МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
муниципальное образование город Армавир
МАОУ СОШ № 24
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО
учителей естественноматематического цикла
Заместитель директора
по УМР
Директор МАОУ СОШ
№24
________________________
Проценко Е.И.
Булатова Н.В.
«25» августа 2023 г.
Приказ № 01-11/ 431
от «28» августа 2023 г.
Марукова Н.Б.
Протокол №1
от «25» августа 2023 г.
________________________ ________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Химия»
для обучающихся 8-9 классов с ЗПР
г. Армавир 2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии для обучающихся с задержкой
психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего
образования составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег.
номер 64101) (далее – ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной
образовательной программой основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной
рабочей программы учебного предмета «Химия» (базовый уровень),
Примерной программой воспитания обучающихся при получении основного
общего образования, с учетом распределенных по классам проверяемых
требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования и элементов содержания, представленных в
Универсальном кодификаторе по химии, Концепции преподавания учебного
предмета «Химия», в образовательных организациях РФ, реализующих
основные общеобразовательные программы.
Общая характеристика учебного предмета «Химия»
Учебный предмет «Химия» входит в предметную область
«Естественнонаучные предметы». В системе естественнонаучного
образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании
законов природы, формировании научной картины мира, создании основы
химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков
здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа
жизни, а также в воспитании экологической культуры.
Успешность изучения химии связана с овладением химическим
языком, соблюдением правил безопасной работы при выполнении
химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с
другими предметами школьного курса.
Программа включает в себя основы неорганической и органической
химии. Главной идеей программы является создание базового комплекса
опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту
обучающихся и их особым образовательным потребностям.
В содержании данного курса представлены основополагающие
химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения
веществ, зависимости их свойств от строения, прогнозирование свойств
веществ, исследование закономерностей химических превращений и путей
управления ими в целях получения веществ и материалов.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет
атомно-молекулярное учение, Периодический закон Д.И. Менделеева с
краткими сведениями о строении атома, видах химической связи,
закономерностях протекания химических реакций.
В изучении курса значительная роль отводится химическому
эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, описанию
результатов ученического эксперимента, соблюдению норм и правил
безопасной работы в химической лаборатории.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит
обучающимся с ЗПР усвоить ключевые химические компетенции и понять
роль и значение химии среди других наук о природе.
Изучение химии способствует формированию у обучающихся научного
мировоззрения, освоению общенаучных методов (наблюдение, измерение,
эксперимент, моделирование), освоению практического применения научных
знаний, основанного на межпредметных связях с предметами «Окружающий
мир», «Физика», «Биология», «География», «Математика» и формирует
компетенции, необходимые для продолжения образования в области
естественных наук.
Изучение химии способствует развитию у обучающихся с ЗПР
пространственного воображения, функциональной грамотности, умения
воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в
различных формах. Значимость предмета для развития жизненной
компетенции обучающихся с ЗПР заключается в усвоении основы
химических знаний, необходимых для повседневной жизни; навыков
здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа
жизни; формировании экологической культуры.
Программа отражает содержание обучения предмету «Химия» с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение
учебным предметом «Химия» представляет определенную трудность для
обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной
деятельности, периодическими колебаниями внимания, малым объемом
памяти,
недостаточностью
общего запаса
знаний,
пониженным
познавательным интересом и низким уровнем речевого развития.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Химия»
необходима адаптация объема и характера учебного материала к
познавательным возможностям данной категории обучающихся, учет их
особенностей развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и
межпредметных связей, постепенное усложнение изучаемого материала.
При изучении химии необходимо осуществлять взаимодействие на
полисенсорной основе.
Теоретический материал рекомендуется изучать в процессе
практической деятельности. Возможно выделение отдельных уроков на
решение задач в связи со сложностью анализа текста обучающимися с ЗПР.
Органическое единство практической и мыслительной деятельности
обучающихся на уроках химии способствует прочному и осознанному
усвоению базисных химических знаний и умений. Особое внимание при
изучении химии уделяется изучению «сквозных» понятий и формированию
навыка структурирования материала.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Химия»
Общие цели изучения учебного предмета «Химия» представлены в
Примерной рабочей программе основного общего образования. Они
актуализированы с учетом новых приоритетов в системе основного общего
образования, направленности обучения на развитие и саморазвитие
личности, формирование еѐ интеллекта и общей культуры. Обучение умению
учиться и продолжать своѐ образование самостоятельно в настоящее время
является одной из важнейших функций учебных предметов, в том числе и
«Химии».
Для обучающихся с ЗПР, так же, как и для нормативно развивающихся
сверстников, осваивающих основную образовательную программу,
доминирующее значение приобретают такие цели, как:
формирование интеллектуально развитой личности, готовой к
сотрудничеству, самостоятельному принятию решений, способной
адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни;
направленность обучения на систематическое приобщение учащихся к
самостоятельной
познавательной
деятельности,
научным
и
практическим методам познания, формирующим мотивацию и развитие
способностей к химии;
обеспечение условий, способствующих приобретению обучающимися
опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания,
ключевых навыков (ключевых компетенций), имеющих универсальное
значение для различных видов деятельности;
формирование умений объяснять и оценивать явления окружающего
мира на основании знаний и опыта, полученных при изучении химии;
формирование у обучающихся гуманистических отношений,
понимания ценности химических знаний для выработки экологически
целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях
сохранения своего здоровья и окружающей природной среды;
развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтролю и
самовоспитанию на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
готовности к осознанному выбору профиля и направленности
дальнейшего обучения.
