожного движения, кратко характеризовать их,
соотносить их с поведением;
находить на рисунках и схемах части дороги;
находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной
ситуации;
объяснять правила передвижения в соответствии со знаками;
выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам;
самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до
школы.
4 класс
Личностные результаты:
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
6

самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка
на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоциональнонравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по
программе «Юные инспектора дорожного движения»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
кулинарные традиции своего края;
растения леса, которые можно использовать в пищу;
необходимость использования разнообразных продуктов,
пищевую ценность различных продуктов.
должны уметь:
приготовить блюдо, если набор продуктов ограничен,
выбирать из набора продуктов наиболее полезные для организма;
накрывать праздничный стол.
Метапредметные результаты:
Ориентирование и поведение в окружающей среде:
характеризовать слова «опасность», «опасный»;
объяснять значение слов «осторожный» и «неосторожный»,
«внимательный» и «невнимательный»;
предвидеть результат возникшей ситуации, выделять особо опасные
ситуации;
Умение, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного
движения:
объяснять ППД;
группировать знаки дорожного движения по назначению;
соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией;
соблюдать изученные правила движения;
анализировать свое и чужое поведение.
Планируемые результаты
1 класс:
сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
определять пространственные положения и взаимоотношения объектов
окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и
др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных
положениях;
объяснять свой путь от дома до школы;
определять свое положение на местности по отношению к важным
объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко
от…).
7

Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного
движения:
выделять из многообразия объектов транспортное средство;
выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения
(изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает
этот знак?»);
различать цвет и форму запрещающих знаков;
различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с
ними;
находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный
переходы);
различать сигналы светофора и объяснять их значение;
группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный,
водный, воздушный.
2 класс
Ориентирование и поведение в окружающей среде:
сравнивать предметы по их положению в пространстве;
определять направление движения объекта и свое пространственное
положение по отношению к нему;
соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве
(далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных
объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных
ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко,
ближе-дальше, рядом, около и пр.);
различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.
Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного
движения:
определять геометрическую форму знаков дорожного движения,
группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие,
предписывающие знаки);
ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства
(быстро, медленно);
выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения
(изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице;
называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего
поведения;
различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков
(изученных);
в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно
определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по
рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна
эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
8

объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к
установленному в ПДД);
различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы
поворота;
оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может
быть затрачено на переход дороги;
группировать транспортные средства по принадлежности к группам
«общественный», «личный».
3 класс
Ориентирование и поведение в окружающей среде:
определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом,
несколько метров, несколько шагов);
определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения
объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит,
останавливается, набирает скорость)
Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного
движения:
выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко
характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
определять по световым сигналам поворота транспортного средства
направление его движения (налево, направо, назад);
находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую
модель дороги, означать ее части;
находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной
ситуации;
объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного
движения;
выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых
и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до
школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).
4 класс
Ориентирование и поведение в окружающей среде:
характеризовать слова «опасность», «опасный»;
объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный
и невнимательный»,
предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в
окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои
действия в них;
представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос
«что будет, если …»;
осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных
условиях (особенности дороги, погоды и пр.).
9

Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного
движения:
объяснять значение правил дорожного движения;
группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие,
запрещающие,
предписывающие,
информационные,
знаки
особых
предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД;
соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге;
находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные
ситуации дорожного движения;
анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути
транспорта при разных дорожных условиях;
выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых
и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные
ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли
(водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в
зависимости от ситуации;
анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать
их причины, определять пути исправления.
выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи
Формы контроля
Выставка, дискуссия, круглый стол.
Методические рекомендации.
Основная идея курса - формирование представлений о правилах
дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Формы обучения:
тематические занятия;
игровые уроки;
практические занятия;
конкурсы, соревнования, на лучшее знание правил дорожного движения;
подготовка и проведение игр и праздников по ПДД;
изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного
движения;
просмотр видеоматериалов по ПДД;
организация экскурсий на улицу.
Содержание курса внеурочной деятельности:
1 класс
Ориентировка в окружающем мире-12 ч (аудиторные-6ч, внеаудиторные6ч)
Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат).
Цвет
(цветовые
оттенки)
предметов
(сравнение,
называние,
классификация).
Пространственные
положения
и
взаимоотношения
объектов
окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше).
10

Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной
полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю;
синий круг с белой полосой по краю и др.). Цвет и форма запрещающих знаков:
«движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено».
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.
Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.). Транспорт.
Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние,
различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения:
водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).
Ты — пешеход-13 ч (аудиторные-8ч, внеаудиторные-5ч)
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения
пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту;
движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в темное время суток
только в сопровождении взрослого.
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги:
«пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный
переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса
(троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние
признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД
(правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор
пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия
пешеходов в соответствии с ними.
Ты — пассажир-8 ч (аудиторные-6ч, внеаудиторные-2ч)
Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя
разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и
сдержанно, не высовываться из окна.
2 класс
Ориентировка в окружающем мире- 24 ч (аудиторные-13ч,
внеаудиторные-11ч)
Предметы и их положение в пространстве: определение, сравнение,
объяснение соотношений с использованием соответствующей терминологии
(близко-ближе, далеко-дальше, рядом, перед, за и т.д.).
Скорость движения объекта (быстро, медленно, очень быстро).
Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства)
при разной скорости движения по отношению к другим предметам и
участникам дорожного движения (далеко-близко; медленно-быстро, рядом,
около). Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.
Транспорт личный и общественный (отличие, классификация).
Механические транспортные средства. Маршрутное транспортное средство
(автобус, троллейбус, трамвай). Маршрут (определение на рисунках,
моделирование). Гужевой транспорт.
Населенный пункт как территория, застроенная домами: город, село,
поселок, деревня. Знание своего района как условие безопасного передвижения.
11

Дорога. Состояние дороги (асфальт, грунт). Практическое определение
времени, которое может быть затрачено на переход дороги.
Опасность и безопасность на дорогах. Причины возникновения
опасностей. Безопасные маршруты движения (установление, определение по
рисункам и личным наблюдениям).
Ты — пешеход- 6 ч (аудиторные-3ч, внеаудиторные-3ч)
Знаки дорожного движения: «светофорное регулирование», «движение
пешеходов запрещено», «пешеходная дорожка». Знаки для водителей, которые
необходимо знать пешеходам: «дорожные работы», «дети», «движение прямо,
направо, налево…». Значение конкретного знака (в значении, приближенном к
установленному в ПДД). Цвет и форма предупреждающих и запрещающих
знаков.
Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.
Ты – пассажир- 4 ч (аудиторные-4ч, внеаудиторные-ч)
В легковом автомобиле пристегиваться ремнями безопасности. На первом
сидении ребенок ехать не может. Из машины выходить можно только со
стороны тротуара или обочины. Не открывать двери автомобиля на ходу, не
высовываться из окна.
3 класс
Ориентировка в окружающем мире- 10 ч (аудиторные-5 ч,
внеаудиторные-5 ч)
Пространственные положения транспортных средств в различных
ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения,
регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и
др.). Оценивание дорожных ситуаций: расстояние до приближающегося
транспорта и его скорость (мчится, стремительно приближается, едет с
небольшой скоростью, небыстро, дает сигналы поворота или остановки).
Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит (прямая,
просматривается в обе стороны, есть «закрытые» участки, повороты, подъемы,
спуски).
Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении
направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в
соответствии с ними.
Ты — пешеход- 17 ч (аудиторные-10 ч, внеаудиторные-7 ч)
Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности
дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части
(элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса.
Правостороннее движение.
Перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог.
Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой).
Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила
поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок
дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего
вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в
12

зависимости от сигналов регулировщика. Дорожные опасности: правила
перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных
переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения.
Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом»,
«железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение
на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка».
Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с
односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».
Ты — пассажир - 7 ч (аудиторные-5 ч, внеаудиторные-2ч)
Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том
случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников
движения.
4 класс
Ориентировка в окружающем мире- 11 ч (аудиторные-6 ч,
внеаудиторные-5 ч)
Погодные условия, особенности тормозного пути транспорта при разных
дорожных условиях.
Разнообразие транспортных средств. Краткие сведения об истории
создания разных транспортных средств. Транспорт будущего.
Ты — пешеход- 17 ч (аудиторные-12 ч, внеаудиторные-5 ч)
Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги.
Поведение пешехода при приближении к главной дороге. Тупик. Дорожное
движение при разных дорожных условиях (обобщение знаний).
Взаимоотношения участников движения как условие его безопасности.
Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной.
Дорожные знаки. Знаки дорожного движения для водителей, которые
нужно знать пешеходам. Предупреждающие знаки: «опасный поворот»,
«скользкая дорога», «опасная обочина», «перегон скота». Запрещающие знаки:
«опасность». Знаки особых предписаний: «выезд на дорогу с полосой для
маршрутных транспортных средств», «начало населенного пункта», «конец
населенного пункта», «пешеходная зона». Информационные знаки (общее
представление): «указатель направления», «предварительный указатель
направления», «наименование объекта», «схема движения», «схема объезда»,
«указатель расстояний». Знаки сервиса: «пункт первой медицинской помощи»,
«больница», «телефон», «питьевая вода», «милиция», «туалет».
Светофор. Разные виды светофора (обобщение изученного материала).
Особенности светофоров на железнодорожных переездах, светофоров для
пешеходов и транспортных средств, с дополнительными стрелками.
Нерегулируемые участки дороги. Нерегулируемый перекресток. Правила
движения на нерегулируемых участках дороги (перекрестках).
Дорожные опасности. Населенный пункт, знаки, обозначающие разные
населенные пункты. Правила поведения на дорогах в разных населенных
13

