МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
муниципальное образование город Армавир
МАОУ СОШ № 24
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО
учителей естественноматематического цикла
Заместитель директора
по УМР
Директор МАОУ СОШ
№24
________________________
Проценко Е.И.
Булатова Н.В.
«25» августа 2023 г.
Приказ № 01-11/ 431
от «28» августа 2023 г.
Марукова Н.Б.
Протокол №1
от «25» августа 2023 г.
________________________ ________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»
для обучающихся 5-6 классов с ЗПР
г. Армавир 2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам духовно-нравственной культуры
народов России для обучающихся с задержкой психического развития (далее
– ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №
287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации
05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), Примерной
адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (далее –
ПАООП ООО ЗПР), Примерной программы воспитания, с учетом
распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения
Адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России»
Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов
России» входит в предметную область «Общественно-научные предметы».
Он направлен на формирование первоначальных представлений о светской
этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и
современности. Расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием
ценностного отношения к изучаемым явлениям: внутренней установки
личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и
взаимоотношений в обществе, ценить и гордиться своей Родиной, проявлять
уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
бережно
относиться
к
культурному
наследию
и
традициям
многонационального народа Российской Федерации.
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
имеет интегративный характер: изучение направлено на образование,
воспитание и социализацию подростка при особом внимании к его
социально-эмоциональному развитию.
В этой связи учебный предмет играет большую роль в формировании
сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР, создавая предпосылки
для формирования целостной картины общества, основ духовной культуры,
общероссийской гражданской и культурной идентичности, патриотизма,
социальной ответственности. Осмысление и применение полученных на
уроках знаний позволит продуктивно решать типичные задачи в области
социальных отношений, межличностных отношений, включая отношения
между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в
семейно-бытовой сфере, соотносить собственное поведение и поступки
других людей с нравственными ценностями и принятыми в российском
обществе правилами и нормами.
Программа отражает содержание обучения предмету «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным
предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России»,
осмысление и усвоение информации морально-нравственного характера
представляет определенную сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано
с особенностями их эмоционально-волевой сферы, мыслительной
деятельности, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным
познавательным интересом к предметному и социальному миру, низким
уровнем речевого развития.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» необходима адаптация
объема и характера учебного материала к познавательным возможностям
обучащихся с ЗПР: учебный материал преподносить небольшими порциями,
изыскивать способы адаптации трудных заданий; применять алгоритмы,
дополнительную визуальную поддержку, опорные схемы при решении
учебно-познавательных задач и работе с учебной информацией; использовать
разностороннюю
проработку
учебного
материала,
стимулировать
применение навыков и компетенций в различных жизненных ситуациях;
увеличить долю практико-ориентированного материала, связанного с
жизненным опытом обучающегося с ЗПР; использовать разнообразие и
вариативность предъявления и объяснения учебного материала при
трудностях в усвоении и переработке информации.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России»
Общие цели изучения учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России» представлены в Примерной
основной образовательной программе основного общего образования.
Специальной целью изучения предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» обучающимися с ЗПР является их приобщение к
культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим
ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных
верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте
поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина
России, любящего свое Отечество, способного к нравственному
совершенствованию и развитию.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
расширение и систематизация знаний и представлений обучающихся с
ЗПР о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных
ценностях, полученных при освоении программы начального общего
образования;
формирование первоначальных представлений о традиционных
религиях народов России, их роли в культуре, истории российского
общества;
формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на
соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание
своих обязанностей перед семьей, страной;
воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку,
культурным и религиозным традициям своего и других народов
России, толерантное отношение к людям другой культуры;
развитие информационной культуры обучающихся с ЗПР.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР
обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры народов России», направленные на
социально-эмоциональное развитие, развитие мыслительной и речевой
деятельности, стимулирование познавательной активности, повышение
коммуникативной компетентности в разных социальных условиях.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по основам
духовно-нравственной культуры народов России
Обучение учебному предмету «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» необходимо строить на создании оптимальных
условий для усвоения программного материала обучающимися с ЗПР.
Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в
соответствии с принципами доступности при сохранении общего базового
уровня. Он должен по содержанию и объему быть адаптированным для
обучающихся с ЗПР, освобожден от излишней детализации. Необходимо
использовать специальные методы и приемы: объяснение с систематическим
повторением, использование разнообразных приемов актуализации
(визуальная опора, памятка и т.д.), опору на личный опыт подростка,
привлечение краеведческого материала.
Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное
освоение содержании образования по предмету «Основы духовнонравственной культуры народов России»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их
особыми образовательными потребностями. Помимо широко используемых в
ПООП ООО общих для всех обучающихся видов деятельности следует
усилить виды деятельности, специфичные для данной категории детей,
обеспечивающие осмысленное освоение содержания образования по
предмету: усиление предметно-практической деятельности; чередование
видов деятельности; освоение материала с опорой на алгоритм;
«пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной
визуальной опоры (схемы, шаблоны, опорные таблицы); речевой отчет о
процессе и результате деятельности; выполнение специальных заданий,
обеспечивающих коррекцию регуляции учебно-познавательной деятельности
и контроль собственного результата. При закреплении изученных тем
полезно использовать такие виды деятельности как обсуждение
произведений художественной литературы и живописи, фрагментов
фильмов; организация экскурсий в музеи, к памятникам истории, к местным
достопримечательностям;
моделирование
ситуаций
социального
взаимодействия; подготовка сообщения на заданную тему с поиском
необходимой информации, коллективные проектные работы.
Тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО.
Для обучающихся с ЗПР существенными являются приемы работы с
лексическим материалом по предмету. Проводится специальная работа по
введению в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии.
Каждое новое слово закрепляется в речевой практике обучающихся.
Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна
визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы
для актуализации терминологии.
Место учебного предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» входит в предметную
область «Искусство». Содержание учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России», представленное в Примерной
рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной адаптированной
основной образовательной программе основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ
РОССИИ»
Содержание учебного предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» полностью соответствует ПООП ООО.
Контрольно-измерительные материалы
Для организации проверки, учета и контроля знаний обучающихся с
ЗПР предусмотрен контроль в виде: индивидуальных заданий, устных
опросов, защиты проектов.
Для обучающихся с ЗПР возможно изменение формулировки заданий
на «пошаговую», адаптация предлагаемого тестового материала:
использование устных и письменных инструкций, упрощение длинных
сложных формулировок инструкций; предоставление образца или
возможности использования справочной информации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ
РОССИИ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
воспитание у обучающихся с ЗПР российской гражданской
идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений,
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь
людям, нуждающимся в ней);
развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения;
готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков;
понимание ценности отечественного религиозного искусства;
установка на осмысление чужого опыта, собственных наблюдений и
поступков;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления
алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
способность осознавать эмоциональное состояние себя и других,
управлять собственным эмоциональным состоянием;
принятие себя и других без осуждения; признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым
действовать в отсутствие гарантий успеха;
умение оценивать собственные возможности, склонности и интересы;
готовность брать на себя инициативу в повседневных бытовых делах и
нести ответственность за результат своей работы;
умение критически оценивать полученную от собеседника
информацию;
освоение культурных форм выражения своих чувств, мыслей,
потребностей;
умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так,
чтобы быть понятым другим человеком;
способность регулировать свое поведение и эмоциональные реакции в
разных социальных ситуациях (на экскурсии в храм, музей);
освоение необходимых социальных ритуалов, связанных с
религиозными традициями (одежда при посещении храмов, поведение,
приветствие в религиозные праздники и т.п.).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправленно решать ее,
ориентируясь на учителя и одноклассников;
осуществлять поиск и анализ необходимой информации из разных
источников для решения учебных задач;
понимать
культурную
информацию,
представленную
в
изобразительной, схематичной форме; умение переводить ее в словесную
форму;
сопоставлять после предварительного анализа информацию из разных
источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации
для решения учебных задач, включая справочную и дополнительную
литературу, Интернет; обобщать и систематизировать ее.
Овладение
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения;
распознавать невербальные средства общения, прогнозировать
конфликтные ситуации, смягчая конфликты;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и
письменные тексты с использованием иллюстративных материалов для
выступления перед аудиторией.
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
осуществлять помощь одноклассникам;
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт;
принимать и разделять ответственность и проявлять готовность к
предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи;
понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат
деятельности, определять позитивные изменения и направления, требующие
дальнейшей работы;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения обучающимися программы учебного
предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России», в
соответствии с ФГОС ООО, должны обеспечивать:
понимание вклада представителей различных народов России в
формирования ее цивилизационного наследия;
понимание ценности многообразия культурных укладов народов
Российской Федерации;
поддержку интереса к традициям собственного народа и народов,
проживающих в Российской Федерации;
знание исторических примеров взаимопомощи и сотрудничества
народов Российской Федерации;
формирование уважительного отношения к национальным и
этническим ценностям, религиозным чувствам народов Российской
Федерации;
осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия;
формирование представлений об образцах и примерах традиционного
духовного наследия народов Российской Федерации.
В ходе изучения учебного предмета обучающийся научится:
воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из
прочитанных текстов с опорой на план/вопросы/ключевые слова;
кратко высказываться о главной мысли прочитанных текстов и
прослушанных объяснений учителя;
сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных
текстов с опорой на план/вопросы/ключевые слова;
проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с
общечеловеческими духовно-нравственными ценностями с опорой на
план/вопросы/ключевые слова;
участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать
высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства с
опорой на зрительную наглядность и/или вербальные опоры;
создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам,
иллюстрациям) словесный портрет героя с опорой на ключевые
слова/план/вопросы;
кратко высказываться о поступках реальных лиц, героев произведений,
высказываниях известных личностей;
работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с
учебной задачей;
использовать информацию, полученную из разных источников, для
решения учебных и практических задач с опорой на зрительную наглядность
и/или вербальные опоры;
высказывать предположения после предварительного анализа о
последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;
оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и
этики;
работать с историческими источниками и документами с опорой на
алгоритм учебных действий.