Курс направлен на решение следующих задач, обеспечивающих
реализацию личностно-ориентированного и деятельностного подходов к
обучению химии обучающихся с ЗПР на уровне основного общего
образования:
формирование первоначальных систематизированных представлений о
веществах, их превращениях и практическом применении; овладение
понятийным аппаратом и символическим языком химии;
осознание объективной значимости основ химической науки как
области современного естествознания, химических превращений
неорганических и органических веществ как основы многих явлений
живой и неживой природы; углубление представлений о материальном
единстве мира;
овладение основами химической грамотности: способностью
анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные
с химией, навыками безопасного обращения с веществами,
используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и
планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения
здоровья и окружающей среды;
формирование умений устанавливать связи между реально
наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими
в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость
их свойств от состава и строения, а также зависимость применения
веществ от их свойств;
приобретение опыта использования различных методов изучения
веществ, наблюдения за их превращениями при проведении несложных
химических экспериментов с использованием лабораторного
оборудования и приборов;
формирование представлений о значении химической науки и решении
современных экологических проблем, в том числе в предотвращении
техногенных и экологических катастроф.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по химии
Обучение учебному предмету «Химия» необходимо строить на
создании оптимальных условий для усвоения программного материала
обучающимися с ЗПР. Большое внимание должно быть уделено отбору
учебного материала в соответствии с принципом доступности при
сохранении общего базового уровня. Он должен по содержанию и объему
быть адаптированным для обучающихся с ЗПР в соответствии с их особыми
образовательными потребностями. Следует облегчить овладение материалом
обучающимися с ЗПР посредством его детального объяснения с
систематическим повтором, многократной тренировкой в применении знаний
с использованием приемов алгоритмизации и визуальных опор, обучения
структурированию материала.
Большое значение для полноценного усвоения учебного материала
имеет опора на межпредметные связи вопросов, изучаемых в данном курсе, с
такими учебными предметами как «География», «Физика», «Биология».
Позволяя рассматривать один и тот же учебный материал с разных точек
зрения, межпредметные связи способствуют его лучшему осмыслению, более
прочному закреплению полученных знаний и практических умений.
При подготовке к урокам учитель должен предусмотреть
формирование у обучающихся умений анализировать, сравнивать, обобщать
изучаемый материал, планировать предстоящую работу, осуществлять
самоконтроль. Необходимо постоянно следить за правильностью речевого
оформления высказываний обучающихся с ЗПР.
В связи с особенностями поведенияи деятельности обучающихся с ЗПР
(расторможенность, неорганизованность) необходим строжайший контроль
соблюдения правил техники безопасности при проведении лабораторных
работ в химическом кабинете.
Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное
освоение содержании образования по предмету «Химия»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках химии
определяется их особыми образовательными потребностями. Помимо
широко используемых в ООП ООО общих для всех обучающихся видов
деятельности следует усилить виды деятельности, специфичные для данной
категории обучающихся, для обеспечения осмысленного освоения
содержания образования по предмету: усиление предметно-практической
деятельности с активизацией сенсорных систем; чередование видов
деятельности, задействующих различные сенсорные системы; освоение
материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала;
использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, схемы,
шаблоны, опорные таблицы). Для развития у обучающихся с ЗПР умения
делать выводы, формирования грамотного речевого высказывания
необходимо использовать опорные слова и клише. Особое внимание следует
уделить обучению структурированию материала: составление рисуночных и
вербальных схем, составление таблиц, составление классификации с
обозначенными основаниями для классификации и наполнение их
примерами и др.
Тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО.
Для обучающихся с ЗПР существенными являются приемы работы с
лексическим материалом по предмету. Проводится специальная работа по
введению в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии.
Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна
визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы
для актуализации терминологии.
Место учебного предмета «Химия» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «Химия»
входит в предметную область «Естественнонаучные предметы» и является
обязательным для изучения.
Учебным планом на еѐ изучение отведено 136 учебных часов – по 2 ч в
неделю в 8 и 9 классах соответственно.
Содержание учебного предмета «Химия», представленное в рабочей
программе, соответствует ФГОС ООО, разработано с учетом основной
образовательной программы основного общего образования по учебному
предмету «Химия», соответствует Примерной адаптированной основной
образовательной программе основного общего образования обучающихся с
задержкой психического развития.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
8 КЛАСС
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Роль химии в жизни человека1. Тела и вещества.
Физические свойства веществ. Агрегатное состояние веществ. Химия в
системе наук. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Правила безопасного обращения с веществами и лабораторным
оборудованием. Понятие о методах познания в химии.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Знаки (символы)
химических элементов. Относительная атомная масса. Простые и сложные
вещества. Атомно-молекулярное учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических элементов.
Закон постоянства состава веществ. Относительная молекулярная масса.
Массовая доля химического элемента в соединении.
Физические и химические явления. Химическая реакция. Признаки
химических реакций. Уравнения химических реакций. Закон сохранения
массы веществ. Классификация химических реакций (соединения,
разложения, замещения, обмена).
Химический эксперимент: знакомство с химической посудой, с
правилами работы в лаборатории и приѐмами обращения с лабораторным
оборудованием; изучение и описание физических свойств образцов
неорганических веществ; наблюдение физических (плавление воска, таяние
льда, растирание сахара в ступке, кипение и конденсация воды) и химических
(горение свечи, прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с
кислотой) явлений, наблюдение и описание признаков протекания химических
реакций (разложение сахара, взаимодействие серной кислоты с хлоридом
бария, разложение гидроксида меди (II) при нагревании, взаимодействие
железа с раствором соли меди (II));изучение способов разделения смесей (с
помощью
магнита,
фильтрование,
выпаривание,
дистилляция,
хроматография), проведение очистки поваренной соли; наблюдение и
описание результатов проведения опыта, иллюстрирующего закон сохранения
массы; создание моделей молекул (шаростержневых).