пунктах и при разных погодных условиях (недостаточная видимость, гололед,
маневры автотранспорта).
Ты — пассажир- 6 ч (аудиторные-4 ч, внеаудиторные-2 ч)
При поездке на грузовом автомобиле с бортами не стоять, не сидеть на
бортах или на грузе, который выше бортов.

14

Тематическое планирование

№

Раздел

Кол-во
часов

Тема

Кол-во
часов

Использование
ЭОР

Формы организации
и виды
деятельности

1 класс
1

Разговор о
правильном питании

6

1

stranamasterov.ru

Просмотр фильма

1

stranamasterov.ru

Разучивание
пословиц

Самые полезные продукты

1

stranamasterov.ru

Дидактическая игра

Как правильно есть (гигиена
питания)

1

stranamasterov.ru

Беседа

Каждому овощу – свое время

1

stranamasterov.ru

Экскурсия

Игра «Здоровое питание –
отличное настроение»
Для чего мы учим правила
дорожного движения.

1

stranamasterov.ru

Викторина

1

stranamasterov.ru

Дидактическая игра

Форма предметов окружающего
мира (треугольник, круг,
квадрат).
Пространственные положения:
близко-далеко; рядом, около и
т.д.
Цвет и форма запрещающих
знаков.

1

stranamasterov.ru

Экскурсия

1

stranamasterov.ru

Треннинг

1

stranamasterov.ru

Дидактическая игра

Вводное занятие. Если хочешь
быть здоров
Из чего состоит наша пища

2

Ориентировка в
окружающем мире

8

3

Ты – пешеход

12

Адрес местожительства. Дорога
от дома до школы, магазина и
пр.
Транспорт. Наземный,
подземный, воздушный,
водный.
Участники дорожного
движения.
Мы идем по улице (экскурсия).

1

stranamasterov.ru

Просмотр фильма

1

stranamasterov.ru

Презентация

1

stranamasterov.ru

Треннинг

1

stranamasterov.ru

Презентация

Дорога. Тротуар как часть
дороги.
Правила движения по тротуару.

1

stranamasterov.ru

Дидактическая игра

1

stranamasterov.ru

Презентация

Нас увидят в темноте.

1

stranamasterov.ru

Просмотр фильма

Знаки «пешеходный переход»,
«пешеходная дорожка»
Знаки «место остановки
автобуса (троллейбуса)»,
«место остановки трамвая».
Экскурсия.
Игра «Живые знаки»

1

stranamasterov.ru

Беседа

1

stranamasterov.ru

Просмотр фильма

1

stranamasterov.ru

Презентация

Правила перехода дороги при
разных знаках пешеходного
перехода.
Перекресток.

1

stranamasterov.ru

Викторина

1

stranamasterov.ru

Презентация

16

Ролевая игра «Переходим
дорогу»

1

stranamasterov.ru

Просмотр
мультфильма

Светофор пешеходный.

1

stranamasterov.ru

Виртуальная
экскурсия в музей

Светофор транспортный.

1

stranamasterov.ru

Сюжетно-ролевая
игра

4

Ты – пассажир

7

Правила поездки в автомобиле.

1

stranamasterov.ru

Просмотр фильма

Правила поездки в автобусе,
троллейбусе.

1

stranamasterov.ru

Сюжетно-ролевая

Правила поездки в электричке.

1

stranamasterov.ru

Правила поездки в
метро.
Опасные ситуации.

1

stranamasterov.ru

Эстафета

1

stranamasterov.ru

Сюжетно-ролевая

игра

игра
Ролевая игра «Едем в гости».

