Муниципальное образование город Армавир Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 27.08. 2021 года протокол № 1 Председатель _______ Булатова Н.В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности « Растим патриотов » Направление внеурочной деятельности - патриотическое Количество часов – 270 ч Периодичность проведения - еженедельные Возраст обучающихся, на которых ориентирована программа -7-10 лет Учитель Ковалева Екатерина Викторовна Планируемы результаты освоения курса внеурочной деятельности В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс). Второй уровень результатов - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения,т. е. в защищѐнной, дружественной просоциальной среде, в которой ребѐнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретѐнных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) (2 – 3 классы). Третий уровень результатов - получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаѐт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (4 класс). С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности. 1-й класс Личностныe : Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). 2 Метапредметные универсальные учебные действия Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с предложенной литературой. Учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные: Знать: что такое краеведение; историю возникновения города Армавира; символику города Армавира; достопримечательности города; историю названия улиц; историю возникновения школы; некоторые виды растений нашего края; животный мир нашего края; жизнь животных в разные времена года. Уметь: объяснять значения слов: Родина, край, область, район; находить положение города на карте Краснодарского края; работать с картой г. Армавира; ориентироваться в городе; составлять план маршрута движения от дома до школы и обратно; вести календарь наблюдений за природой; 3 анализировать жизнь животных в разные времена года; составлять рассказ о некоторых растениях нашего края. 2-й класс Личностные: Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные универсальные учебные действия Регулятивные УУД: Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно. Учиться планировать учебную деятельность на занятии. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ еѐ проверки. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (дополнительную литературу, простейшие приборы и инструменты). Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатыватьполученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Вступать в беседу на занятии и в жизни. 4 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные: Знать: рельеф, горы, равнины Краснодарского края; климат и погоду; реки и озера; необходимость охраны природы; природные сообщества Краснодарского края; некоторые виды растений Краснодарского края; о растениях, которые занесены в Красную книгу Краснодарского края; историю развития г. Армавира (население, промышленные предприятия, сельское хозяйство, здравоохранение); традиции города; Уметь: работать с контурной картой; составлять брошюры народных примет погоды; составлять памятки: «Правила поведения на водоѐмах», «Правила поведения в природе»; составлять рассказы о растениях Краснодарского края; составлять гербарии растений; составлять рассказ о семейных традициях, о профессиях родителей; 3-4-й класс Личностные: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные универсальные учебные действия Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. 