Программа_воспитания_детская_галактика

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ СОШ №24
Приказ № _____ от «__» _______2025 г.
Подпись_____________________
МП

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
профильного лагеря с дневным пребыванием
«Детская галактика»
на базе МАОУ СОШ №24

г. Армавир
2025 г.

2

I. Общие положения
Программа воспитательной работы профильного лагеря с

1.

дневным пребыванием «Детская галактика» на базе МАОУ СОШ №24 (далее
- Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от
28.12.2024

№543-ФЗ

и

на

основании

Федеральной

программы

воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления,
утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской Федерации
№209 от 17.03.2025. Данная Программа направлена на обеспечение единства
воспитательного пространства, ценностно-целевого содержания воспитания
и воспитательной деятельности в организациях отдыха детей и их
оздоровления.
Программа

2.

направлена

на

сохранение

и

укрепление

традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым
относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу,
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет

духовного

справедливость,

над

материальным,

коллективизм,

гуманизм,

взаимопомощь

и

милосердие,

взаимоуважение,

историческая память и преемственность поколений, единство народов
России.
3.

Программа разработана с учетом возрастных и психологических

особенностей участников, направлена на формирование у них патриотизма,
социальной ответственности и уважения к многообразию культур народов
России, а также развитие личностных качеств, способствующих успешной
социализации, формированию экологического сознания и эстетического
вкуса, развитию способностей к самовыражению в различных видах
творчества и уважительного отношения к труду, укреплению ценности
семьи,

дружбы,

труда

психологического здоровья.

и

знаний,

поддержанию

физического

и

3

4.

Методологической основой разработки и реализации Программы

воспитательной работы являются два основных подхода: системнодеятельностный и аксиологический.
Системно-деятельностный

подход

подразумевает

организацию

воспитательной деятельности, в которой главное место отводится активной,
разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности ребенка и
специальным образом организованной совместной деятельности детей,
вожатых и педагогических работников в условиях временного детского
коллектива или временных детских групп, развитию их субъектной позиции.
Аксиологический подход подразумевает систему педагогических
техник и методов, которые способствуют развитию у детей и молодежи
нравственных качеств, ценностного восприятия мира, пониманию места
ценностей в окружающей действительности, формированию стремления к
непрерывному саморазвитию.
5.

Принципы реализации Программы:

- принцип единого целевого начала воспитательной деятельности;
-

принцип

системности,

непрерывности

и

преемственности

воспитательной деятельности;
- принцип единства концептуальных подходов, методов и форм
воспитательной деятельности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников и их групп;
- принцип приоритета конструктивных интересов и потребностей
детей;
-

принцип

реальности

и

измеримости

итогов

воспитательной

деятельности.

II. Целевой раздел Программы
6.

Целью Программы является актуализация, формирование и

внедрение единых подходов к воспитанию и развитию детей и молодежи в
сфере организации отдыха и оздоровления детей в преемственности с единой

4

системой воспитания и государственной политики в области образования
подрастающего поколения в Российской Федерации.
7.
-

Задачами Программы являются:
разработка

единых

подходов

к

воспитательной

работе

педагогического коллектива организации отдыха детей и их оздоровления, а
также иных организаций, осуществляющих воспитательные, досуговые и
развивающие программы в сфере детского отдыха;
- внедрение единых принципов, методов и форм организации
воспитательной деятельности организации отдыха детей и их оздоровления в
их применении к процессу воспитания, формирования и развития
субъектности детей в условиях временного детского коллектива;
- разработка и внедрение единых подходов к развитию инструментов
мониторинга и оценки качества воспитательного процесса при реализации
Программы в организации отдыха детей и их оздоровления, а также в иных
организациях, осуществляющих воспитательные, досуговые и развивающие
программы в сфере детского отдыха.
8. При реализации цели Программы

учитываются возрастные

особенности участников смен профильного лагеря с дневным пребыванием
«Детская галактика» на базе МАОУ СОШ №24:
7 — 10 лет — дети младшего школьного возраста;
1 1 — 14 лет — дети среднего школьного возраста;
9.

Конкретизация цели воспитательной работы применительно к

возрастным особенностям детей позволяет выделить в ней следующие
целевые приоритеты:
9.1.

В воспитании детей младшего школьного возраста целевым

приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения
участниками социально значимых знаний — базовых норм поведения и
культурно-исторических традиций общества. Воспитание в этом возрасте
направлено на формирование у детей представлений о гражданских,

5

нравственных и эстетических ценностях, развивает чувство принадлежности
к семье, коллективу и Родине.
9.2.

В воспитании детей среднего школьного возраста целевым

приоритетом является создание условий для развития социально значимых и
ценностных отношений. Воспитательная работа в этом возрасте направлена
на формирование самостоятельности в принятии решений, осознанного
отношения к гражданским обязанностям, уважения к традициям и
культурным ценностям, развивает способность к социальной активности и
навыки взаимодействия с окружающими.
10.

Разделы Программы раскрывают особенности формирования

содержания воспитательной работы, а блоки «Мир», «Россия», «Человек»
определяют ключевые сквозные векторы содержания инвариантных и
вариативных модулей в воспитательной работе профильного лагеря с
дневным пребыванием «Детская галактика» на базе МАОУ СОШ №24.