Важнейшие представители неорганических веществ
Воздух – смесь газов. Состав воздуха. Кислород – элемент и простое
вещество. Нахождение кислорода в природе, физические и химические
свойства. Реакции горения простых и сложных веществ. Способы получения
кислорода в лаборатории и промышленности. Применение кислорода.
Понятие об оксидах. Круговорот кислорода в природе. Озон — аллотропная
модификация кислорода.
1
Здесь и далее курсивом обозначены темы, изучение которых проводится в ознакомительном плане.
Педагог самостоятельно определяет объем изучаемого материала.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения,
экзо- и эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение
воздуха, усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Водород – элемент и простое вещество. Нахождение водорода в
природе, физические и химические свойства (на примере взаимодействия с
неметаллами и оксидами металлов), применение, способы получения.
Понятие о кислотах и солях.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро.
Молярный объѐм газов. Расчеты по химической формуле. Расчеты массовой
доли химического элемента в соединении, количества вещества, молярной
массы, молярного объема газов. Расчѐты по химическим уравнениям.
Физические свойства воды. Вода. Ее состав, строение и молекулы.
Вода как растворитель. Растворы. Понятие о насыщенных и ненасыщенных
растворах. Понятие растворимости веществ в воде. Расчет массовой доли
вещества в растворе (процентная концентрация). Массовая доля вещества в
растворе. Химические свойства воды (разложение, реакции с натрием,
оксидом кальция, оксидом серы (IV) реакции с металлами, кислотными и
основными оксидами). Понятие об основаниях. Роль растворов в природе и в
жизни человека. Круговорот воды в природе. Загрязнение природных вод.
Охрана и очистка природных вод.
Важнейшие классы неорганических соединений. Классификация
неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация (кислотные,
основные, амфотерные, несолеобразующие - на примере оксида углерода (II)
и оксида азота (II)), номенклатура. Получение и химические свойства
оксидов (взаимодействие с водой, кислотами, щелочами). Основания.
Классификация оснований: щѐлочи и нерастворимые основания.
Номенклатура оснований. Физические и химические свойства оснований
(взаимодействие с оксидами неметаллов, кислотами, солями). Получение
оснований.
Кислоты: состав, классификация, номенклатура, физические и
химические свойства (взаимодействие с металлами, основными оксидами,
основаниями, солями, на примере соляной и серной кислот), способы
получения. Ряд активности металлов Н. Н. Бекетова. Соли (средние):
номенклатура солей, способы получения, взаимодействие солей с металлами,
кислотами, щелочами и солями, применение.
Понятие об амфотерных гидроксидах (на примере цинка и алюминия):
химические свойства (взаимодействие с кислотами и щелочами, разложение
при нагревании) и получение.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Генетические ряды.
Химический эксперимент: качественное определение содержания
кислорода в воздухе; получение и изучение свойств кислорода; наблюдение
взаимодействия веществ с кислородом и условия возникновения и
прекращения горения (пожара); ознакомление с образцами оксидов и
описание их свойств; получение и изучение свойств водорода (горение);
наблюдение образцов веществ количеством 1 моль; исследование
особенностей растворения веществ с различной растворимостью;
приготовление растворов с определѐнной массовой долей растворѐнного
вещества; взаимодействие воды с металлами (натрием и кальцием)
(возможно использование видеоматериалов); определение растворов кислот
и щелочей с помощью индикаторов; исследование образцов неорганических
веществ различных классов; наблюдение изменения окраски индикаторов в
растворах кислот и щелочей; изучение взаимодействия оксида меди(II) с
раствором серной кислоты, кислот с металлами, реакций нейтрализации;
получение нерастворимых оснований, вытеснение одного металла другим из
раствора соли; решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие
классы неорганических соединений».
Периодический закон и Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов.
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о
группах сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы,
галогены, инертные газы). Элементы, которые образуют амфотерные
оксиды и гидроксиды.
Периодический закон. Периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева.
Короткопериодная
и
длиннопериодная
формы
Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды
и группы. Физический смысл порядкового номера, номеров периода и
группы элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны.
Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов
Периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика химического
элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения свойств элементов малых периодов и
главных подгрупп, в зависимости от атомного (порядкового) номера
Значение Периодического закона и Периодической системы химических
элементов для развития науки и практики. Д. И. Менделеев – учѐный и
гражданин.
Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь.
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ионная связь.
Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции.
Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители.
Химический эксперимент: изучение образцов веществ металлов и
неметаллов; взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и
щелочей; проведение опытов, иллюстрирующих примеры окислительновосстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 8 классе
осуществляется через использование как общих естественно-научных
понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов
естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, теория,
закон, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение,
эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид,
изотопы, радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество, тело,
объѐм, агрегатное состояние вещества, газ, физические величины, единицы
измерения, космос, планеты, звѐзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы,
полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы.
9 КЛАСС
Вещество и химическая реакция
Периодический закон. Периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева. Строение атомов. Закономерности в изменении свойств
химических элементов первых трѐх периодов, калия, кальция и их соединений
в соответствии с положением элементов в Периодической системе и
строением их атомов.
Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических
решѐток, зависимость свойств вещества от типа кристаллической решѐтки
и вида химической связи.