5 Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно, относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Предметные: 3 класс Знать: как наш край стал Краснодарским; города Кубани; что дает город стране; полезные ископаемые Краснодарского края; растения, которые встречаются в городах Краснодарского края; самые древние травы наших лесов; животный мир Краснодарского края; видовой состав рыб; видовой состав птиц; 6 заповедники края; Уметь: работать с картой города Армавира и Краснодарского края; составлять рассказ о своѐм городе; различать полезные ископаемые; наблюдать и рассказывать о растениях синоптиках; рассказывать о животных Краснодарского края; составлять памятки: «Об охране природы», «Правила поведения в роде», «Уход за животными»; 4 класс Знать: историю исследования родного края; архитектурное наследие Армавира; историю жизни города во время Великой Отечественной войны; промышленность города; архитектуру современного города; памятники города; историю названия улиц; о людях, которые прославили наш город; народные и художественные промыслы края; Уметь: работать с картой Краснодарского края, с картой г. Армавира; проводить исследования по темам: «История города», «Откуда пришли названия улиц?», «О чем нам могут рассказать памятные места нашего города», «Армавир в годы Великой Отечественной войны»; «Послевоенные годы» и т.д.. оформлять и представлять результаты исследований в форме проектов, презентаций; Организация занятий: Программа предусматривает 4 года обучения с 1 по 4 класс образовательных учреждений. Программа составлена из расчѐта 2 часа в неделю для 1 класса , 66 занятий (33 учебные недели), на 2-4 год обучения отводится по 68 часов (2 часа в неделю). Программа «Растим Патриотов» реализуется через проведение еженедельных занятий (в 1 классе -33 ч, во 2-4 классах -34 ч) и организацию занятий в формате «интенсивов» (в 1 классе -33 ч, во 2-4 классах -34 ч). Для реализации программы в полном объеме, возможна корректировка учебной программы в течение года на усмотрение учителя в связи с местными климатическими условиями и освоением учащимися пройденных тем. В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном – в представлениях. Именно 7 представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления - при их осмыслении - содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (причинно-следственных связей и закономерностей.) 3. Содержание программы. 1 год обучения (66 часов) I раздел «Школа – мой дом родной»- 18 ч. Я уже школьник. Я среди других. История родной школы. Герб, гимн, флаг (экскурсия). Школа – мой дом родной и я хозяин в нѐм (дискуссия о бережном отношении к школьному имуществу). «Книги - реки, наполняющие Вселенную мудростью…» (акция милосердия по ремонту библиотечных книг). Акция «Наш чистый школьный двор». Учителя и ученики. Поведение в школе. Правила поведения в столовой, на спортивной площадке, на лестнице. Общение со сверстниками, уважение друг к другу. II раздел «Я - мы» (гражданское отношение к коллективу) - 18 ч. Экскурсия в Армавирский историко-краеведческий музей. Игра соревнование «Один за всех и все за одного». Беседа о доброжелательности и равнодушии в произведениях В. Осеевой. Хорошее здоровье превыше всего (встреча с медицинским работником). Просмотр фильма о здоровом образе жизни. Семь наших « Я». Научись смотреть на себя «со стороны». Экскурсия в воинскую часть. Встреча с военнослужащими. III раздел «Я и моя семья» - 21 ч. Я и моя семья. Семейные традиции. Проект. Что значит дружная семья? Труд в семье. Дружная семья: отдыхаем вместе. Труд родителей. Экскурсия на пекарню. «Белая ворона», или что значит быть терпимым? День матери (праздник). Здоровый образ жизни – кредо нашей семьи (совместные спортивные соревнования). IV раздел «Армавир – моя маленькая Родина» - 9 ч. Экскурсия в Армавирский историко-краеведческий музей. Из истории города Армавира. Достопримечательности современного города (Заочная экскурсия). Пою моѐ Отечество (конкурс патриотических стихотворений) Поздравление. Боевой путь моих родственников (встреча с участниками ВОВ). 