1

stranamasterov.ru

Просмотр
мультфильма

Презентация проектов
«Правила движения —
достойны уважения!»

1
2 класс

17

stranamasterov.ru

Беседа

1

Разговор о
правильном питании

6

Путешествие по улице
«Правильного питания».

1

stranamasterov.ru

Конкурс

Как утолить жажду. Игра
«Посещение музея воды»
Овощи, ягоды, фрукты –
витаминные продукты.
Что надо есть, чтобы стать
сильнее

1

stranamasterov.ru

Викторина

1

stranamasterov.ru

Дидактическая игра

1

stranamasterov.ru

Просмотр фильма

1

stranamasterov.ru

Сюжетно- ролевая

Время есть булочки.
2

Ориентировка в
окружающем мире

18

игра

Повторение правил ДД по
материалам 1 класса

1

stranamasterov.ru

Игра по ПДД

Предметы и их положение в
пространстве: объяснение
соотношений с использованием
соответствующей
терминологии (близко-ближе,
далеко-дальше, рядом, перед, за
и т.д.).
Скорость движения объекта
(быстро, медленно, очень
быстро).
Особенности
пространственного положения
предмета (транспортного
средства) при разной скорости
движения по отношению к
другим предметам и
участникам дорожного
движения (далеко-близко;

1

stranamasterov.ru

Презентация

1

stranamasterov.ru

Просмотр фильма

1

stranamasterov.ru

Презентация

18

медленно-быстро, рядом,
около).
Механические транспортные
средства. Маршрутное
транспортное средство
(автобус, троллейбус, трамвай).
Сочинение «Автомобиль – друг
или враг?»
Населенный пункт как
территория, застроенная
домами: город, село, поселок,
деревня.
Знание своего района как
условие безопасного
передвижения.
Творческая работа «Улицы
моего города»
Дорога. Состояние дороги
(асфальт, грунт).
Практическое определение
времени, которое может быть
затрачено на переход дороги.
Опасность и безопасность на
дорогах. Причины
возникновения опасностей.
В каких случаях транспортные
средства представляют
опасность для пешехода?
Когда пешеходы представляют
опасность для транспортных
средств и водителей?
Целевая прогулка «Правила
юного пешехода»
19

1

stranamasterov.ru

Презентация

1

stranamasterov.ru

Презентация

1

stranamasterov.ru

Просмотр фильма

1

stranamasterov.ru

Экскурсия

1

stranamasterov.ru

Экскурсия

1

stranamasterov.ru

Просмотр фильма

1

stranamasterov.ru

Презентация

1

stranamasterov.ru

Игра

1

stranamasterov.ru

Игра

1

stranamasterov.ru

Просмотр фильма

1

stranamasterov.ru

Экскурсия в природу

Безопасные маршруты
движения (установление,
определение по рисункам и
личным наблюдениям)

1

stranamasterov.ru

Викторина

Разбор маршрутов следования
учащихся по улицам с
интенсивным движением. Блицопрос

1

stranamasterov.ru

Конкурс

1

stranamasterov.ru

Праздник

Знаки дорожного движения:
«светофорное регулирование»,
«движение пешеходов
запрещено», «пешеходная
дорожка».Учимся различать и
объяснять знаки дорожного
движения «Движение
запрещено», «пешеходная
дорожка», действовать в
соответствии с ними.

1

stranamasterov.ru

Просмотр фильма

Знаки для водителей, которые
необходимо знать пешеходам:
«дорожные работы», «дети»,
«движение прямо, направо,
налево…». Значение
конкретного знака (в значении,
приближенном к
установленному в ПДД).

1

stranamasterov.ru

Разучивание
пословиц

Урок игра
3

Ты – пешеход

6

20

Цвет и форма
предупреждающих и
запрещающих знаков.
Рисуем дорожные знаки

1

stranamasterov.ru

Дидактическая игра

1

stranamasterov.ru

Беседа

1

stranamasterov.ru

Экскурсия

1

stranamasterov.ru

Викторина

1

stranamasterov.ru

Дидактическая игра

1

stranamasterov.ru

Экскурсия

1

stranamasterov.ru

Треннинг

Викторина «Дорожные знаки в
загадках и стихах».
Автобусные остановки,
посадочные площадки в местах
остановок трамвая. Правила
поведения на остановке
маршрутного транспортного
средства
Целевая прогулка«Остановки
транспортного средства»
4