Классификация
и
номенклатура
неорганических
веществ
(международная и тривиальная). Химические свойства веществ, относящихся
к различным классам неорганических соединений, генетическая связь
неорганических веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (по
числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по
изменению степеней окисления химических элементов, по обратимости, по
участию
катализатора).
Экзои
эндотермические
реакции.
Термохимические уравнения.
Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и
необратимых химических реакциях. Понятие о гомогенных и гетерогенных
реакциях. Понятие о химическом равновесии. Смещение химического
равновесия. Факторы, влияющие на скорость химической реакции и
положение химического равновесия.
Окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс
окислительно-восстановительной
реакции.
Составление
уравнений
окислительно-восстановительных реакций с использованием метода
электронного баланса.
Теория
электролитической
диссоциации.
Электролитическая
диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Катионы, анионы. Механизм
диссоциации веществ с различными видами химической связи. Понятие о
степени диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена
до конца. Полные и сокращѐнные ионные уравнения реакций. Химические
свойства кислот, оснований и солей в свете представлений об
электролитической диссоциации. Среда раствора. Качественные реакции на
катионы и анионы: хлорид-, бромид-, иодид-, сульфат-, карбонат-, силикат-,
фосфат- анионы; гидроксид-ионы; катионы аммония, магния, кальция,
алюминия, железа (2+) и (3+), меди (2+), цинка, присутствующие в водных
растворах.
Химический эксперимент: ознакомление с моделями кристаллических
решѐток неорганических веществ — металлов и неметаллов (графита и
алмаза), сложных веществ (хлорида натрия); исследование зависимости
скорости химической реакции от воздействия различных факторов;
исследование электропроводности растворов веществ, процесса диссоциации
кислот, щелочей и солей (возможно использование видеоматериалов);
проведение опытов, иллюстрирующих признаки протекания реакций ионного
обмена (образование осадка, выделение газа, образование воды); опытов,
иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций
(горение, реакции разложения, соединения); распознавание неорганических
веществ с помощью качественных реакций на ионы; решение
экспериментальных задач.
Неметаллы и их соединения
Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления. Строение и физические свойства простых
веществ – галогенов. Химические свойства на примере хлора
(взаимодействие с металлами, неметаллами – водородом и кислородом,
щелочами). Хлороводород. Соляная кислота, химические свойства,
получение, применение. Действие хлора и хлороводорода на организм
человека. Важнейшие хлориды и их нахождение в природе.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения
атомов кислорода и серы. Характерные степени окисления.
Строение и физические свойства простых веществ – кислорода и серы.
Аллотропные модификации кислорода и серы. Химические свойства серы
(взаимодействие с неметаллами – водородом и кислородом, металлами,
концентрированными азотной и серной кислотами). Сероводород: строение,
физические и химические свойства (кислотные и восстановительные
свойства). Оксиды серы как представители кислотных оксидов. Серная
кислота: физические и химические свойства (общие и специфические). Соли
серной кислоты, качественная реакция на сульфат-ион. Сернистая кислота.
Химические реакции, лежащие в основе промышленного способа получения
серной кислоты. Нахождение серы и еѐ соединений в природе. Применение
серы и ее соединений в быту и в промышленности. Химическое загрязнение
окружающей среды соединениями серы (кислотные дожди, загрязнение
воздуха и водоѐмов), способы его предотвращения.
Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения
атомов азота и фосфора, характерные степени окисления.
Азот, распространение в природе, физические и химические свойства
(взаимодействие с металлами и неметаллами - кислородом и водородом).
Круговорот азота в природе. Аммиак: физические и химические свойства
(окисление, основные свойства водного раствора), получение и применение.
Соли аммония: состав, физические и химические свойства (разложение,
взаимодействие со щелочами), применение. Качественная реакция на ионы
аммония. Азотная кислота, еѐ физические и химические свойства (общие и
специфические), получение. Нитраты (разложение). Азотистая кислота.
Использование нитратов и солей аммония в качестве минеральных
удобрений. Химическое загрязнение окружающей среды соединениями азота
(кислотные дожди, загрязнение воздуха, почвы и водоѐмов).
Фосфор, аллотропные модификации фосфора, физические и
химические свойства (взаимодействие с металлами, неметаллами,
концентрированными азотной и серной кислотами). Оксид фосфора (V),
ортофосфорная кислота: физические и химические свойства, получение.
Понятие о минеральных удобрениях: нитраты и фосфаты. Понятие о
комплексных удобрениях. Общая характеристика элементов IVА-группы.
Особенности строения атомов углерода и кремния. Валентность и
характерные степени окисления атомов углерода и кремния.
Распространение углерода в природе, характерные степени окисления.
Углерод, аллотропные модификации (графит, алмаз), физические и
химические свойства простых веществ (взаимодействие с металлами,
неметаллами, концентрированными азотной и серной кислотами).
Адсорбция. Круговорот углерода в природе. Оксиды углерода, их
физические и химические свойства, получение и применение, действие на
организм человека. Экологические проблемы, связанные с оксидом
углерода(IV); гипотеза глобального потепления климата; парниковый
эффект. Угольная кислота и еѐ соли, их физические и химические свойства,
получение и применение. Качественная реакция на карбонат-ионы.
Использование карбонатов в быту, медицине, промышленности и сельском
хозяйстве.
Общие представления об особенностях состава и строения
органических соединений углерода (на примере метана, этилена, этанола,
уксусной кислоты. Их состав и химическое строение. Классификация
органических веществ. Понятие о биологически важных веществах: жирах,
белках, углеводах — и их роли в жизни человека. Материальное единство
органических и неорганических соединений.