2 год обучения (68 часов): I раздел «Достопримечательности моей малой Родины»- 20 ч. История родного города. Герб, гимн, флаг (экскурсия в администрацию сельского поселения). Боевой путь армавирцев (встреча с участниками войн). Экскурсия. История памятников. Экскурсия в Храм. Трудовой десант по благоустройству территории. Экскурсия. Кубань - река края. Экскурсия. Экскурсия. Откуда к нам приходят новости? II раздел « Род и его корни» - 6 ч. 8 Начало славного рода. Подготовка и презентация проекта «Моя родословная». Экскурсия в школьный музей. Ш раздел «Физическая география Армавира» - 12 ч. Рельеф района и города. Воды. Почвы. Климат. Растительность моего района. Животный мир района. Книга рекордов Кубани. Отчѐт. Изготовление и выставка книги «Растительный и животный мир Кубани». IV раздел «Земля Армавирская » - 14 ч. Первые населенные пункты. Жизнь колхозная. Возрождение традиций. Герои, рожденные на Армавирской земле. Их увенчала военная слава. Отмечены за трудовую доблесть. V раздел «Их имена носят улицы края» - 16 ч. Краснодар-дарованный Екатериной. Ейск – рожденный из пены. Сочи - здесь дышит все их именами. Новороссийск - южный форпост России. Туапсе - две воды, одна судьба. Горячий ключ - герои горных перевалов. Славянск-на-Кубани. Армавир города и люди. Экскурсия по улицам города. 3 год обучения (68 часов): I раздел «Горжусь тобой - моя Кубань» - 52 ч. Кубань - родимая земля (20 ч.) Экскурсия. Из истории Кубани (музей). Символы Кубани (беседа). Гор Город - герой Кубани - Новороссийск (заочное путешествие). Краеведческая викторина. Экологический маршрут. Кубань- главная река. Хлеб - всему голова (праздник, встреча с хлеборобами). Что дает наш край стране. Экскурсия. Посещение фермерского хозяйства. Край наш тополиный (16 ч.) Кубань - родимая земля. Экскурсия. «Обычай сильнее закона» (традиции кубанского казачества). Обычаи и верования кубанских казаков. Открытие и заселение края. Достопримечательности края. Животный и растительный мир Краснодарского края. Добрые соседи. Поэзия земли родной. Народные мастера Кубани (16 ч.) Глиняная игрушка. Мирошникова Е.Х. Кружево. Бирюк А.Я.Костюм. Крой рубахи. Грызун В.К. Вышивка. Селезень Н.К. Филейно-гипюрная вышивка на Кубани. Плетение. Косенко А.Н. Ткачество. Луговая П.Я.Земляки, которыми я горжусь (фильм). Экскурсия в историко–краеведческий музей. II раздел «Жемчужины Кубани. Озера Кубани» - 16 ч. Происхождение и классификация озѐр. Жизнь в озѐрах. Заочное путешествие. Загадки Абрау-Дюрсо. Морское ожерелье. Тайна озера Хуко. Кардывач – чемпион красоты (заочная экскурсия). 9 Озера, дарящие здоровье. Озера, ожидающие своих исследователей. Отчѐт по разделу. Изготовление и выставка буклета по теме «Озѐра». 4 год обучения (68 часов): I раздел «Азбука гражданина» - 28 ч. Символы и законы государства – 12 ч. Урок гражданина. Я - гражданин России. Символы государства. Государственный герб России. Государственный гимн России. Государственный флаг России. Конституция - основной закон государства. Россия - родина моя -16 ч. Россия - родина моя. Экскурсия по «Золотому кольцу» (заочно). Россия - многонациональное государство. Есть такая профессия родину защищать. Не предадим память наших прадедов! Нет фашизму! Нам не нужна война! «Я бы с песни начал свой рассказ…» Мы - за мирное детство! II раздел «Азбука права» - 20 ч. Большая забота о маленьких детях. «Ваши права и обязанности, дети» ( на основе сказок). Страна Справедливости (на основе сказок). Тепло родного очага. Мой дом - моя крепость. Право на образование. Право на медицинское обслуживание. «В лес пускают без билета». Право на отдых. Ты и твоѐ имя. Право на имя и фамилию. Твой труд дома. III раздел « Азбука нравственности» - 20 ч. 22 апреля - День Земли. Доброе дело - великое счастье. Дружба - чудесное слово. Не стыдно молчать, коли нечего сказать. Мои сверстники и друзья. Человек среди людей. Доброе слово – что ясный день. В гостях у Этикета. Повторение и обобщение по курсу «Растим патриотов». Экскурсия в Армавирский историко-краеведческий музей 10 1 класс Разделы программы 1. 2. 3. 4. Школа - мой родной дом – 18 ч. Я и мы - 21ч. Я и моя семья - 18ч. Армавир – моя малая Родина - 9ч. Тематическое планирование № 1 Раздел Школа - мой родной дом Кол-во часов 18 Тема Кол-во Часов Праздник первого звонка 1 Использование ЭОР https://uchi.ru Духовнонравственная деятельность, праздник https://uchi.ru Духовнонравственная деятельность, праздник https://uchi.ru Духовнонравственная деятельность, экскурсия https://uchi.ru Духовнонравственная деятельность, субботник Внеауди т. Посвящение в первоклассники 2 Внеауди т. Экскурсия по школе 2 Внеауди т. Акция «Наш чистый школьный двор». 