Ты – пассажир

4
Пассажиром быть не просто.
В легковом автомобиле
пристегиваться ремнями
безопасности. На первом
сидении ребенок ехать не
может.
Из машины выходить можно
только со стороны тротуара или
обочины. Не открывать двери
автомобиля на ходу, не
высовываться из окна.
21

Проектная работа
«Безопасность на дорогах»

1

stranamasterov.ru

Дидактическая игра

1

stranamasterov.ru

Просмотр фильма

1

stranamasterov.ru

Презентация

1

stranamasterov.ru

Треннинг

1

stranamasterov.ru

Презентация

1

stranamasterov.ru

Дидактическая игра

1

stranamasterov.ru

Презентация

3 класс
1

Разговор о
правильном питании

6
Питание в разное время года

Как правильно питаться, если
занимаешься спортом.
Где и как готовят пищу.
Экскурсия в столовую.
Игра-исследование «Это
удивительное молоко»

Путь от зерна к батону

Проект « Хлеб- всему голова»

22

2

Ориентировка в
окружающем мире

6

1

stranamasterov.ru

Просмотр фильма

1

stranamasterov.ru

Беседа

1

stranamasterov.ru

Просмотр фильма

1

stranamasterov.ru

Презентация

1

stranamasterov.ru

Викторина

1

stranamasterov.ru

Презентация

1

stranamasterov.ru

Просмотр
мультфильма

1

stranamasterov.ru

Просмотр фильма

Предметы и их положение в
пространстве.

Сигналы транспортного
средства

Виды транспортных средств.

Спецтранспорт и его
назначение.
Мы идем по улице.
Путь от дома до школы .
Экскурсия
Игра «Безопасные маршруты
движения
3

Ты – пешеход

15
Какие бывают дороги. Виды и
назначение дорог.
Конструирование дороги из
строительного материала.
23

1

stranamasterov.ru

Разучивание
пословиц

1

stranamasterov.ru

Дидактическая игра

Регулировщик. Сигналы
регулировщика и правила
перехода проезжей части по
этим сигналам.

1

stranamasterov.ru

Беседа

Опасные ситуации при
переходе проезжей части на
нерегулируемом перекрестке.

1

stranamasterov.ru

Экскурсия

Особенности движения
пешеходов и водителей в
разное время суток.

1

stranamasterov.ru

Викторина

1

stranamasterov.ru

Дидактическая игра

1

stranamasterov.ru

Экскурсия

1

stranamasterov.ru

Треннинг

Перекрѐсток, разные виды
перекрѐстков
Светофоры. Команды
светофора.

Группы дорожных знаков и их
назначение.

Предупреждающие знаки

Запрещающие знаки

24

1

stranamasterov.ru

Дидактическая игра

1

stranamasterov.ru

Просмотр фильма

1

stranamasterov.ru

Презентация

1

stranamasterov.ru

Просмотр фильма

1

stranamasterov.ru

Разучивание
пословиц

1

stranamasterov.ru

Дидактическая игра

1

stranamasterov.ru

Беседа

1

stranamasterov.ru

Экскурсия

Предписывающие знаки
Дорожные знаки,
регулирующие движение на
железнодорожном переезде
Конкурс на лучшего знатока
дорожных знаков.

Где мы будем играть?

Сюжетно-подвижная игра «Как
ребята улицу переходили».
4

Ты – пассажир

7
Мы – пассажиры
общественного транспорта.
Правила поведения в автобусе.

Правила поведения в
автомобиле.

25

1

stranamasterov.ru

Викторина

1

stranamasterov.ru

Дидактическая игра

1

stranamasterov.ru

Экскурсия

1

stranamasterov.ru

Треннинг

1

stranamasterov.ru

Дидактическая игра

1

stranamasterov.ru

Просмотр фильма

1

stranamasterov.ru

Презентация

1

stranamasterov.ru

Треннинг

Правила поведения в метро.

Опасные ситуации.

Опасные ситуации.
Проект «Расскажем малышам о
правилах поведения на
дорогах».
4 класс
1

Разговор о
правильном питании

6
Какую пищу можно найти в
лесу. Лекарственные растения
Дары моря. Конкурсов
рисунков» В подводном
царстве»
Кулинарное путешествие по
России.
Традиционные блюда нашего
края

26

1

stranamasterov.ru

Презентация

1

stranamasterov.ru

Дидактическая игра

1

stranamasterov.ru

Презентация

1

stranamasterov.ru

Просмотр фильма

Разнообразие транспортных
средств. Легковой, грузовой,
общественный и специальный
транспорт.
Правила эксплуатации
велосипеда. Технический
осмотр велосипеда перед
выездом. Экипировка.
Возрастные ограничения.