Кремний, его физические и химические свойства (на примере
взаимодействия с металлами и неметаллами), получение и применение.
Соединения кремния в природе. Общие представления об оксиде кремния(IV)
и кремниевой кислоте. Силикаты, физические и химические свойства,
получение и применение в быту, промышленности (в медицинской,
электронной, строительной и др.). Важнейшие строительные материалы:
керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы безопасного
использования строительных материалов в повседневной жизни.
Химический эксперимент: изучение образцов неорганических веществ,
свойств соляной кислоты; проведение качественных реакций на хлоридионы и наблюдение признаков их протекания; опыты, отражающие
физические и химические свойства галогенов и их соединений (возможно
использование видеоматериалов); ознакомление с образцами хлоридов
(галогенидов); ознакомление с образцами серы и еѐ соединениями
(возможно использование видеоматериалов); наблюдение процесса
обугливания сахара под действием концентрированной серной кислоты;
изучение химических свойств разбавленной серной кислоты, проведение
качественной реакции на сульфат-ион и наблюдение признака еѐ
протекания; ознакомление с физическими свойствами азота, фосфора и их
соединений (возможно использование видеоматериалов), образцами азотных
и фосфорных удобрений; получение аммиака и изучение его свойств;
проведение качественных реакций на ион аммония и фосфат-ион и изучение
признаков их протекания, взаимодействие концентрированной азотной
кислоты с медью (возможно использование видеоматериалов); изучение
моделей кристаллических решѐток алмаза, графита; ознакомление с
процессом адсорбции растворѐнных веществ активированным углѐм и
устройством противогаза; получение углекислого газа и изучение его
свойств; проведение качественных реакций на карбонат- и силикат-ионы
и изучение признаков их протекания; ознакомление с продукцией
силикатной промышленности; решение экспериментальных задач по теме
«Важнейшие неметаллы и их соединения».
Металлы и их соединения
Общая характеристика химических элементов — металлов на
основании их положения в Периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева и строения атомов. Строение металлов. Металлическая
связь и металлическая кристаллическая решѐтка. Электрохимический ряд
напряжений металлов. Физические и химические свойства металлов
(взаимодействие с кислородом, водой, кислотами). Общие способы
получения металлов. Понятие о коррозии металлов, основные способы
защиты их от коррозии. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза) и их
применение в быту и промышленности.
Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева; строение атомов. Нахождение в природе.
Физические и химические свойства (на примере натрия и калия). Оксиды и
гидроксиды натрия и калия. Применение щелочных металлов и их
соединений.
Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение
в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева; строение
их атомов; нахождение в природе. Физические и химические свойства магния
и кальция. Важнейшие соединения кальция (оксид, гидроксид, соли).
Жѐсткость воды и способы еѐ устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева; строение атома; нахождение в природе.
Физические и химические свойства алюминия. Амфотерные свойства оксида
и гидроксида алюминия.
Железо: положение в Периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и
химические свойства железа (взаимодействие с металлами, кислотами и
солями). Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III): состав,
свойства и получение.
Химический эксперимент: ознакомление с образцами металлов и
сплавов, их физическими свойствами; изучение результатов коррозии
металлов (возможно использование видеоматериалов), особенностей
взаимодействия оксида кальция и натрия с водой (возможно использование
видеоматериалов); исследование свойств жѐсткой воды; процесса горения
железа в кислороде (возможно использование видеоматериалов); признаков
протекания качественных реакций на ионы (магния, кальция, алюминия,
цинка, железа(II) и железа(III), меди(II)); наблюдение и описание процессов
окрашивания пламени ионами натрия, калия и кальция (возможно
использование видеоматериалов); исследование амфотерных свойств
гидроксида алюминия и гидроксида цинка; решение экспериментальных
задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения».
Химия и окружающая среда
Новые материалы и технологии. Вещества и материалы в
повседневной жизни человека. Химия и здоровье. Безопасное использование
веществ и химических реакций в быту. Первая помощь при химических
ожогах и отравлениях. Основы экологической грамотности. Химическое
загрязнение окружающей среды (предельная допустимая концентрация
веществ – ПДК). Роль химии в решении экологических проблем.
Природные источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть),
продукты их переработки, их роль в быту и промышленности.
Химический эксперимент: изучение образцов материалов (стекло,
сплавы металлов, полимерные материалы).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе
осуществляется через использование как общих естественно-научных
понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов
естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон,
теория, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение,
эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление, парниковый
эффект, технология, материалы.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид,
изотопы, радиоактивность, молекула, электрический заряд, проводники,
полупроводники, диэлектрики, фотоэлемент, вещество, тело, объѐм,
агрегатное состояние вещества, газ, раствор, растворимость, кристаллическая
решѐтка, сплавы, физические величины, единицы измерения, космическое
пространство, планеты, звѐзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные
удобрения, микроэлементы, макроэлементы, питательные вещества.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы,
полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы.
Выполнение практических работ
При проведении практической работы каждый ее этап выполняется
обучающимися с ЗПР вместе с учителем и под его руководством. На доске
обязательно вывешиваются правила техники безопасности, соответствующие
данному виду работы, дается правильная запись формул и указывается цель
проведения работы. При необходимости дается визуальный алгоритм
выполнения задания. Это способствует осознанию обучающимися
выполняемых действий и полученного результата.