11 2 Внеауди т. Форма организации и виды деятельности 18 Школа – мой дом родной и я хозяин в нѐм (дискуссия о бережном отношении к школьному имуществу). Аудит. Учителя и ученики. Поведение в школе. 1 Правила поведения в столовой, на спортивной площадке, на лестнице. Общение со сверстниками, уважение друг к другу « Книги - реки, наполняющие Вселенную мудростью…» (акция милосердия по ремонту библиотечных книг) История родной школы 1 https://uchi.ru https://uchi.ru Аудит. 2 Духовнонравственная деятельность, игра https://uchi.ru Познавательная деятельность, игра Аудит. 2 https://uchi.ru Социальное творчество, объединение https://uchi.ru Познавательная деятельность, кружок https://uchi.ru Спортивнооздоровительная деятельность, Соревнование Внеауди т. 3 Аудит. 2 «Я и мы» 21 Игра–соревнование «Один за всех и все за одного» Беседа о доброжелательности и равнодушии в произведениях 12 1 Аудит. 2 Духовнонравственная деятельность, игра https://uchi.ru Аудит. 2 Духовнонравственная деятельность, дискуссия https://uchi.ru Проблемноценностное общение, В.Осеевой. круглый стол Аудит. Хорошее здоровье превыше всего (встреча с медицинским работником) Аудит. Городская спартакиада Кубани 5 1 https://uchi.ru Спортивнооздоровительная деятельность, встреча https://uchi.ru Спортивнооздоровительная деятельность, соревнования https://uchi.ru Познавательная деятельность, игра https://uchi.ru Проблемно — ценностное общение, игра https://uchi.ru Социальное творчество, встреча https://uchi.ru Туристскокраеведческая деятельность, экскурсия https://uchi.ru Проблемно — ценностное общение, концерт Внеауди т. Семь наших « Я» 1 Аудит. Научись смотреть на себя «со стороны» Участие в вечере встречи выпускников, встречи с известными выпускниками Экскурсия в Армавирский историко-краеведческий музей Участие в мероприятиях, посвященных Дню победы 13 1 Аудит. 2 Внеауди т. 2 Внеауди т. 2 Внеауди т. Экскурсия по памятным местам г. Армавира 3 «Я и моя семья» 18 4 https://uchi.ru Туристскокраеведческая деятельность, поход https://uchi.ru Познавательная деятельность, игра https://uchi.ru Досугово — развлекательная деятельность, игра https://uchi.ru Проблемно — ценностное общение, конкурс https://uchi.ru Познавательная деятельность, концерт https://uchi.ru Спортивнооздоровительная деятельность, соревнования https://uchi.ru Туристскокраеведческая деятельность, экскурсия Внеауди т. Я и моя семья. Семейные традиции. 2 Аудит. Что значит дружная семья? Труд в семье. Дружная семья: отдыхаем вместе. Золотые бабушкины руки (акция ко дню пожилого человека, конкурс стихов) 2 Аудит. 2 Внеауди т. Празднование Дня матери 2 Аудит. «Папа, мама, я – спортивная семья» Труд родителей. Экскурсия на пекарню. 14 2 Внеауди т. 1 аудит. Встреча с участниками ВОВ, посещение семьи ветеранов Пою моѐ Отечество (конкурс патриотических стихотворений) Боевой путь моих родственников (встреча с участниками ВОВ) 4 «Армавир – моя малая Родина» 9 Аудит.1 https://uchi.ru Социальное творчество, встреча https://uchi.ru Проблемно — ценностное общение, конкурс https://uchi.ru Проблемно — ценностное общение, встреча https://uchi.ru Познавательная деятельность, экскурсия https://uchi.ru Познавательная деятельность, круглый стол https://uchi.ru Познавательная деятельность, экскурсия https://uchi.ru Социальное творчество, концерт Внеауди т.1 1 Аудит. 4 Внеауди т. Экскурсия по современному городу (виртуальная) Из истории города Армавира. 2 аудит. 2 Аудит. Достопримечательности современного города (Заочная экскурсия). Поздравление ветеранов 2 Аудит. 2 Аудит. Боевой путь родственников (встреча участниками ВОВ). моих с 15 1 аудит. https://uchi.ru Проблемно — ценностное общение, встреча 2 класс Разделы программы 1. 2. 3. 4. 5. Достопримечательности моей малой Родины – 20 ч Род и его корни – 6ч Физическая география Армавира – 12ч Земля Армавирская – 14ч Их имена носят улицы края – 16 ч Тематическое планирование № Раздел Кол-во часов 1 Достопримечательно сти моей малой Родины 20 Тема Кол-во часов История родного города. 