III. Содержательный раздел
11. В основу каждого направления воспитательной работы в
профильном лагере с дневным пребыванием «Детская галактика» на базе
МАОУ СОШ №24 заложены базовые ценности, которые способствуют
всестороннему развитию личности и успешной социализации в современных
условиях.
Основные направления воспитательной работы профильного лагеря с
дневным пребыванием «Детская галактика» на базе МАОУ СОШ №24
включают в себя:
гражданское воспитание: формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации,
к многонациональному народу России как источнику власти в российском
государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, знание
и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;

6

патриотическое воспитание: воспитание любви к своему народу и
уважения к другим народам России, формирование общероссийской
культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание: воспитание детей на основе
духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий
народов России, формирование традиционных российских семейных
ценностей;
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на развитие
самостоятельности,

трудовую

деятельность,

получение

профессии,

личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде,
профессиональной деятельности;
физическое
образа

жизни

воспитание,
и

формирование

эмоционального

культуры здорового

благополучия:

компонент

здоровьесберегающей работы, создание благоприятного психологического
климата,

обеспечение

рациональной

и

безопасной

организации

оздоровительного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной
работы, рационального питания, создание безопасной среды, освоение
детьми норм безопасного поведения в природной, социальной среде,
чрезвычайных ситуациях;
экологическое воспитание: формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на
основе российских традиционных духовных ценностей; познавательное
направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей,
природы и общества, к знаниям, образованию с учетом личностных
интересов и общественных потребностей.

7

12.

В общем блоке реализации содержания «Мир» учитываются

такие категории, как мировая культура, знакомство с достижениями науки с
античных времен до наших дней, вклад российских ученых и деятелей
культуры в мировые культуру и науку; знакомство с духовными ценностями
человечества. Содержание блока «Мир» реализуется в следующих формах:
исторические игры, информационные часы «Жизнь замечательных
людей», на которых детям демонстрируются образцы нравственного
поведения через знакомство с историческими деятелями науки и культуры
разных стран и эпох, с героями-защитниками Отечества; игровые форматы,
направленные на знакомство с мировым и общероссийским культурным
наследием литературы, музыки, изобразительного творчества, архитектуры,
театра, балета, кинематографа, мультипликации; тематические мероприятия,
направленные на формирование культуры мира, позволяющие детям
осознать важность уважения к разнообразию культур и народов, развить
навыки гармоничного взаимодействия и сотрудничества; проведение
интеллектуальных и познавательных игр; просмотр научно-популярных
фильмов; мероприятия и дела, направленные на изучение России, русского
языка и языков народов России, родного края, населенного пункта как
культурного пространства, фольклорные праздники в контексте мировой
культуры и нематериального наследия; тематические беседы и диалоги на
тему духовно-нравственного воспитания; проведение обсуждений на темы
морали, духовных ценностей, честности, справедливости и милосердия.
13.

В общем блоке реализации содержания «Россия» предлагаются

пять комплексов мероприятий:
13.1. Первый комплекс мероприятий связан с народом России, его
тысячелетней историей, общероссийской культурной принадлежностью и
идентичностью, историческим единством народа России, общностью его
исторической судьбы, памятью предков, передавших любовь и уважение к
Отечеству, веру в добро и справедливость. Формы мероприятий:

8

торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага
Российской Федерации в день открытия (закрытия) смены и в дни
государственных праздников Российской Федерации, а также ежедневные
церемонии

подъема

(спуска)

Государственного

флага

Российской

Федерации; тематические дни; использование в работе материалов о
цивилизационном наследии России, включающих знания о родной природе,
достижения

культуры

и

искусства,

изобретения

и

реализованные

масштабные проекты.
13.2. Второй комплекс мероприятий связан с суверенитетом и
безопасностью, защитой российского общества, народа России, памяти
защитников

Отечества

и

подвигов

героев

Отечества,

сохранением

исторической правды. Форматы мероприятий:
проведение

тематических

занятий

о

героизме

и

мужестве,

раскрывающих важность сохранения памяти о подвигах наших предков,
защитивших родную землю и спасших мир от фашистской агрессии, о
геноциде советского народа, о военных преступлениях нацистов, которые не
имеют срока давности; посещение мемориальных комплексов и памятных
мест, посвященных увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от
рук нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны.
13.3. Третий

комплекс

мероприятий

направлен

на

служение

российскому обществу и исторически сложившемуся государственному
единству, и приверженности Российскому государству и раскрывает
многообразие

национальностей

России,

российского

общества:

национальные общины, религии, культуры, языки.
С целью формирования у детей и подростков гражданского
самосознания могут проводиться информационные часы и акции.
13.4. Четвертый комплекс мероприятий связан с русским языкомгосударственным языком Российской Федерации.
Формы мероприятий:

9

организация выставок книг, посвященных русскому языку, русской
литературе и русской культуре; культурно-просветительские мероприятия,
направленные на знакомство с историей и богатством русского языка, его
ролью в культуре и искусстве: лекции, беседы, посвященные выдающимся
писателям, поэтам и языковым традициям России.
- проекты, включающие игры и акции, связанные с орфографией и
пунктуацией, направленные на развитие языковой грамотности через
увлекательные форматы, а также конкурсы, посвященные русскому языку,
которые помогают детям раскрыть творческий потенциал, в том числе
сочинений, стихов или эссе на темы, связанные с языковыми ценностями,
вдохновляющие на самовыражение, показывают красоту русского слова,
отрядные события по мотивам русских народных сказок; литературные
конкурсы, конкурсы чтецов; проекты по собранию русских пословиц и
поговорок; крылатых выражений о родстве, дружбе, верности и других
нравственных ориентирах.
13.5. Пятый комплекс мероприятий связан с родной природой (малой
Родины, своего края, России), с ответственностью за сохранение природы
перед будущими поколениями и бережным отношением в использовании
природных ресурсов.
Формы мероприятий:
экологические игры, актуализирующие имеющийся опыт и знания
детей; экскурсии по территории, знакомящие детей с природными
объектами, позволяющие изучать природные объекты в естественной среде,
обеспечивающие взаимосвязь и взаимозависимость в целостной экосистеме;
беседы

об

преимущества

особенностях
раздельного

родного

края;

сбора

твердых

акции,

демонстрирующие

коммунальных

отходов,

повторного использования, бережного отношения к ресурсам: воде,
электричеству, которые учат детей минимизировать или ликвидировать вред,
наносимый природе; конкурс рисунков, плакатов, инсценировок на
экологическую тематику; встречи и беседы с эко-волонтерами.

10

14.

Общий блок реализации содержания «Человек» отражает

комплекс мероприятий, направленных на воспитание культуры здорового
образа жизни, личной и общественной безопасности.
Реализация воспитательного потенциала данного блока предусматривает:
проведение физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий:
зарядка, спортивные игры и соревнования; беседы, направленные на
профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям
физкультурой

и

спортом;

создание

условий

для

физической

и

психологической безопасности ребенка в условиях организации отдыха
детей и их оздоровления, профилактика травли в детской среде, психологопедагогическое сопровождение воспитательного процесса в организации;
проведение целенаправленной работы всего педагогического коллектива по
созданию

эффективной

профилактической

среды

и

обеспечение

безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной
деятельности; проведение инструктажей и игр, знакомящих с правилами
безопасного поведения на дорогах и в транспорте, правилами пожарной
безопасности, правилами безопасности при занятиях спортом, правилами
поведения на водоемах, правилами поведения в общественных местах,
правилами поведения при массовом скоплении людей; разработка и
реализация разных форм профилактических воспитательных мероприятий:
безопасность в цифровой среде, против вовлечения в деструктивные группы
в

социальных

сетях,

в

деструктивные

молодежные,

религиозные

объединения, субкультуры, информирующие о безопасности дорожного
движения,

противопожарной

антитеррористической,

безопасность,

антиэкстремистской

гражданской

безопасности;

обороны,
организация

превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения,
развитие у детей навыков рефлексии, самоконтроля, устойчивости к
негативному воздействию, групповому давлению; поддержка инициатив
детей, вожатых и педагогических работников в сфере укрепления
безопасности жизнедеятельности, профилактики правонарушений, девиаций,

11

организация

деятельности,

альтернативной

девиантному

поведению

познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое
общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная,
религиознодуховная, благотворительная, искусство);
мероприятия, игры, проекты, направленные на формирование у детей
социально-ценностного

отношения

к

семье

как

первоосновы

принадлежности к многонациональному народу России, Отечеству; игры,
проекты,

мероприятия,

направленные

на

формирование

бережного

отношения к жизни человека, личностной системы семейных ценностей,
воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа;
подготовка детей и подростков к осознанному выбору жизненного пути с
ориентацией на создание крепкой и счастливой семьи с использованием
проектной деятельности, различных игр, акций и мероприятий.
15.

Инвариантные общие содержательные модули включают:

15.1. Модуль «Спортивно-оздоровительная работа».
Спортивно-оздоровительная работа в организации отдыха детей и их
оздоровления включает в себя организацию оптимального двигательного
режима с учетом возраста детей и состояния их здоровья. Физическое
воспитание реализуется посредством:
физкультурно-оздоровительных занятий, которые проводятся с детьми
по графику, максимально на открытых площадках;; различных видов
гимнастик, утренней вариативной зарядки (спортивная, танцевальная,
дыхательная, беговая, игровая); динамических пауз; спортивно-массовых
мероприятий, предполагающих спартакиады, спортивные соревнования,
праздники, викторины, конкурсы; организации работы по знакомству с
правилами здорового питания с использованием материалов официального
сайта Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека «здоровое-питание.рф».
Спортивно-оздоровительная работа строится во взаимодействии с
медицинским персоналом с учетом возраста детей и показателей здоровья.

12

15.2. Модуль «Культура России».
Данный модуль реализуется в целях содействия формированию
нравственной,

ответственной,

самостоятельно

мыслящей,

творческой

личности, соотносится с задачами государственной политики в области
интересов детей, а также в части поддержки и сохранения традиционных
российских

духовно-нравственных

ценностей,

а

также

является

инструментом передачи свода моральных, этических и эстетических
ценностей, составляющих ядро национальной российской самобытности, в
деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления.
Воспитательная
кинофильмов,

работа

спектаклей,

предполагает
концертов

и

просмотр

отечественных

литературно-музыкальных

композиций; участие в виртуальных экскурсиях и выставках; проведение
«громких» чтений, чтений по ролям; постановки спектаклей; реализацию
иных форм мероприятий на основе и с привлечением произведений,
созданных отечественными учреждениями культуры, в том числе в рамках
тематического дня.
Организация воспитательной работы в рамках модуля «Культура
России» возможна с использованием различных безвозмездных электронных
ресурсов, созданных в сфере культуры: «Культура.РФ», Национальная
электронная библиотека, Национальная электронная детская библиотека,
Президентская библиотека и других.
15.3. Модуль «Детское самоуправление».
15.3.1. На уровне организации отдыха детей и их оздоровления:
самоуправление в организации отдыха детей и их оздоровления может
складываться из деятельности временных и постоянных органов. К
временным органам самоуправления относятся: дежурный отряд, творческие
и инициативные группы, советы дела. Постоянно действующие органы
самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов,
деятельность клубов, штабов.

