Положение о классном руководстве МАОУ СОШ №24

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24
352904, Краснодарский край, г. Армавир, пр. Авиаторов, 12, ИНН 2372027969 КПП 237201001

Рассмотрено:
на заседании
педагогического Совета
Протокол № 1 от 27.08.2021 г.

Утверждено приказом
от 30.08. 2021 г. № 01-11/96
Директор МАОУ СОШ № 24
Н.В. Булатова

ПОЛОЖЕНИЕ
О КЛАССНОМ РУКОВОДСТВЕ
МАОУ СОШ №24

г. Армавир
2021 г.

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в целях организации работы классных руководителей в МАОУ СОШ №24 на основе Методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях.
1.2. Деятельность классного руководителя, осуществляется в соответствии с:
1. Конституция Российской Федерации, Устав субъекта Российской Федерации,
устанавливающий право каждого гражданина на образование и закрепляющие осуществление процессов воспитания и обучения как предмета совместного ведения с Российской
Федерацией;
2. Семейный кодекс Российской Федерации;
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации»;
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантияхправ
ребѐнка в Российской Федерации»;
5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системыпрофилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
6. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей отинформации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597
«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. 2018 года № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерациина период до 2024 года»;
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №
996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
10.
Приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373
«Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта
начального
общего
образования», от 17 декабря 2010 №
1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего
образования», от 17 мая 2012 г. № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
11. Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536
«Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
1.3. Методическое обеспечение деятельности классных руководителей осуществляется
Центром развития образования муниципального образования город Армавир и школьным
методическим объединением классных руководителей.
2. Цель, задачи и порядок возложения функций классного руководителя на педагогического работника
2.1. Деятельность классного руководителя заключается в создании условий для развития
личности обучающегося, его успешной социализации, а также в формировании условий
для реализации систематической воспитательной работы в классе.
2.2. Задачами классного руководителя являются:
 защита прав и интересов обучающихся;
 создание условий для обеспечения нравственного и психического здоровья обучающихся,
их эмоционального благополучия, формирование стремления к здоровому образу жизни;
 создание благоприятных условий для раскрытия способностей обучающихся, выявление и
2












поддержка детской одарѐнности;
мотивирование обучающихся на социально значимую, творческую деятельность;
формирование и развитие класса, поддержка деятельности детских объединений,ученического самоуправления;
создание и поддержание благоприятного психологического климата в классе,
развитие коммуникаций обучающихся на основе взаимного уважения;
реализация индивидуально-личностного подхода во взаимодействии с обучающимися, в
том числе с привлечением ресурсов социальных партнеров ОО, а также педагогических
работников, обеспечивающих психолого-педагогическое, социально-психологическое и
медико-социальное сопровождение;
взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающегося;
определение и гармонизация образовательных запросов обучающихся, их родителей (законных представителей) по содержанию части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, а также плана внеурочной деятельности;
содействие развитию инклюзивных форм образования, в том числе в интересах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2.3. Возложение функций классного руководителя и освобождение от них осуществляется приказом руководителя образовательного учреждения. Функции классного руководителя могут быть возложены только на педагогического работника МАОУ СОШ №24.

2.4. Основанием для приказа руководителя ОУ о возложении функций классногоруководителя является заявление педагогического работника.
2.5. Прекращение выполнения функций классного руководителя осуществляется по инициативе
- педагогического работника;
- по решению директора школы;
- в связи с прекращением трудовых отношений педагогического работника сМАОУ СОШ
№24.

3. Функции классного руководителя














Функции классного руководителя включают в себя организационно- координирующие,
аналитическо-прогностические, коммуникативные иконтрольные функции.
3.1. Организационно-координирующие функции:
взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;
координация учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса в целом;
организация и стимулирование социально значимой деятельности обучающихся в классном коллективе, в том числе деятельности органов ученического самоуправления, проектной деятельности;
координация взаимодействия обучающихся, их родителей и законных представителей с
сотрудниками ОО;
организация воспитательной работы с обучающимися с целью формирования гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности и активной жизненной позиции обучающихся;
организация и проведение классных часов и иных воспитательных событий;
координация участия класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и в период каникул;
организация работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение тематических родительских собраний, совместную деятельность,
привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении;
участие в работе педагогических советов, методического объединения классных руководителей, административных совещаниях;
3



