2 Использование ЭОР https://uchi.ru Познавательная деятельность, круглый стол https://uchi.ru Познавательная деятельность, игра https://uchi.ru Познавательная деятельность, экскурсия https://uchi.ru Туристскокраеведческая деятельность, экскурсия Аудит. Герб, гимн, флаг 2 Аудит. История памятников. 3 Внеаудит. Экскурсия к памятнику защитникам Армавира 2 Внеаудит. 16 Форма организации и виды деятельности Боевой путь армавирцев (встреча с участниками войн) «Забота о старших – дело совести каждого» (акция заботы о бабушках и дедушках) Экскурсия в Свято-Никольский храм Кубань - река края. Экскурсия. 2 https://uchi.ru Проблемно — ценностное общение, встреча https://uchi.ru Социальное творчество, акция https://uchi.ru Туристскокраеведческая деятельность, экскурсия https://uchi.ru Познавательная деятельность, экскурсия https://uchi.ru Познавательная деятельность, экскурсия https://uchi.ru Социальное творчество, объединение https://uchi.ru Социальное творчество, объединение Внеаудит. 2 Аудит. 4 Внеаудит. 3 Внеаудит. 2 Род и его корни 6 Экскурсия в школьный музей 1 Аудит Подготовка проекта «Моя родословная» 3 Аудит. Презентация проектов «Моя родословная» 17 2 Аудит. 3 Физическая география Армавира 12 Рельеф района и города. Экскурсия по окрестностям 2 https://uchi.ru Туристскокраеведческая деятельность, экскурсия https://uchi.ru Познавательная деятельность, экскурсия https://uchi.ru Познавательная деятельность, игра https://uchi.ru Познавательная деятельность, игра https://uchi.ru Познавательная деятельность, игра https://uchi.ru Познавательная деятельность, объединение https://uchi.ru Познавательная деятельность, игра https://uchi.ru Познавательная деятельность, экскурсия (виртуальная) Внеаудит. г. Армавира. Воды. Экскурсия на р. Кубань 2 Внеаудит. Почвы города. 2 Аудит. Климат. Растительность моего района Животный мир района. 2 Аудит. 1 Аудит. Изготовление и выставка книги «Растительный и животный мир Кубани» 4 Земля Армавирская 14 Первые населенные пункты 3 Аудит 2 Аудит. Создание Новокубанского района. 1 Аудит. 18 Жизнь колхозная. 1 https://uchi.ru Познавательная деятельность, игра https://uchi.ru Познавательная деятельность, игра https://uchi.ru Туристскокраеведческая деятельность, поход https://uchi.ru Туристскокраеведческая деятельность, экскурсия https://uchi.ru Социальное творчество, встреча https://uchi.ru Познавательная деятельность, секция https://uchi.ru Познавательная деятельность, игра https://uchi.ru Познавательная Аудит. Возрождение традиций. Семейные традиции 2 Аудит. Их увенчала военная слава. Экскурсия к памятникам участникам ВОВ. 5 Их имена улицы края носят 16 3 Внеаудит. Герои, рожденные на Армавирской земле. Экскурсия в Армавирский краеведческий музей Внеаудит. Отмечены за трудовую доблесть. Встречи с ветеранами труда 2 Краснодар-дарованный Екатериной 3 Аудит. 1 Аудит. Ейск – рожденный из пены. 1 Аудит. Сочи – здесь дышит все их 19 1 именами. деятельность, игра Аудит. Туапсе – две воды, одна судьба. 1 https://uchi.ru Познавательная деятельность, игра https://uchi.ru Познавательная деятельность, игра https://uchi.ru Познавательная деятельность, игра https://uchi.ru Туристскокраеведческая деятельность, поход https://uchi.ru Туристскокраеведческая деятельность, экскурсия Аудит. Горячий ключ – герои горных перевалов. Армавир города и люди. 1 Аудит. 1 Аудит. Туристический поход по окрестностям 7 Внеаудит. г. Армавира Экскурсия по улицам города. 3 Внеаудит. 20 3 класс Разделы программы 1. Кубань – родимая земля - 20 ч 2. Край наш тополиный - 16 ч 3. Народные мастера Кубани - 16 ч 4. Жемчужины Кубани. Озера Кубани - 16 ч. Тематическое планирование № 1 Кубань земля Раздел Кол-во часов Тема Кол-во часов – 20 Экскурсия. Из истории Кубани (музей) 3 родимая Символы Кубани (беседа). Использование ЭОР https://uchi.ru Внеаудит. 1 https://uchi.ru Аудит. Город – герой Новороссийск Кубани - 2 2 Аудит. 