Примерные контрольно-измерительные материалы по химии
Для организации проверки, учета и контроля знаний обучающихся по
предмету предусмотрены контрольные работы, самостоятельные работы,
зачеты, практические работы, тестирование. Одним из методов контроля
результатов обучения обучающихся с ЗПР является метод поливариативного
экспресс-тестирования с конструируемыми ответами. Его отличительными
чертами являются оперативность, высокая степень индивидуализации
знаний, сравнительно малые затраты времени и труда на проверку ответов
обучающихся.
Для обучающихся с ЗПР возможно изменение формулировки заданий
на «пошаговую», адаптация предлагаемого обучающемуся тестового
(контрольно-оценочного) материала: использование устных и письменных
инструкций, упрощение длинных сложных формулировок инструкций,
решение с опорой на алгоритм, образец, использование справочной
информации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ХИМИЯ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В целом результаты освоения обучающимися с ЗПР учебного предмета
«Химия» должны совпадаютс результатами рабочей программой основного
общего образования. Наиболее значимыми являются:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
мотивация к обучению и целенаправленной
познавательной
деятельности;
установка на осмысление личного опыта, наблюдений за химическими
экспериментами;
ориентация на правила индивидуального и коллективного безопасного
поведения при взаимодействии с химическими веществами и соединениями;
практическое изучение профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания (например,
лаборант химического анализа);
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
готовность к осознанному построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на основе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, уважительного отношения к труду;
осознание своего поведения с точки зрения опасности или
безопасности для себя или для окружающих;
основы экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, приобретение опыта экологически
ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления
алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
принятие решений в жизненной ситуации на основе переноса
полученных в ходе обучения знаний в актуальную ситуацию, восполнять
дефицит информации;
готовность отбирать и использовать нужную информацию в
соответствии с контекстом жизненной ситуации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
выявлять причины и следствия простых химических явлений;
осуществлять сравнение, классификацию химических веществ по
заданным основаниям и критериям для указанных логических операций;
строить логическое суждение после предварительного анализа,
включающее установление причинно-следственных связей;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в
текст и пр.);
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач с помощью педагога;
с помощью педагога проводить химический опыт, несложный
эксперимент, для установления особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и
выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта;
прогнозировать возможное развитие химических процессов и их
последствия;
искать или отбирать информацию или данные из источников с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев.
Овладение
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями:
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов для
выступления перед аудиторией;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
оценивать качество своего вклада в общий продукт, принимать и
разделять ответственность и проявлять готовность к предоставлению отчета
перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи;
понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат
деятельности, определять позитивные изменения и направления, требующие
дальнейшей работы;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе предметных результатов по освоению обязательного
содержания, установленного данной примерной рабочей программой,
выделяют: научные знания, умения и способы действий, специфические для
учебного предмета «Химия», виды деятельности по получению нового
знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных и новых ситуациях:
представление о закономерностях и познаваемости явлений
природы, понимание объективной значимости основ химической науки как
области современного естествознания, компонента общей культуры и
практической деятельности человека в условиях современного общества;
понимание места химии среди других естественных наук;
владение основами понятийного аппарата и символического
языка химии для составления формул неорганических веществ, уравнений
химических реакций (с опорой на алгоритм учебных действий); владение
основами химической номенклатуры (IUPAC и тривиальной) и умение
использовать еѐ для решения учебно-познавательных задач с помощью
учителя; умение использовать модели для объяснения строения атомов и
молекул по алгоритму с опорой на определения;
представление о системе химических знаний и умение с
помощью учителя применять систему химических знаний для установления
взаимосвязей между изученным материалом и при получении новых знаний,
а также в процессе выполнения учебных заданий и при работе с источниками
химической информации, которая включает:
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула,
вещество, простое и сложное вещество, однородная и неоднородная смесь,
относительные атомная и молекулярная массы, количество вещества, моль,
молярная масса, молярный объем, оксид, кислота, основание, соль (средняя),
химическая реакция, реакции соединения, реакции разложения, реакции
замещения, реакции обмена, тепловой эффект реакции, экзо- и
эндотермические реакции, раствор, массовая доля химического элемента в
соединении, массовая доля и процентная концентрация вещества в растворе,
ядро атома, электрический слой атома, атомная орбиталь, радиус атома,
валентность, степень окисления, химическая связь, электроотрицательность,
полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь, металлическая связь,
кристаллическая решетка (атомная, ионная, металлическая, молекулярная),
ион, катион, анион, электролит и не электролит, электролитическая
диссоциация, реакции ионного обмена, окислительно-восстановительные
реакции, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление,
электролиз, химическое равновесие, обратимые и необратимые реакции,
скорость химической реакции, катализатор, предельно допустимая
концентрация (ПДК), коррозия металлов, сплавы;
основополагающие законы химии: закон сохранения массы,
Периодический закон Д. И. Менделеева, закон постоянства состава, закон
Авогадро;
теории химии: атомно-молекулярная теория, теория электролитической
диссоциации, а также представления о научных методах познания, в том
числе экспериментальных и теоретических методах исследования веществ и
