Муниципальное образование город Армавир Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 27.08.2021 года протокол № 1 Председатель _______ Булатова Н.В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности « Весѐлый этикет » Направление внеурочной деятельности - общекультурное Количество часов – 66 ч Периодичность проведения - еженедельные Возраст обучающихся, на которых ориентирована программа -7 лет Учитель Важничая Лилия Борисовна Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов: Первый уровень результатов - учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения. Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным. В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты: начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и образовательного учреждения. Метапредметные универсальные учебные действия Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: интерес к способам самовыражения; познавательный интерес к изучаемому курсу; адекватное понимание причин успешности/неуспешности; устойчивого интереса к новым способам познания. Регулятивные УУД Обучающийся научится: планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения задачи. 2 Познавательные УУД Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; высказываться в устной и письменной форме; анализировать объекты, выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; сформировать навыки работы с информацией. Коммуникативные УУД Учащиеся смогут: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; контролировать действия партнѐра. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; владеть монологической и диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнѐрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Формы организации внеурочной деятельности: игровая; познавательная; сюжетно - ролевые игры; конкурсы; праздники; классные часы; беседы, викторины; коллективные творческие дела; тренинги общения; обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций; просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов. 3 Основные направления содержания деятельности Образовательный процесс в рамках курса имеет развивающий характер, направлен на развитие природных задатков учащихся, реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности ребѐнка, поэтому целесообразным является использование личностно-ориентированной технологии и проблемных методов обучения. Особое внимание необходимо уделить следующим особенностям организации учебного процесса: комфортный, неформальный характер психологической атмосферы на занятиях; включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей; создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения; моральное поощрение инициативы и творчества; продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности; регулирование активности и отдыха (расслабления). Содержание курса внеурочной деятельности 1 класс 1. Что такое этикет? Этикет в школьной жизни. Понятие об этикете как обязательных правилах поведения и речи. Представление о речевом этикете как системе стереотипных слов и выражений, закрепленных за определенной ситуацией общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность и др.). Этикетный облик человека и этикетное впечатление. Правила поведения, отраженные в русских пословицах и поговорках. 2. Этикет в школьной жизни. Простые правила ученика. Этикет в школьной жизни. Правила этикетного поведения на уроке. Вопросы ученика к учителю. Ситуация просьбы. Вежливый диалог учителя и ученика. Опоздание на урок и поведение в этой ситуации. 3. Первоклассники. Деловое взаимодействие школьников. Вежливое и доброжелательное отношение к соседу по парте. 4. В каждой школе, в каждом классе. Роль вежливого вопроса в деловом общении школьников. Критика типичных этикетных ошибок (грубость, ябедничество и др.). 5. Добрые слова. Этикет в семье и за ее пределами. Доброе настроение и добрые слова. 6. Приветствуем вас. Первая страшная сказка про слово «Здравствуй!». Приветствие в адрес взрослого, соседа; воспитателя; учителя; обмен приветствиями между детьми. 4 Сопутствующие этикетные выражения: обращение к знакомому и незнакомому, формулы привлечения внимания. 7. Вторая страшная сказка про слово «До свидания!». Речевые формы прощания. Правила поведения в минуты прощания. 8. До скорого приятного свидания! Этикетные выражения прощания и сопутствующие им формулы благодарности, одобрения, обмена любезностями, приглашения в гости, извинения, пожелания. 9. Третья страшная сказка про слова «Спасибо» и «Пожалуйста». Речевые формы выражения просьбы. Вежливая просьба и разных ситуациях: дома, на улице, в транспорте. 10. Волшебное слово. Смежные этикетные формулы: обещание, согласие, извинение, благодарность, уступка, совет, предложение, разрешение. Сопутствующие сигналы: ровный, вежливый тон, негромкий голос, нерезкие жесты. 11. Искусство беседы. Культура речи. Признаки речевой культуры человека. Характеризация культурных, воспитанных и невоспитанных людей. Понятие о неразрывной связи поведения и речи. Общее представление о правилах поведения в общественных местах. 12. Учись слушать. Слушание как вид речевой деятельности. Этикет говорящего и слушающего. Правила восприятия речи учителя и речи товарищей по классу. Умение не перебивать. Этикетные и не этикетные реакции на говорение. 13. Чистота и аккуратность. Аккуратность и чистоплотность, соблюдение санитарно-гигиенических норм. Походка, осанка. Красота внешнего облика. 14. Моя семья. Культура общения в семье: темы разговоров, тон разговора. Доброта в отношениях между близкими людьми, забота друг о друге. Речевые формулы сопереживания и сочувствия. 15. Всѐ умею, всѐ могу. Взаимоотношения детей и родителей. Обязанности детей по дому. 16. Правила поведения в столовой, за столом. Образцовое поведение за столом. Золотые правила. Непринужденная беседа за столом, правила угощения. 17. С друзьями. Золотые правила дружбы. 18. В гостях. Гостеприимство как национальная черта русских. Правила поведения в гостях. 