1

stranamasterov.ru

Беседа

1

stranamasterov.ru

Просмотр фильма

ДТП с велосипедистами, меры
их предупреждения. Движение
велосипедистов группами.

1

stranamasterov.ru

Презентация

Праздник Мы за чаем не
скучаем»
Праздник жителей города
здоровья.
2

Ориентировка в
окружающем мире

6

Вводное занятие.
Викторина «Знаешь ли ты ПДД
?»

Погодные условия.

27

1

stranamasterov.ru

Викторина

Дорога. Автомагистраль.
Главная дорога. Знаки главной
дороги.

1

stranamasterov.ru

Презентация

Поведение пешехода при
приближении к главной дороге.
Тупик. Дорожное движение при
разных дорожных условиях
(обобщение знаний).
Взаимоотношения участников
движения как условие его
безопасности. Движение пеших
колонн. Правила поведения при
движении колонной
Дорожные знаки. Знаки
дорожного движения для
водителей, которые нужно
знать пешеходам.
Предупреждающие знаки:
«опасный поворот», «скользкая
дорога», «опасная обочина»,
«перегон скота».
Запрещающие знаки:
«опасность». Знаки особых
предписаний: «выезд на дорогу
с полосой для маршрутных
транспортных средств»,
«начало населенного пункта»,
«конец населенного пункта»,
«пешеходная зона».
28

1

stranamasterov.ru

Просмотр
мультфильма

1

stranamasterov.ru

Просмотр фильма

1

stranamasterov.ru

Просмотр фильма

1

stranamasterov.ru

Разучивание
пословиц

Проект «Транспорт
будущего».
3

Ты – пешеход

16

Информационные знаки (общее
представление): «указатель
направления»,
«предварительный указатель
направления», «наименование
объекта», «схема движения»,
«схема объезда», «указатель
расстояний».
Знаки сервиса: «пункт первой
медицинской помощи»,
«больница», «телефон»,
«питьевая вода», «милиция»,
«туалет».
Праздник «Путешествие в
страну дорожных знаков»

1

stranamasterov.ru

Дидактическая игра

1

stranamasterov.ru

Беседа

1

stranamasterov.ru

Экскурсия

Светофор. Разные виды
светофора (обобщение
изученного материала).

1

stranamasterov.ru

Викторина

Особенности светофоров на
железнодорожных переездах,
светофоров для пешеходов и
транспортных средств, с
дополнительными стрелками.

1

stranamasterov.ru

Дидактическая игра

1

stranamasterov.ru

Экскурсия

1

stranamasterov.ru

Треннинг

КВН «Азбука безопасности»
Нерегулируемые участки
дороги. Нерегулируемый
перекресток.
29

Правила движения на
нерегулируемых участках
дороги (перекрестках).
Целевая прогулка.
Дорожные опасности.
Населенный пункт, знаки,
обозначающие разные
населенные пункты. Правила
поведения на дорогах в разных
населенных пунктах и при
разных погодных условиях
(недостаточная видимость,
гололед, маневры
автотранспорта).

1

stranamasterov.ru

Дидактическая игра

1

stranamasterov.ru

Просмотр фильма

Разработка памяток для
водителей «Тише едешь,
дальше будешь»

1

stranamasterov.ru

Просмотр фильма

1

stranamasterov.ru

Разучивание
пословиц

1

stranamasterov.ru

Дидактическая игра

1

stranamasterov.ru

Беседа

Игра-конкурс «Я – участник
дорожного движения»
4

Ты – пассажир

6

При поездке на грузовом
автомобиле с бортами не
стоять, не сидеть на бортах или
на грузе, который выше бортов.
Разбор дорожно-транспортных
происшествий с участием
детей, происшедших в городе.
Выявление причин дорожнотранспортных происшествий.

30

Аварийные ситуации. Действия
в случае транспортной аварии
на дороге. Защитная поза при
столкновении.
«Это может случиться с
каждым», «Простейшие
правила помощи пострадавшим
при ДТП»

1

stranamasterov.ru

Экскурсия

1

stranamasterov.ru

Викторина

1

stranamasterov.ru

Дидактическая игра

1

stranamasterov.ru

Экскурсия

Викторина «У дорожных
правил каникул нет».
Проектная работа. Выпуск
стенгазеты «Дорожная
безопасность».

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей _____МАОУ СОШ №24
от ___________ 20__ года № ___
___________ _________
подпись руководителя МО Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
_______________ ______
подпись Ф.И.О.
______________ 20__ года

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».