13

15.3.2 На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по
инициативе и предложениям членов отряда, представляющих интересы
отряда в общих делах организации отдыха детей и их оздоровления.
15.3.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции детей направлена на формирование у детей
ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, вовлечение
их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения
социальной успешности детей строится на принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех детей о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
детей); соответствия символов и процедур награждения укладу организации
отдыха детей и их оздоровления, качеству воспитывающей среды, символике
организации отдыха детей и их оздоровления; прозрачности правил
поощрения

(наличие

положения

о

награждениях,

соблюдение

справедливости при выдвижении кандидатур); регулирования частоты
награждений

(недопущение

избыточности

в

поощрениях,

чрезмерно

больших групп поощряемых); сочетания индивидуального и коллективного
поощрения в целях стимулирования индивидуальной и коллективной
активности детей, преодоления межличностных противоречий между
детьми, получившими и не получившими награды; дифференцированности
поощрений

(наличие

уровней

и

типов

наград

позволяет

продлить

стимулирующее действие системы поощрения).
Система поощрения в организации отдыха детей и их оздоровления
включает в себя набор педагогических средств, приемов, методов,
обеспечивающих стимулирование индивидуального развития ребенка и
коллективного роста отряда.
Поощрения

социальной

успешности

и

проявлений

активной

жизненной позиции детей происходит на организационном уровне и
предполагает привлечение ребенка к участию в делах отряда и всей

14

организации отдыха детей и их оздоровления, включение в органы
самоуправления, где ребенку предоставляется право голоса при решении
ряда проблем, как правило, социального характера; на социальном уровне
представляет собой: вручение наград, дипломов за участие и победу в
конкурсных мероприятиях; объявление благодарности ребенку родителю
(родителям) или законному представителю (законным представителям) за
личные достижения; публичные поощрения отрядных и индивидуальных
достижений;

размещение

официальных

фотографий

социальных

сетях

на

почетном

организации

стенде

отдыха

детей

или

в

и

их

оздоровления; ступени роста статуса ребенка; на эмоциональном уровне как
создание ситуации успеха ребенка, которая формирует позитивную
мотивацию и самооценку.
15.4. Модуль «Инклюзивное пространство».
Инклюзивное образовательное пространство строится как комфортная
и доступная среда для детей с особыми образовательными потребностями и
направлено на социализацию детей с ограниченными возможностями
здоровья (далее — ОВЗ), инвалидностью и адаптацию их в самостоятельной
жизни. При организации инклюзивного пространства создаются особые
условия:

организационное

материально-техническое

обеспечение
обеспечение,

(нормативно-правовая
включая

база);

архитектурную

доступность.
Специальными

задачами

воспитания

детей

с

особыми

образовательными потребностями являются: налаживание эмоциональноположительного взаимодействия с окружающими для их успешной
социальной адаптации и интеграции в организации отдыха детей и их
оздоровления; формирование доброжелательного отношения к детям и их
семьям со стороны всех участников воспитательного процесса; построение
воспитательной

работы

с

учетом

возможностей каждого ребенка.

индивидуальных

особенностей

и

15

При организации воспитания детей с ОВЗ, инвалидностью следует
ориентироваться на:
формирование личности ребенка с особыми образовательными
потребностями с использованием соответствующих возрасту и физическому
и

(или)

психическому

оптимальных

условий

состоянию
совместного

методов

воспитания;

создание

детей

особыми

воспитания

с

образовательными потребностями и их сверстников с использованием
вспомогательных технических средств коллективного и индивидуального
пользования и педагогических приемов; личностно-ориентированный подход
в

организации

всех

видов

деятельности

обучающихся

с

особыми

образовательными потребностями.
Ключевым условием создания инклюзивного пространства является
равноправное включение в общий воспитательный процесс всех участников
смены (детей с ОВЗ, детей с особыми образовательными потребностями, их
нормативно развивающихся сверстников, воспитателей, вожатых).
15.5. Модуль «Профориентация».
Воспитательная деятельность по профориентации включает в себя
профессиональное просвещение, диагностику и консультирование по
проблемам профориентации, организацию профессиональных проб и
осуществляется через:
профориентационные игры: симуляции, сюжетно-ролевые и деловые
игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять
решение, занять определенную позицию), расширяющие знания детей о
типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и
недостатках

той

или

иной

интересной

детям

профессиональной

деятельности; встречи с гостями: экспертами в области профориентации,
представителями