21 Туристскокраеведческая деятельность, экскурсия Познавательная деятельность. беседа https://uchi.ru Познавательная деятельность, игра https://uchi.ru Познавательная деятельность, викторина Аудит. Краеведческая викторина. Форма организации и виды деятельности Хлеб - всему голова ( праздник) 3 https://uchi.ru Познавательная деятельность, концерт https://uchi.ru Познавательная деятельность, игра https://uchi.ru Туристскокраеведческая деятельность, экскурсия https://uchi.ru Познавательная деятельность, игра Внеаудит. Кубань- главная река 1 Аудит. Экологический маршрут. (экскурсия) 3 Внеаудит. Что дает наш край стране. 1 Аудит. Экскурсия. Посещение фермерского хозяйства. 2 Край тополиный. наш 16 Десант по благоустройству территории школы. Кубань – родимая земля. Экскурсия по окрестностям города Армавиру. 4 Внеаудит. 1 22 https://uchi.ru Внеаудит 5 https://uchi.ru Внеаудит 2 Обычаи и верования кубанских https://uchi.ru Аудит. https://uchi.ru Туристскокраеведческая деятельность, экскурсия Трудовая деятельность, субботник Туристскокраеведческая деятельность, экскурсия Познавательная деятельность, круглый стол казаков. «Обычай сильнее закона» 3 https://uchi.ru (традиции кубанского Внеаудит. казачества). Экскурсия в теплицу. 3 https://uchi.ru Внеаудит. Фотовыставка « Труд в теплицах города» 3 Народные Кубани. мастера 16 Глиняная игрушка. 2 https://uchi.ru Аудит. 2 Кружева. 1 Познавательная деятельность, кружок https://uchi.ru Познавательная деятельность, кружок https://uchi.ru Познавательная деятельность, кружок https://uchi.ru Познавательная деятельность, объединение Аудит. Бирюк А.Я.Костюм казака и казачки. Крой рубахи. Грызун В.К. 1 Аудит. 1 23 Туристскокраеведческая деятельность, экскурсия Социальное творчество, кружок https://uchi.ru Аудит. Мирошникова Е.Х. Познавательная деятельность, игра Аудит. Вышивка. Селезень Н.К. 1 https://uchi.ru Познавательная деятельность, объединение https://uchi.ru Познавательная деятельность, кружок https://uchi.ru Познавательная деятельность, кружок https://uchi.ru Познавательная деятельность, кружок https://uchi.ru Познавательная деятельность, встреча https://uchi.ru Познавательная деятельность, https://uchi.ru Туристскокраеведческая деятельность, экскурсия Познавательная деятельность, игра Аудит. Филейно-гипюрная вышивка на Кубани. Плетение. Косенко А.Н. 1 Аудит. 1 Аудит. Ткачество. Луговая П.Я. 1 Аудит. Земляки, которыми я горжусь (встреча с тружениками хутора). Земляки, которыми я горжусь (фильм). Экскурсия в историкокраеведческий музей. 4 «Жемчужины Кубани. Озера Кубани» 16 Происхождение классификация озѐр. и 3 Внеаудит. 1 Аудит. 4 Внеаудит. 1 Аудит. 24 https://uchi.ru Жизнь в озѐрах. путешествие. Заочное 1 https://uchi.ru Познавательная деятельность, экскурсия ( заочная) https://uchi.ru Познавательная деятельность, игра https://uchi.ru Познавательная деятельность, викторина https://uchi.ru Познавательная деятельность, игра https://uchi.ru Познавательная деятельность, игра https://uchi.ru Познавательная деятельность, экскурсия https://uchi.ru Познавательная деятельность, игра Аудит. Загадки Абрау-Дюрсо (фильм) 1 Аудит. Загадки (викторина) Абрау-Дюрсо 1 Аудит. Морское ожерелье. 1 Аудит. Тайна озера Хуко. 1 Аудит. Кардывач – чемпион красоты (заочная экскурсия). Озера, дарящие здоровье. 1 Аудит. 2 Аудит. Проект: Озера, ожидающие 25 3 https://uchi.ru Туристскокраеведческая своих исследователей. деятельность, экскурсия Аудит. ( Экскурсия к водоѐму) Защита проектов. Отчѐт по разделу. Изготовление буклета по теме «Озѐра». Десант по благоустройству территории школы. 26 1 Аудит. https://uchi.ru Познавательная деятельность, объединение 1 https://uchi.ru Познавательная деятельность, проектная деятельность Аудит. 2 Внеаудит. https://uchi.ru Трудовая деятельность, субботник 4 класс Разделы программы 1) Азбука гражданина - 28 ч 2) Азбука права - 20 ч 3) Азбука нравственности - 20 ч Тематическое планирование № 1 Раздел Азбука гражданина Кол-во часов 28 Тема Кол-во часов Использование ЭОР Форма организации и виды деятельности Урок гражданина. Я – гражданин России 1 Аудит https://uchi.ru Социальное творчество, игра Символы государства 1 Аудит https://uchi.ru Познавательная деятельность, игра Государственный герб России. Государственный гимн России. 