стимулирование разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
ведение документации классного руководителя.
3.2. Аналитическо-прогностические функции:
построение модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе школы
в целом и приоритетным воспитательным задачам, поставленных государством и обществом;
изучение индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и интересов обучающихся, выявление динамики их развития;
выявление специфики и определении динамики развития класса;
изучение, анализ состояния и условий воспитания каждого ребенка;
изучение и анализ поведения обучающегося, профилактика асоциального поведения, в
том числе суицидального риска у обучающихся во взаимодействии с педагогамипсихологами, социальными педагогами, медиаторами, тьюторами;
анализ посещаемости учебных занятий, профилактика необоснованных пропусковучебных занятий;
изучение, анализ влияния малого социума на обучающихся класса (совместнопедагогами-психологами, социальными педагогами, тьюторами);
учет разнообразной
деятельности обучающихся,
в том числе в системе
дополнительного образования детей;
прогнозирование результатов воспитательной деятельности;
прогнозирование последствий межличностных отношений, складывающихся вклассном
коллективе;
профилактика конфликтов и негативных социальных явлений в классном
коллективе.
3.3. Коммуникативные функции:
содействие созданию благоприятного климата в классе в целом и для каждого обучающегося;
оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств, установлении конструктивных отношений с социальным окружением;
взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, консультирование по вопросам воспитания и обучения;
организация оперативного взаимодействия педагогических работников, занятых в образовательном процессе с классом, сотрудниками образовательной организациии родителями
(законными представителями) обучающихся;
содействие расширению социального партнѐрства в образовательной организации интересах воспитания и развития обучающихся.
3.4. Контрольные функции:
контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
контроль за посещаемостью учебных занятий каждого обучающегося.

4. Профессионально-педагогическая компетентность классного руководителя
4.1. Классный руководитель должен знать:







Конвенцию о правах ребенка;
Закон "Об образовании в Российской Федерации";
Стратегию развития воспитания в РФ на период до 2025 года;
нормативные акты Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся вопросов воспитания;
психолого-педагогические основы работы с обучающимися соответствующей возрастной
категории;
теорию и методику воспитательной работы, в том числе современные методы, концепции
4









и технологии воспитания;
правила и нормы обеспечения безопасности жизнедеятельности.
4.2. Классный руководитель должен уметь:
планировать воспитательную работу в классном коллективе;
использовать в процессе воспитания индивидуальные и коллективные формыработы,
различные методы и приемы педагогического взаимодействия;
стимулировать активность участия родителей в жизни класса;
создавать в классе благоприятную воспитывающую среду;
организовывать свою деятельность с учетом современных подходов, концепций,технологий воспитания;
изучать, анализировать и оценивать состояние и результаты своей деятельности.
4.3. Классный руководитель должен постоянно повышать уровень своего профессионального педагогического мастерства.

5. Права и обязанности классного руководителя
5.1. Классный руководитель обязан:




















Осуществлять систематический анализ успеваемости и динамики общего развития своих
воспитанников.
Организовывать учебно-воспитательный процесс в классе; вовлекать обучающихся в систематическую деятельность классного и общешкольного коллективов.
Отслеживать и своевременно выявлять девиантные проявления в развитии и поведении
обучающихся, осуществлять необходимую педагогическую коррекцию, информировать о
данных проявлениях педагогический коллектив, сотрудников и администрацию образовательной организации.
Совместно с сотрудниками образовательной организации осуществлять индивидуальную
работу по профилактике правонарушений и иных социально опасных явлений и действий
в классном коллективе, осуществлять мониторинг надлежащего исполнения обязанностей,
возложенных на родителей (законных представителей) обучающихся законодательством
РФ.
Оказывать помощь обучающимся в решении лично значимых проблем, участвовать в организации социальной, психологической и правовой защиты обучающихся.
Содействовать вовлечению в организацию воспитательного процесса в классе педагогических работников образовательной организации, родителей (законных представителей)
обучающихся; осуществлять управление деятельностью родительского комитета (совета
родителей) класса.
Контролировать посещение учебных занятий обучающимися своего класса.
Регулярно проводить классные часы и другие внеурочные мероприятия с классом.
Соблюдать требования охраны труда, обеспечивать сохранность жизни и здоровья детей
во время проведения внеклассных, школьных мероприятий.
Демонстрировать личным примером образец нравственного поведения, содействовать
развитию у обучающихся устойчивых положительных представлений о культурном, историческом и духовном наследии Кубани.
5.2. Классный руководитель имеет право:
Выносить на рассмотрение администрации МАОУ СОШ №24, педагогического совета,
органов самоуправления, совета родителей, социальных партнѐров образовательной организации предложения, инициативы, как от имени классного коллектива (по согласованию
с обучающимися), так и от своего имени.
Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от
администрации МАОУ СОШ №24, социального педагога, педагога- психолога, органов
государственно-общественного управления образовательной организации, а также органов самоуправления.
самостоятельно определять приоритетные направления, содержание, формы работы и пе5