разных

профессий,

дающие

детям

начальные

представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии

16

15.6. Модуль «Коллективная социально значимая деятельность в
Движении Первых».
Данный модуль содержит в себе описание взаимодействия с
Движением Первых с целью формирования у детей представления о
назначении Движения Первых, о его месте и роли в достижении
приоритетных национальных целей Российской Федерации и своем личном
вкладе в социально значимую деятельность. Предусмотрено включение в
Программу воспитательной работы следующих форматов:
тематический

День

Первых

эффективно

построенная

система

воспитательных событий, обеспечивающая, с одной стороны, просвещение и
всестороннее развитие участников через их включение в различные виды
полезной и интересной деятельности, с другой — формирование и
расширение представлений о Движении Первых, стимулирование активного
участия в деятельности Движения Первых.
Воспитательный потенциал данного модуля реализуется в рамках
следующих возможных мероприятий и форм воспитательной работы:
классные встречи с успешными активистами Движения Первых —
открытый диалог «путь к успеху», мотивационная встреча «равныйравному» способствует формированию активной жизненной позиции и
уверенности в себе у участников смены на примере успеха ровесника;
волонтерские мастер-классы — проведение занятий и встреч для знакомства
детей с принципами, направлениями волонтерства и его историей; акции по
благоустройству территории, посадке деревьев, уборке природных зон —
вклад в сохранение окружающей среды и экологическое благополучие;
социальные акции — мероприятия по сбору вещей, игрушек, книг для
детских домов и малообеспеченных семей с целью развития у детей чувств
сопричастности и социальной ответственности; организация мероприятий
для младших отрядов старшие дети помогают в организации игр,
представлений и праздников для младших, что развивает навыки заботы о
других и лидерские качества; акции по защите животных сбор корма для

17

приютов, изготовление кормушек для птиц и так далее, что развивает
чувство ответственности и доброты; обучение навыкам оказания первой
помощи — тренинги по оказанию первой помощи помогают детям
научиться заботиться о других и быть полезными в экстренных ситуациях;
благоустройство

мемориалов

и

памятных

мест,

изучение

исторического значения этих объектов с целью укрепления патриотизма и
чувства уважения к культурному наследию; медиа-волонтерство ведение
блога, создание фото- и видео продуктов о волонтерских инициативах
организации отдыха детей и их оздоровления с целью развития навыков
коммуникациии медиа-творчества.
16. Вариативные содержательные модули.
16.1. Модуль «Экскурсии и походы».
Для детей организуются туристские походы, экологические тропы,
тематические экскурсии: профориентационные, экскурсии по памятным
местам и местам боевой славы, в музей.
На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для
воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у
них

навыков

безопасного

самообслуживающего

поведения

в

природной

среде,

труда, обучения рациональному использованию

своего времени, сил и имущества.
В зависимости от возраста детей выбирается тематика, форма,
продолжительность, оценка результативности экскурсии и похода.
Партнерские организации: МБУК Армавирский краеведческий музей,
МБУДО ЦДЮТУР.
16.2. Модуль «Цифровая и медиа-среда».
Цифровая
мероприятий:

среда

воспитания

предполагает

ряд

следующих

телемосты, онлайн-встречи, видеоконференции;

занятия

направленные на формирование культуры информационной безопасности,
информационной
идеологии

грамотности,
терроризма,

противодействие
профилактики

распространению
травли

в

18

информационнотелекоммуникационной

сети

«Интернет»;

онлайн-

мероприятия в официальной группе организации в социальных сетях;
освещение деятельности организации отдыха детей и их оздоровления в
официальных группах в социальных сетях и на официальном сайте
организации.
Воспитательный потенциал медиапространства реализуется в рамках
следующих видов и форм воспитательной работы:
детский редакционный совет с участием консультирующих их
взрослых, целью которого является освещение (через детскую газету
(стенгазету), детское телевидение, телеграмм-канал) наиболее интересных
моментов жизни своего отряда или организации отдыха детей и их
оздоровления; детская группа, принимающая участие в поддержке интернетсайта организации и соответствующей группы в социальных сетях с целью
освещения деятельности организации отдыха детей и их оздоровления в
информационном пространстве, привлечения внимания общественности,
информационного продвижения ценностей организации отдыха детей и их
оздоровления и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой
детьми, педагогическими работниками и родителем (родителями) или
законным представителем (законными представителями) могли бы открыто
обсуждаться значимые для жизнедеятельности организации вопросы.
Механизмом реализации информационного обеспечения является
информирование возможных участников воспитательного процесса об
организации

отдыха

и

оздоровления

детей

через

информационно-

телекоммуникационную сеть «Интернет» и средства массовой информации.
17.

При

планировании

и

реализации

содержания

программы

воспитательной работы обеспечивается интеграция смысловой основы и
единых воспитательных линий, включая каждое пространство, в котором
ребенок совместно с коллективом реализует и развивает свои способности.
Уровни реализации содержания включают в себя:

19

При

планировании

и

реализации

содержания

Программы

используются следующие уровни воспитательной работы:
17.1. Общелагерный

уровень,

который

определяет

установки

содержания и демонстрацию ценностного отношения по каждому из
смысловых блоков: «Мир», «Россия» (включая региональный компонент),
«Человек». Каждая встреча всех участников смены, включая все направления
и всех специалистов, представляет собой совместное «проживание»
участниками эмоционального опыта, способствующего принятию ценностей,
определяющих воспитательный компонент.
17.2. Межотрядный уровень, который позволяет расширить спектр
коммуникативного пространства для ребенка. События организуются исходя
из возрастных особенностей и предполагают реализацию содержания по
нескольким отрядам. Одной из эффективных и универсальных форм работы
на данном уровне является гостевание отрядов («отряд в гостях у отряда»),
которое предполагает взаимную подготовку и знакомство друг друга с
особенностями своего уклада.
17.3. Групповой

