Статья_Овчаренко К.П.

Овчаренко Кирилл Павлович
МАОУ

СОШ№24

г.Армавир,

учитель

истории,

обществознания,

кубановедения
ov4arenko_kirill@mail.ru; 89183409818
Тема: Историко-культурологический подход на уроках общественногуманитарного цикла (направление: «Духовно-нравственное воспитание
школьника через урочную и внеурочную деятельность»)
Аннотация: В данной работе представлен опыт по формированию
духовно-

нравственных

культурологического
возможности

основ

подхода.

личного

посредством
Прежде

контакта

всего

приемов
бы

обучающихся

историко-

демонстрация
с

историко-

культурологическими фактами, сведенными до отдельного фрагмента во
время проведения полноценного урока. Основой для этого является
местный краеведческий материал.
Историческое образование в школе занимает важное место в
формировании

духовно-нравственных

основ

общества,

мировоззрения

подрастающего поколения. Несмотря на цифровизацию образовательного
процесса, упора на знаниевые результаты и подтверждающие показатели, в
современном образовательном процессе его воспитательный аспект остается
по-прежнему принципиально важным. И историко-культурологический
подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию
и бережному отношению к культурному наследию, патриотизму и
гражданственности, подходит здесь как нельзя лучше. Так в рамках
используемого подхода эффективным является создание ситуации личного
непосредственного

соприкосновения

обучающегося

с

примерами

исторического и культурного прошлого страны, его населенного пункта,
собственной семьи. Следует заметить, что одним из самых известных
приемов в рамках выбранного подхода является организация полноценной
пешей экскурсии. Через нее участникам при помощи гида (в нашем случае

самого учителя) удается погрузиться в изучаемый предмет. С этой точи
зрения жителям г.Армавира во многом повезло, так как и в самом городе и в
его

ближайших

окрестностях

имеется

богатый

историко-культурный

материал для экскурсионной работы. Имеется также и добротный
теоретический материал, прежде всего разработки кандидат исторических
наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории Армавирского
государственного

педагогического

университета

Ктиторова

Сергея

Николаевича. За последние несколько лет пандемия и многочисленные
ковидные ограничения ограничили возможности учителей разнообразить
свое преподавание и внеурочную деятельность несколькими часами
внеаудиторных занятий. Многие стали использовать метод виртуальных
экскурсий, подготовленных самими педагогами или в сотрудничестве с
учениками. Я же хотел бы остановиться на демонстрации приема личного
контакта

обучающихся

с

историко-культурологическими

фактами,

сведенными до отдельного фрагмента во время проведения полноценного
урока.
Ниже будут приведены несколько таких примеров.
1) Очень разнообразно может быть преподнесен материал по теме «Развитие
культуры в начале XX века», как на уроках истории, так и на уроках
кубановедения. Так показывая становление кинематографа, как нового и
весьма популярного направления в искусстве, можно привести в пример
историю одного из старейших кинотеатров на Кубани – «Марс» (бывший
«Октябрь»). В зале кинотеатра выступали с чтениями Маяковский,
Куприн, Северянин, проводились дискуссионные клубы и творческие
вечера. Долгие годы это место было сосредоточением культурной жизни
города. Построенный в царский период кинотеатр пережил Гражданскую
войну (в память о тех событиях на стене сегодня можно найти
мемориальную табличку), частично сохранился в годы Великой
Отечественной и до сих пор открыт для посетителей. Модернистский вид
полностью утрачен, но есть фотографии позволяющие составить

представление

об

архитектурных

стилистических

особенностях,

характеризующих начало нового века. Также можно привести ученикам в
пример и кинотеатр «Родина», который основан в 1954 году. Внешний
вид кинотеатра - слепок уже совершенного другого «культурного слоя»,
послевоенного «сталинского ампира». В данном случае этот пример
будет относиться уже к теме «Развитие культуры послевоенного СССР».
2) Указанная выше тема «Развитие культуры в начале XX века» является
крайне востребованной в ходе ее изучения школьными предметами, на
основе местного краеведческого материала. Армавир действительно
представлял собой своеобразный культурный центр восточной части
тогдашней Кубанской области, располагавший драматическим театром,
концертными залами, цирком, образовательными учреждениями, которые
были крупнейшими н Кубани и многим-многим другим. И все же особое
место занимает архитектура дореволюционного периода и особенно
историческая часть города – от Армянской церкви по улице Кирова до
центральной площади города. И 2022 год стал подтверждением этого
тезиса, так как местные органы власти анонсировали готовность проекта
реконструкции ул.Кирова и выделенное под реализацию финансирование.
В его рамках планируется объединение ключевых объектов культуры и
исторического

наследия

в

единый

прогулочный

маршрут,

привлекательный для местных жителей и туристов.
3) Следует отметить, что те или иные примеры особенностей культуры,
которые сказывались на изменении общественного уклада и быта,
характере межнациональных отношений, можно и нужно использовать в
том числе и на уроках обществознания. Так очень знаковой является тема
«Предпринимательская деятельность и ее функции», в которой в качестве
иллюстраций

могут

предпринимателей

и

быть
их

приведены

социокультурная

истории
и

армавирских

благотворительная

деятельность. Здесь в качестве примера можно указать большое
количество фамилий: аптекаря Виктора Карловича Вильде, являвшегося

еще и владельцем редакции первой в селе газеты «Армавирский листок
объявлений»; врача Серопа Исааковича Сеферова, который стал
инициатором открытия в Армавире в 1908 г. отделения Армянского
благотворительного общества на Кавказе1; преуспевающих владельцев
фирм

семей

Каспаровы,

Тарасовых,

братьев

Богарсуковых

и

Алавердовых, которым принадлежало достаточно большое количество
зданий и сооружений
Е.А.Айвазова

и

в Армавире; коренного армавирского купца

еще

многих

других.

В

судьбах

данных

предпринимательских семей нашли свое отражение как экономические,
так и общественно-политические, и просто жизненные обстоятельства,
периода становления Армавира, как полноценного города. Достаточно
подробно изложена эта информация в работах все того же С.Н.Ктиторова.
Кроме того, по сегодняшний день пройдясь по городским улицам, мы
можем видеть предпринимательское наследие, воплощенное в кирпиче и
камне, отметить для себя самих и указать ученикам характерные образцы
урбанистического эклектизма на рубеже XIX – XX веков.
Данные примеры затрагивают лишь часть того исторического и
культурного наследия Армавира, которое по-прежнему будет являться
востребованным, как в урочной, так и внеурочной деятельность педагогов.
Они помогают обучающимся прикоснуться к прошлому своей малой родины,
сформировать

представление

о

самоидентичности

родных

мест

и

одновременно с этим общих закономерностях в ходе общественного
развития,

составить

представление

о

поликультурности

Кубани,

многовековом диалоге культур, переплетении традиций и ценностей.
Использование

этих,

а

также

многих

других

примеров

в

рамка

культурологического подхода во многом способствует более «живому»
восприятию материала на предметных занятиях.

1

Ктиторов С.Н. Городские экскурсии в образовательном и воспитательном процессах в условиях Армавира.
– Армавир: ИП Шурыгин В.Е., 2022. 184 с.

Список используемой литературы
1) Бокова Н.А. Кино и Армавир. – Армавир. 2014. 209 с.
2) Ктиторов

С.Н.

Городские

экскурсии

в

образовательном

воспитательном процессах в условиях Армавира.

и

– Армавир: ИП

Шурыгин В.Е., 2022. 184 с.
3) Ктиторов С.Н. Лики старого Армавира. Кубанское селение на почтовой
открытке начала XX века. – Армавир: Платонов 2010. 127 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».