дагогические технологии для осуществления воспитательной деятельности, выбирать и
разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС общего образования с
учетом контекстных условий деятельности;
 самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом, разрабатывать индивидуальные программы работы с обучающимися и их родителями (законными
представителями), определять нормы организации деятельности классного коллектива и
проведения классных мероприятий.
 участвовать в разработке проектов локальных нормативных актов общеобразовательной
организации в части организации воспитательной деятельности в общеобразовательной
организации и осуществленииконтроля ее качества и эффективности;
 самостоятельно планировать и организовывать участие обучающихся в воспитательных
мероприятиях;
 использовать (по согласованию с администрацией общеобразовательной организации)
инфраструктуру общеобразовательной организации при проведении мероприятий с классом;
 Разрабатывать и реализовывать программы курсов внеурочной деятельности, авторские
программы, технологии и методики воспитания обучающихся в соответствии с программой воспитательной работы.
 получать своевременную методическую, материально-техническую и иную помощь от
руководства и органов государственно-общественного управления общеобразовательной
организации для реализации задач по классному руководству;
 приглашать в общеобразовательную организацию родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся по вопросам, связанным с осуществлением классного
руководства;
 давать обязательные распоряжения обучающимся своего класса при подготовке и проведении воспитательных мероприятий;
 посещать уроки и занятия, проводимые педагогическими работниками (по согласованию),
с целью корректировки их взаимодействия с отдельными обучающимися и с коллективом
обучающихся класса;
 Приглашать в школу родителей (законных представителей) обучающихся по проблемам,
связанным с деятельностью классного руководителя.
 Самостоятельно выбирать форму повышения квалификации.
 Участвовать в конкурсах профессионального мастерства, обобщать и распространять
опыт своей профессиональной деятельности.
 Вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным направлениям
воспитательной деятельности.
 На защиту собственной части, достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны администрации, обучающихся, родителей
(законных представителей) обучающихся, других педагогов; имеет право на обращение в
комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
 Получать вознаграждение за исполнение функций классного руководителя. Вознаграждение устанавливается с даты издания приказа о возложении функций классного руководителя на педагогического работника ОО.
 В случае непреодолимых затруднений в выполнении функций, указанных в п.3 настоящего Положения, отказаться от деятельности в качестве классного руководителя.
В целях реализации и защиты академических прав и свобод педагогических работников, осуществляющих классное руководство, предусмотренных частью 3
статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», а также обеспечения недопустимости неуважительного отношения к чести и достоинству педагогических работников, реализации возможных способов урегулирования спо6

ров между участниками образовательных отношений рекомендуется руководствоваться, в
частности:
- письмом Минпросвещения России и Профсоюза от 19 ноября 2019 г.
№ ВБ-107/08/634 «О примерном положении о комиссии по урегулированию споровмежду
участниками образовательных отношений»;
- письмом Минпросвещения России и Профсоюза от 20 августа 2019 г.
«О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогическихработников»;
- письмом Минобрнауки России и Профсоюза от 23 марта 2015 г.
№ 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительноепрофессиональное образование».

6. Оценка и критерии эффективности воспитательной деятельностипедагогических работников по классному руководству
6.1. Результативность работы классного руководителя анализируется и оценивается администрацией МАОУ СОШ №24 и другими участниками образовательного процесса.
6.2. Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.
6.3. Эффективность работы классного руководителя оценивается на основе двух групп критериев оценки: критерии оценки процесса деятельности и критерии оценки результативности.
6.4. К критериям эффективности процесса деятельности, связанной с классным руководством, относятся:
комплексность как степень охвата в воспитательном процессе направлений, обозначенных в
нормативных документах;
адресность как степень учѐта в воспитательном процессе возрастныхи личностных особенностей детей, характеристик класса;
инновационность как степень использования новой по содержанию и формам подачи информации, личностно значимой для современных обучающихся, интересных для них форм и методов взаимодействия, в том числе, интернет-ресурсов, сетевых сообществ, ведения блогов и
т.д.;
системность как степень вовлечѐнности в решение воспитательных задач разных субъектов
воспитательного процесса.
6.5. Критерии оценки результатов (эффективности) классного руководства:
 сформированность знаний, представлений о системе ценностей гражданина России;
 сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении
системы ценностей гражданина России;
 наличие опыта деятельности на основе системы ценностейгражданина России.
Критерии оценки
эффективности
деятельности классного руководителя характеризуют:
• уровни развития личностных качеств и индивидуальных способностей воспитанников;
• успешность усвоения обучающимися образовательной программы со стабильной или положительной динамикой успеваемости, ;
• сформированность классного коллектива, воспитательной системы класса;
• удовлетворенность родителей жизнедеятельностью детей в классе и результатами классного руководства;
• наличие у воспитанников достижений в различных видах деятельности;
• комфортность пребывания ребенка в классном сообществе.
Результаты оценки
эффективности
деятельности по
классному
руководству
должны стать основой для поощрения лучших практик классного руководства.
7. Документация классного руководителя
К служебной документации классного руководителя относится:
• План воспитательной работы на текущий учебный (календарный) год (форма плана определяется методическим объединением классных руководителей и утверждается локальным ак7

том МАОУ СОШ №24);
• Аналитическая справка по реализации воспитательной работы за учебный (календарный)
год (форма справки определяется методическим объединением классных руководителей и
утверждается локальным актом МАОУ СОШ №24);
• Психолого-педагогическая и социальная характеристика класса;
• Протоколы заседаний родительских собраний;
• Отчѐты классного руководителя по итогам учебного периода (четверти; полугодия; года).
Протоколы индивидуальных бесед с обучающимися и их родителями (законными представителями).

8

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».