уровень,

который

соотносится

с

реализацией

содержания в формате объединений детей из разных отрядов в рамках
единого выбранного самими детьми направления: секции, студии и кружки,
органы самоуправления на общелагерном уровне. Особенность работы
заключается в разновозрастном формате совместной деятельности.
17.4. Отрядный уровень, который является ключевым воспитывающим
пространством, создающим уникальную среду совместного проживания и
совместного творчества детей и взрослых. Реализация воспитательного
потенциала отрядной работы предусматривает:
- планирование и проведение отрядной деятельности;
- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им
возможности обсуждения и принятия решений, создание благоприятной
среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении
проблем, конфликтных ситуаций;

20

- организацию интересных и полезных для личностного развития
ребенка совместных мероприятий, позволяющих вовлекать в них детей с
разными потребностями, давать им возможности для самореализации,
устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них
наставником, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в
отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов,
постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих,
декораторов и других;
- формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив)
через игры, элементы тренингов на сплочение и командообразование, огонек
знакомства, визитные карточки отрядов;
- предъявление единых требований по выполнению режима и
распорядка

дня,

по

самообслуживанию,

дисциплине

и

поведению,

санитарно-гигиенических требований;
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они
будут следовать в организации отдыха детей и их оздоровления, а также
символов,

названия,

девиза,

эмблемы,

песни,

которые

подчеркнут

принадлежность к конкретному коллективу;
- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций,
выявление лидеров, референтных групп, непопулярных детей через
наблюдение, игры, анкеты;
- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации,
мероприятия, анализ смены, результатов;
- поддержку детских инициатив и детского самоуправления через
деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов
отряда представляющих интересы отряда в общих делах организации отдыха
детей

и

их

оздоровления,

при

взаимодействии

с

администрацией

организации отдыха детей и их оздоровления. При формировании структуры
отрядного самоуправления применяется метод чередования творческих
поручений;

21

- проведение сбора отряда: хозяйственный сбор, организационный
сбор, утренний информационный сбор отряда и другие;
- проведение огоньков (особое межличностное внутригрупповое
камерное общение, отличающееся откровенностью, доброжелательностью,
эмпатичностью и поддержкой): огонек знакомства, огонек организационного
периода, огонек-анализ дня, огонек прощания, тематический огонек,
коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ
проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений;
-

организация коллективно-творческих дел (КТД). КТД как особый

тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской
группы направлена на создание нового продукта (творческого продукта),
улучшающего окружающую действительность (основу данной методики
составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие
каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от
планирования до анализа).
18.

Система индивидуальной работы с ребенком, а также психолого-

педагогического сопровождения детей и подростков в условиях организации
отдыха детей и их оздоровления направлена на создание комфортных
условий для развития коммуникативной компетенции у воспитанников.

IV. Организационный раздел
19.

Особенности воспитательной работы в профильном лагере с

дневным пребыванием «Детская галактика» на базе МАОУ СОШ №24
обусловлены прежде всего ресурсным потенциалом, продолжительностью
пребывания ребенка в организации отдыха детей и их оздоровления в
течение дня, его занятостью, в том числе обязательной образовательной или
трудовой деятельностью, а также средой, в которой реализуется Программа.
20.

Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей

организуется на базе общеобразовательных организаций или на базе
учреждения спорта и культуры. Для лагеря с дневным пребыванием детей

22

характерны

формы

работы,

не

требующие

длительной

подготовки,

репетиций с участниками. Предпочтение отдается игровым, конкурсным
формам, использующим экспромт в качестве одного из методов. В связи с
тем, что основную часть педагогического коллектива лагеря с дневным
пребыванием

детей

составляют

педагогические

работники

общеобразовательной организации, в календарном плане воспитательной
работы преобладают привычные для образовательной организации форматы.
21.

Уклад профильного лагеря с дневным пребыванием «Детская

галактика» на базе МАОУ СОШ №24 задает расписание деятельности
организации и аккумулирует ключевые характеристики, определяющие
особенности воспитательного процесса. Уклад организации включает
ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции
воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности,
определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытность
организации. На формирование уклада организации отдыха детей и их
оздоровления

влияют

региональные

особенности:

исторические,

этнокультурные, социально-экономические, художественно-культурные, а
также тип поселения.
22.

Уклад

организации

отдыха

детей

и

их

оздоровления

непосредственно связан с такими характеристиками, как открытость
организации как социальной среды; многопрофильность и вариативность
(разнообразие видов деятельности, подвижность межличностных контактов,
интенсивность отношений); предопределенность законов и традиций.
23.

Элементами уклада являются:

23.1. Быт организации отдыха детей и их оздоровления является
элементом уклада повседневной жизни детей, вожатых, сотрудников
организации.

Для

ребят,

посещающих

лагерь,

имеются

отрядные

помоещения, спортивные площадки, актовый зал. Благодаря такому
разнообразию помещений достигается многопрофильность и вариативность.