19. Искусство делать подарки. Выбор и вручение подарка. Вкус и чувство меры. 20. Вежливая улица. 5 Поведение на улице. Формы обращения к знакомым и незнакомым. Тональность разговора (сдержанность, правдивость, доброжелательность). 21. Правила поведения в общественном транспорте. Правила поведения и взаимодействия детей при коллективных выходах. Поведение в общественном транспорте. Разговор в общественном транспорте, допустимая громкость речи. Анализ этикетных ошибок. 22. Как вести себя в общественных местах. Кино. Театр. Предметное освоение ситуации и специальной лексики, поведение в зрительном зале. Вежливая беседа с билетером. Этикетные контакты со зрителями. Разговор с соседом. Этикетные запреты. 23. Безопасность дома и на улице. Правила поведения дома и на улице во время каникул. Правила поведения на водоеме. Безопасность дома. 24. Итоговое занятие. Что мы узнали и чему научились. Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят К концу года учащиеся должны знать: что такое этикет; этикетное впечатление; что такое культура речи; понятия: аккуратность, чистоплотность, внешний облик, тональность разговора; правила поведения в школе, дома, общественных местах. знать элементарные правила поведения в гостях, в театре ,кинотеатре,в цирке, в транспорте. К концу года учащиеся должны уметь: вежливо вести себя в школе, дома, в гостях, на улице, за столом; в театре, в кинотеатре, в цирке. приветствовать и обращаться к знакомым и незнакомым людям. 6 Тематическое планирование № 1 2 3 Раздел Что такое этикет Этикет в школе Этикет в жизни Тема Кол-во часов 5 Что такое этикет? Правила поведения, отражѐнные в русских пословицах и поговорках. Этикетный образ человека. Простые правила ученика. Этикет в школьной жизни. Первоклассники. Правила этикетного поведения на уроке. В каждой школе, в каждом классе. Добрые слова. Вежливое и доброе отношение к соседу по парте. Этикет в семье и за еѐ пределами. Приветствуем вас. Первая сказка про слово «Здравствуй». Приветствие в адрес взрослого,учителя. Вторая сказка про слово «До свидания». Речевые формы прощания. Третья сказка про слова «Спасибо» и «Пожалуйста». Смежные этикетные формы. 2 2 http://school-collection.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ Просмотр фильма Разучивание пословиц 1 1 1 1 1 http://school-collection.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ Дидактическая игра Беседа Экскурсия Викторина Дидактическая игра 1 - Экскурсия 1 1 http://school-collection.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ Треннинг Дидактическая игра 1 http://school-collection.edu.ru/ Просмотр фильма 1 http://school-collection.edu.ru/ Презентация 1 http://school-collection.edu.ru/ Треннинг 1 http://school-collection.edu.ru/ Презентация 1 1 http://school-collection.edu.ru/ Дидактическая игра Презентация 7 12 7 1 Использование ЭОР Формы организации и виды деятельности Кол-во часов - Просмотр фильма 4 5 6 7 Красота Моя семья. Правила поведения в гостях. Правила поведения в общественных местах. 1 1 1 1 http://school-collection.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ Беседа Просмотр фильма Презентация Викторина 3 Волшебное слово. Культура речи. Искусство беседы. Этикет говорящего и слушающего. Учись слушать. Чистота и аккуратность. 1 2 http://school-collection.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ 1 http://school-collection.edu.ru/ 6 Красота внешнего облика человека. Моя семья. 2 http://school-collection.edu.ru/ 1 http://school-collection.edu.ru/ 1 http://school-collection.edu.ru/ 8 Доброта в отношениях между близкими. Взаимоотношение детей и родителей. Всѐ умею, всѐ могу. Золотые правила дружбы. Правила поведения в гостях. Презентация Просмотр мультфильма Виртуальная экскурсия в музей Сюжетно-ролевая игра Просмотр фильма 1 1 1 http://school-collection.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ Правила угощения. 1 http://school-collection.edu.ru/ Правила поведения в столовой, за столом. С друзьями. В гостях. Искусство делать подарки. Вкус и чувство меры. Формы обращения к знакомым и незнакомым. 1 http://school-collection.edu.ru/ 1 1 2 1 2 http://school-collection.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ Конкурс Викторина Дидактическая игра Просмотр фильма Сюжетно- ролевая игра Вежливая улица 2 http://school-collection.edu.ru/ Игра по ПДД 21 8 Сюжетно-ролевая игра Эстафета Сюжетно-ролевая игра Просмотр мультфильма Беседа 8 Чему научились 3 Правила поведения в общественном транспорте. Как вести себя в общественных местах. Правила поведения в театре. Правила поведения в кинотеатре. Правила поведения в цирке. Безопасность на улице. Правила поведения около водоѐмов. Правила поведения в парке. Правила поведения на атракционах. Правила поведения в зоопарке. Безопасность дома. Один дома. Будь осторожен. Этикетные запреты. Правила поведения во время экскурсий. Правила поведения во время каникул. Что мы узнали и чему научились. Заочное путешествие по «Школе вежливых». Итоговое занятие. Что мы узнали и чему научились. «Праздник вежливых ребят». 9 2 http://school-collection.edu.ru/ Презентация 1 http://school-collection.edu.ru/ Просмотр фильма 1 1 http://school-collection.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ Презентация Презентация 1 1 2 http://school-collection.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ Презентация Просмотр фильма Экскурсия 2 1 http://school-collection.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ Экскурсия Просмотр фильма 1 1 1 1 1 http://school-collection.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ - Презентация Игра Игра Просмотр фильма Экскурсия в природу 1 http://school-collection.edu.ru/ Викторина 1 http://school-collection.edu.ru/ Конкурс 1 - Праздник СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей _____МАОУ СОШ №24 от ___________ 20__ года № ___ ___________ _________ подпись руководителя МО Ф.И.О. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР _______________ ______ подпись Ф.И.О. ______________ 20__ года 10