изучения химических реакций;
представление о периодической зависимости свойств химических
элементов (радиус атома, электроотрицательность), простых и сложных
веществ от положения элементов в Периодической системе (в малых
периодах и главных подгруппах) и электронного строения атома; умение
объяснять связь положения элемента в Периодической системе с числовыми
характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд
ядра, общее число электронов), распределением электронов по
энергетическим уровням атомов первых трех периодов, калия и кальция;
классифицировать химические элементы с опорой на определения
физического смысла цифровых данных периодической таблицы;
умение классифицировать химические элементы, неорганические
вещества и химические реакции с опорой на схемы; определять валентность
и степень окисления химических элементов, вид химической связи и тип
кристаллической структуры в соединениях, заряд иона, характер среды в
водных растворах веществ (кислот, оснований), окислитель и восстановитель
по алгоритму учебных действий;
умение характеризовать с опорой на схему физические и
химические свойства простых веществ (кислород, озон, водород, графит,
алмаз, кремний, азот, фосфор, сера, хлор, натрий, калий, магний, кальций,
алюминий, железо) и сложных веществ, в том числе их водных растворов
(вода, аммиак, хлороводород, сероводород, оксиды и гидроксиды металлов
I - IIA групп, алюминия, меди (II), цинка, железа (II и III), оксиды углерода (II
и IV), кремния (IV), азота и фосфора (III и V), серы (IV и VI), сернистая,
серная, азотистая, азотная, фосфорная, угольная, кремниевая кислота и их
соли); описывать с опорой на план и ключевые слова; умение прогнозировать
и характеризовать свойства веществ в зависимости от их состава и строения
после предварительного анализа под руководством педагога, применение
веществ в зависимости от их свойств, возможность протекания химических
превращений в различных условиях, влияние веществ и химических
процессов на организм человека и окружающую природную среду;
умение составлять по образцу, схеме, алгоритму учебных
действий молекулярные и ионные уравнения реакций (в том числе реакций
ионного
обмена
и
окислительно-восстановительных
реакций),
иллюстрирующих химические свойства изученных классов / групп
неорганических веществ, а также подтверждающих генетическую
взаимосвязь между ними;
умение вычислять относительную молекулярную и молярную
массы веществ, массовую долю химического элемента в соединении,
массовую долю вещества в растворе, количество вещества и его массу, объѐм
газов с опорой на общие формулы; умение проводить расчеты по уравнениям
химических реакций и находить количество вещества, объем и массу
реагентов или продуктов реакции с опорой на образец, алгоритм учебных
действий;
владение основными методами научного познания (наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование) при изучении веществ и
химических явлений с опорой на алгоритм учебных действий; умение
сформулировать проблему и предложить пути ее решения с помощью
педагога; знание основ безопасной работы с химическими веществами,
химической посудой и лабораторным оборудованием;
наличие практических навыков планирования и осуществления
следующих химических экспериментов под руководством учителя с
обсуждением плана работы или составлением таблицы:
изучение и описание физических свойств веществ;
ознакомление с физическими и химическими явлениями;
опыты, иллюстрирующие признаки протекания химических реакций;
изучение способов разделения смесей;
получение кислорода и изучение его свойств;
получение водорода и изучение его свойств;
получение углекислого газа и изучение его свойств;
получение аммиака и изучение его свойств;
приготовление растворов с определенной массовой долей
растворенного вещества;
исследование и описание свойств неорганических веществ различных
классов;
применение индикаторов (лакмуса, метилоранжа и фенолфталеина) для
определения характера среды в растворах кислот и щелочей;
изучение взаимодействия кислот с металлами, оксидами металлов,
растворимыми и нерастворимыми основаниями, солями;
получение нерастворимых оснований;
вытеснение одного металла другим из раствора соли;
исследование амфотерных свойств гидроксидов алюминия и цинка;
решение экспериментальных задач по теме «Основные классы
неорганических соединений»;
решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая
диссоциация»;
решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и
их соединения»;
решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их
соединения»;
химические эксперименты, иллюстрирующие признаки протекания
реакций ионного обмена;
качественные реакции на присутствующие в водных растворах ионы:
хлорид-, бромид-, иодид-, сульфат-, фосфат-, карбонат-, силикат-анионы,
гидроксид-ионы, катионы аммония, магния, кальция, алюминия, железа (2+)
и железа (3+), меди (2+), цинка;
умение представлять результаты эксперимента в форме выводов,
доказательств, графиков и таблиц и выявлять эмпирические закономерности;
владение правилами безопасного обращения с веществами,
используемыми в повседневной жизни, а также правилами поведения в целях
сбережения здоровья и окружающей природной среды; понимание вреда
(опасности) воздействия на живые организмы определенных веществ, а
также способов уменьшения и предотвращения их вредного воздействия;
понимание значения жиров, белков, углеводов для организма человека;
владение основами химической грамотности, включающей
умение правильно использовать изученные вещества и материалы (в том
числе, минеральные удобрения, металлы и сплавы, продукты переработки
природных источников углеводородов (угля, природного газа, нефти) в быту,
сельском хозяйстве, на производстве; умение приводить примеры
правильного использования изученных веществ и материалов;
умение устанавливать связи между реально наблюдаемыми
химическими явлениями и процессами, происходящими в макро- и
микромире, объяснять причины многообразия веществ; умение
интегрировать химические знания со знаниями других учебных предметов с
помощью педагога;
представление о сферах профессиональной деятельности,
связанных с химией и современными технологиями, основанными на
достижениях химической науки; наличие опыта работы с различными
источниками информации по химии (научно-популярная литература,
словари, справочники, интернет-ресурсы) с опорой на алгоритм: умение
объективно оценивать информацию о веществах, их превращениях и
практическом применении.
Требования к предметным результатам освоения учебного
предмета «Химия», распределенные по годам обучения
Результаты по годам формулируются по принципу добавления новых
результатов от года к году, уже названные в предыдущих годах позиции, как
правило, дословно не повторяются, но учитываются (результаты очередного
года по умолчанию включают результаты предыдущих лет).