23

23.2. Режим,

соблюдение

которого

связано

с

обеспечением

безопасности, охраной здоровья ребенка.
Режим дня лагеря дневного пребывания
«Детская галактика»
8:30-8:45 – сбор обучающихся
8:45-9:00 – утренняя зарядка
9:00-9:30 – завтрак
9:30-13:00 – мероприятия по плану
13:00-13:30 – обед
13:30-14:00 – мероприятия по плану
14:00-14:30 – подведение итогов дня, уход домой
Данный режим помогает систематизировать работу и обеспечить
безопасность детей.
23.3. Корпоративная культура организации отдыха детей и их
оздоровления является элементом уклада и состоит из: миссии организации
отдыха детей и их оздоровления, сформированных ценностей, правил и норм
поведения, трудового этикета и стиля взаимоотношений с детьми и их
родителем

(родителями)

или

законным

представителем

(законными

представителями), внешнего вида сотрудников и детей.
Основной

миссией

лагеря

является

обеспечение

безопасного

оздоравления детей и их комфорта. Взаимоотношения между воспитателями
и детьми строятся на принципах доброжелательности и толерантности.
23.4. Символическое пространство организации отдыха детей и их
оздоровления включает в себя эмблему лагеря, стилистическое оформления
пространств, правила, кричалки, утренние ритуалы и другие. Каждый
элемент символического пространства организации отдыха детей и их
оздоровления имеет условный (символический) смысл и эмоциональную
окраску, тесно связанную по своей сути и смыслу с целями, задачами,
базовыми ценностями и принципами жизнедеятельности организации, и
государственной

политикой

в области

воспитания, используемые в

24

практической

деятельности.

Также

к

символическому

пространству

относятся информационные стенды для детей и сотрудников, отрядные
уголки, дизайн воспитывающей среды, малые архитектурные формы,
которые взаимодополняют и усиливают воспитательных эффект посредством
интеграции в символическое пространство и игровую модель.
Ритуалы могут быть:
торжественными (по поводу символических событий из жизни
организации отдыха детей и их оздоровления, общественной жизни):
торжественные линейки, ритуалы, связанные с атрибутами организации
(знамя, флаг, памятный знак), организация почетного караула, смотр, парад,
ритуалы

почести

повседневной

героям:

жизни,

возложение

которые

гирлянд

насыщают

и

другое;

деятельность

ритуалы

организации

эмоционально-игровой атмосферой. Они регулируют самые повторяющиеся
(традиционные) действия, необходимые для стабильного функционирования
организации: передача дежурства, начало или завершение дела, дня, рабочая
линейка и другое.
24.

Реализация Программы включает в себя:

24.1. Подготовительный

этап

включает

в

себя

со

стороны

управленческого звена организации отдыха детей и их оздоровления подбор
и обучение педагогического состава с практическими блоками освоения
реализации

содержания

Программы,

подготовку

документации,

установочное педагогическое совещание с включением всего кадрового
состава, подготовка методических материалов, включая примеры сценариев
для проведения работы на отрядном уровне, планирование деятельности,
информационную

работу

с

родителем

(родителями)

или

законным

представителем (законными представителями).
24.2. Организационный период смены связан с реализацией основных
задач: адаптация детей к новым условиям, знакомство с режимом,
правилами, укладом организации отдыха детей и их оздоровления,
формирование

временный

детский

коллектив.

Содержание

событий

25

организационного периода представлено в инвариантных (обязательных)
общелагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном
плане воспитательной работы.
24.3. Основной период смены направлен на максимальное развитие
личностного потенциала каждого ребенка посредством коллективной
деятельности как на уровне отряда, так и в иных объединениях. Содержание
событий основного периода представлено в инвариантных (обязательных)
общелагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном
плане воспитательной работы.
24.4. Итоговый период смены является ключевым этапом для
подведения итогов совместной деятельности, фиксации и принятием
участниками смены позитивного опыта и формированию индивидуальных
маршрутов дальнейшего развития потенциала детей, Содержание событий
итогового

периода

представлено

в

инвариантных

(обязательных)

общелагерных и отрядных формах воспитательной работы в календарном
плане.
24.5. Этап последействия включает в себя подведение итогов
реализации программы воспитательной работы, определение наиболее и
наименее эффективных форм деятельности, сопровождение детей и
поддержка в реализации идей и личностного потенциала по возвращении в
постоянный

детских

характеристик,

коллектив

направленных

посредством

или

обратной

переданных

в

связи

или

образовательную

организацию. В нашем лагере данный этап реализуется посредством
заполнения

альбомов

отрядов,

в

которых

ребята

делятся

своими

впечатлениями.
24.6. Анализ воспитательной работы организации отдыха детей и их
оздоровления осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами
результатов воспитания, личностными результатами воспитанников.

26

Основным методом анализа воспитательной работы в организации
отдыха детей и их оздоровления является самоанализ с целью выявления
основных проблем и последующего их решения.
Планирование

анализа

воспитательной

работы

включается

в

календарный план воспитательной работы.
Анализ проводится совместно с вожатско-педагогическим составом, с
заместителем директора по воспитательной работе с последующим
обсуждением результатов на педагогическом совете.
Основное внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с
качеством: реализации программы воспитательной работы в организации
отдыха детей и их оздоровления в целом; работы конкретных структурных
звеньев организации отдыха детей и их оздоровления (отрядов, органов
самоуправления,

кружков

и

секций);

деятельности

педагогического

коллектива; работы с родителем (родителями) или законным представителем
(законными представителями); работы с партнерами.
Итогом

самоанализа

является

перечень

достижений,

а

также

выявленных проблем, над решением которых предстоит работать вожатскопедагогическому коллективу.
Итогом результативности воспитательной работы (самоанализа) может
являться аналитическая справка, являющаяся основанием для корректировки
программы воспитания на следующий год.
25.