2 Аудит. https://uchi.ru Познавательная деятельность, игра https://uchi.ru Участие в акции «От сердца к 2 сердцу», приуроченной ко Дню Внеаудит. пожилого человека Проблемно — ценностное общение, акция Есть такая профессия – родину защищать. Не предадим память наших прадедов! Познавательная деятельность, кружок 27 1 Аудит https://uchi.ru Празднование дня урожая «Хлеб всему голова!» 3 Внеаудит https://uchi.ru Познавательная деятельность, праздник Государственный флаг России. Конституция – основной закон государства 2 Аудит https://uchi.ru Познавательная деятельность, круглый стол Россия – родина моя. Экскурсия по «Золотому кольцу» (заочно). 2 Аудит https://uchi.ru Познавательная деятельность, экскурсия https://uchi.ru 5 Внеаудит. Туристскокраеведческая деятельность, экскурсия Познавательная деятельность Россия - многонациональное государство. Посещение краеведческого музея Фотовыставка « Моя малая Родина» 2 Аудит https://uchi.ru 2 Внеаудит https://uchi.ru Туристскокраеведческая деятельность, экскурсия Нам не нужна война! «Я бы с песни начал свой рассказ…» 1 Аудит https://uchi.ru Проблемно — ценностное общение, круглый стол Конкурс рисунков «Моя страна» 2 Аудит https://uchi.ru Художественное творчество, Экскурсия к памятным местам г.Армавира 28 конкурс Встреча с ветеранами войн 2 «Азбука права» 20 2 Внеаудит https://uchi.ru Проблемно — ценностное общение, встреча 1 Аудит https://uchi.ru Проблемно — ценностное общение, кружок 1 Аудит https://uchi.ru Проблемно — ценностное общение, кружок Участие в митинге, посвященном дню освобождения г. Армавира от немецкофашистских захватчиков Страна Справедливости (на основе сказок). 2 Внеаудит https://uchi.ru Социальное творчество, митинг 3 Аудит https://uchi.ru Познавательная деятельность, игра Посещение городской библиотеки 3 Внеаудит https://uchi.ru Познавательная деятельность, кружок Право на медицинское обслуживание. 2 Аудит https://uchi.ru Познавательная деятельность Участие в акции «Открытка», приуроченной к международному женскому 1 Аудит https://uchi.ru Художественное творчество, круглый стол Большая забота о маленьких детях. «Ваши права и обязанности, дети» (на основе сказок). Право на образование. 29 дню Экскурсия по окрестностям г. Армавира 3 Внеаудит https://uchi.ru Конкурс патриотической песни 2 Внеаудит 1 Аудит https://uchi.ru «В лес пускают без билета». Право на отдых. 1 Аудит https://uchi.ru Познавательная деятельность, игра Работа над проектом «Моя родословная» и защита. 2 Внеаудит https://uchi.ru Познавательная деятельность, проект Участие в школьной акции «Неделя добрых дел» 2 Внеаудит https://uchi.ru Работа над проектом «Мои сверстники и друзья» и защита 2 Внеаудит https://uchi.ru Познавательная деятельность, объединение Познавательная деятельность, объединение 2 Аудит https://uchi.ru Ты и твоѐ имя. 3 «Азбука нравственности» 20 Дружба – чудесное слово. Не стыдно молчать, коли нечего сказать. 30 https://uchi.ru Туристскокраеведческая деятельность, экскурсия Социальное творчество,конкурс Познавательная деятельность, игра Познавательная деятельность, игра Человек среди людей. 2 Аудит https://uchi.ru Познавательная деятельность, круглый стол Доброе слово – что ясный день. В гостях у Этикета. 1 Аудит https://uchi.ru Познавательная деятельность, игра 2 Внеаудит https://uchi.ru Познавательная деятельность, проект 2 Аудит https://uchi.ru Познавательная деятельность 2 Внеаудит https://uchi.ru Проблемно — ценностное общение, праздник 1 Аудит https://uchi.ru Познавательная деятельность, круглый стол 2 Внеаудит https://uchi.ru Защита проектов «Я гражданин» Повторение и обобщение по курсу «Растим патриотов». Участие в городской торжественной линейке. Повторение и обобщение по курсу «Растим патриотов». Десант по благоустройству территории школы 31 Трудовая деятельность, субботник СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей _____МАОУ СОШ №24 от ___________ 20__ года № ___ ___________ _________ подпись руководителя МО Ф.И.О. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР _______________ ______ подпись Ф.И.О. ______________ 20__ года 32