8 КЛАСС
раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула,
химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь
(однородная и неоднородная), валентность, относительная атомная и
молекулярная масса, количество вещества, моль, молярная масса, массовая
доля химического элемента в соединении, молярный объѐм, оксид, кислота,
основание, соль, электроотрицательность2, степень окисления, химическая
реакция, классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения,
реакции замещения, реакции обмена, экзо- и эндотермические реакции;
тепловой эффект реакции; ядро атома, электронный слой атома, атомная
орбиталь, радиус атома, химическая связь, полярная и неполярная
ковалентная связь, ионная связь, ион, катион, анион, раствор, массовая доля
вещества (процентная концентрация) в растворе;
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и
применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
использовать химическую символику для составления формул веществ,
2
Здесь и далее курсивом обозначаются планируемые предметные результаты, которые могут быть
потенциально достигнуты обучающимся с ЗПР, но не являются обязательными.
молекулярных уравнений химических реакций, электронного баланса;
определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях;
степень окисления элементов в бинарных соединениях с опорой на
определения, в том числе структурированные; принадлежность веществ к
определѐнному классу соединений по формулам; вид химической связи
(ковалентная и ионная) в неорганических соединениях;
иметь представление о системе химических знаний, уметь с помощью
учителя применять систему химических знаний, для установления
взаимосвязи между изученным материалом и при получении новых знаний, а
также при работе с источниками химической информации. Ориентироваться
в понятиях и оперировать ими на базовом уровне, применять при
выполнении учебных заданий и решении расчетных задач с опорой на
алгоритм учебных действий изученные законы и теории: закон сохранения
массы, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон постоянства состава,
закон Авогадро; атомно-молекулярная теория. Соотносить обозначения,
которые имеются в таблице «Периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева» с числовыми характеристиками строения атомов
химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и
распределение их по электронным слоям);
классифицировать химические элементы; неорганические вещества;
химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по
тепловому эффекту, по изменению степени окисления химических
элементов) с опорой на схемы;
характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ
различных классов, подтверждая описание примерами молекулярных
уравнений соответствующих химических реакций с опорой на схемы;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и
строения; возможности протекания химических превращений в различных
условиях после предварительного обсуждения с педагогом;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую
долю вещества в растворе; проводить расчѐты по уравнению химической
реакции с опорой на алгоритм;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и
синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, выявление
причинно-следственных связей – для изучения свойств веществ и
химических реакций; естественно-научные методы познания – наблюдение,
измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный) под
руководством педагога;
следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по
получению и собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода),
приготовлению растворов с определѐнной массовой долей растворѐнного
вещества; планировать и проводить химические эксперименты по
распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов
(лакмус, фенолфталеин, метилоранж и др.), подтверждающих качественный
состав неорганических веществ (качественные реакции на ионы) под
руководством педагога.
9 КЛАСС
раскрывать смысл основных химических понятий: химический
элемент, атом, молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное
вещество, валентность, электроотрицательность, степень окисления,
химическая реакция, химическая связь, тепловой эффект реакции,моль,
молярный объѐм, раствор; электролиты, неэлектролиты, электролитическая
диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое равновесие,
обратимые и необратимые реакции, окислительно-восстановительные
реакции, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление,
аллотропия, амфотерность, химическая связь (ковалентная, ионная,
металлическая), кристаллическая решѐтка, коррозия металлов, сплавы;
скорость химической реакции, предельно допустимая концентрация (ПДК)
вещества;
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и
применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
использовать знаки и символы для фиксации результатов наблюдений,
составления формул веществ и уравнений химических реакций, записи
данных условий задач. Использовать обозначения, имеющиеся в
Периодической системе и таблице растворимости кислот, оснований и солей
в воде для выполнения заданий.
определять валентность и степень окисления химических элементов в
соединениях различного состава; принадлежность веществ к определѐнному
классу соединений с опорой на определения, в том числе
структурированные; виды химической связи (ковалентная, ионная,
металлическая) в неорганических соединениях; заряд иона по химической
формуле; характер среды в водных растворах кислот и щелочей, тип
кристаллической решѐтки конкретного вещества;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и
демонстрировать его понимание: описывать и характеризовать табличную
форму Периодической системы химических элементов: различать понятия
«главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и
большие периоды; соотносить обозначения, которые имеются в
периодической таблице, с числовыми характеристиками строения атомов
химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и
распределение их по электронным слоям); объяснять общие закономерности
в изменении свойств химических элементов и их соединений в пределах
малых периодов и главных подгрупп с учѐтом строения их атомов;
классифицировать химические элементы; неорганические вещества;
химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по
тепловому эффекту, по изменению степеней окисления химических
элементов) с опорой на схемы;
характеризовать (описывать) общие и специфические химические
свойства веществ различных классов, подтверждая описание примерами
молекулярных и ионных уравнений соответствующих химических реакций с
опорой на схемы;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей
и солей; полные и сокращѐнные уравнения реакций ионного обмена;
уравнения реакций, подтверждающих существование генетической связи
между веществами различных классов;
раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций
посредством составления электронного баланса этих реакций;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения;
возможности протекания химических превращений после предварительного
обсуждения с педагогом;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую
долю вещества в растворе; проводить расчѐты по уравнению химической
реакции с опорой на алгоритм;
следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по
получению и собиранию газообразных веществ (аммиака и углекислого газа);
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных
веществ: распознавать опытным путѐм хлорид- бромид-, иодид-, карбонат-,
фосфат-, силикат-, сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы
изученных металлов, присутствующие в водных растворах неорганических
веществ;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и
синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинноследственных связей – для изучения свойств веществ и химических реакций;
естественно-научные методы познания – наблюдение, измерение,
моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).