Партнерское взаимодействие с общественными и молодежными

организациями в условиях организации отдыха детей и их оздоровления
способствует успешной реализации Программы, включающей в себя
совместную деятельность с различными образовательными организациями,
организациями

культуры,

спорта,

общественными

и

молодежными

объединениями, иными юридическими лицами, разделяющими в своей
деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада
организации.

27

Планируется партнерское взаимодействие с Движением Первых,
Юнармией и другими общероссийскими общественными объединениями и
организациями.
Привлечение
взаимодействия

воспитательного

предусматривает

потенциала

(указываются

партнерского

конкретные

позиции,

имеющиеся в организации отдыха детей и их оздоровления, или
запланированные):
участие представителей организаций-партнеров, в том числе в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий

в

рамках

данной

Программы

и

календарного

плана

воспитательной работы (выставки, встречи, тематические дни, дни открытых
дверей,

государственные,

региональные,

тематические

праздники,

торжественные мероприятия и другие); проведение на базе организацийпартнеров

отдельных

занятий,

тематических

событий,

отдельных

мероприятий и акций;
Партнерское

взаимодействие

создает

многоуровневую

систему

поддержки организации отдыха и оздоровления детей и способствует более
эффективной реализации Программы воспитательной работы, развитию
социальных навыков у детей.
31.

Реализация

воспитательного

потенциала

взаимодействия

с

родительским сообществом родителями (законными представителями) детей
может предусматривать следующие форматы:
информирование родителя (родителей) или законного представителя
(законных

представителей)

до

начала

смены

об

особенностях

воспитательной работы, внутреннего распорядка и режима, необходимых
вещах, которые понадобятся ребенку, с помощью информации на сайте
организации, в социальных сетях и мессенджерах; проведение тематических
собраний, на которых родитель (родители) или законный представитель
(законные представители) могут получать советы по вопросам воспитания,
консультации специалистов психолого-педагогической службы организации

28

отдыха детей и их оздоровления, в том числе в режиме видеоконференции;
дни и события, в которые родитель (родители) или законный представитель
(законные представители) могут посещать организацию отдыха детей и их
оздоровления; размещение информационных стендов в местах, отведенных
для общения детей и родителя (родителей) или законного представителя
(законных представителей), с информацией, полезной для родителей или
законных представителей федерального, регионального и общелагерного
уровня; родительские форумы на интернет-сайте организации отдыха детей и
их оздоровления, интернет-сообщества, группы с участием педагогов и
воспитателей, на которых обсуждаются интересующие родителей (законных
представителей) вопросы, согласуется совместная деятельность.
32.
механизм

Кадровое обеспечение реализации Программы предусматривает
кадрового

обеспечения

организации

отдыха

детей

и

их

оздоровления, направленный на достижение высоких стандартов качества и
эффективности в области воспитательной работы с детьми. В лагере
руководящую роль исполняет начальник лагеря, под его руководство
находятся 16 воспитателей, которые закрепляются за определенным отрядом.
Со

всеми

воспитателями

проводятся

консультации

и

тренинговые

мероприятия с целью эффективной работы лагеря.
33.

Методическое

обеспечение

реализации

Программы

предназначено для специалистов, ответственных за реализацию содержания
программы

смены

(руководитель

организации

отдыха

детей

и

их

оздоровления, заместитель руководителя по воспитательной работе, старший
воспитатель, старший вожатый).
Начальником лагеря формируется программа, календарный план (плансетка) с учетом регионального компонента и соответствующих срокам
проведения смены памятных дат, отражая тип организации, длительность и
тематику смены, игровую модель, интегрируя инвариантные и вариативные
модули с опорой на универсальный для каждой организации отдыха детей и
их оздоровления календарный план.

29

Для подготовки кадрового состава специалистами, ответственными за
реализацию содержания программы, создается методический комплекс,
включающий типовые сценарии ключевых событий, памятки и инструкции,
дидактические материалы, диагностические материалы.
34.

Материально-техническое обеспечение реализации Программы:

- флагшток (в том числе переносной), Государственный флаг
Российской Федерации, флаг субъекта Российской Федерации, флаг
организации отдыха детей и их оздоровления (при наличии);
- музыкальное оборудование и необходимые для качественного
музыкального оформления фонограммы, записи (при наличии);
- оборудованные локации для общелагерных и отрядных событий,
отрядные места, отрядные уголки (стенды);
- спортивные площадки и спортивный инвентарь;
- канцелярские принадлежности в необходимом количестве для
качественного оформления программных событий;
- специальное оборудование, которое необходимо для реализации
конкретной
воспитательной

программы

воспитательной

деятельности

и

работы,

направленностей

направлений
дополнительного

образования (игры, интерактивные доски, компьютеры и т.д.);
- специальное оборудование, которое необходимо для обеспечения
инклюзивного пространства (инвалидное кресло).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».