Рабочая программа Что мы знаем про то, что нас окружает 1-4 классы ( приложение №18 к ООП НОО)

Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24

УТВЕРЖДЕНО
решением
педагогического
совета
от 27.08.2021 года протокол № 1
Председатель _______ Булатова Н.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности
« Что мы знаем про то,что нас окружает »
Направление внеурочной деятельности - экологическое
Количество часов – 68 ч
Периодичность проведения - еженедельные
Возраст обучающихся,
на которых ориентирована программа -7-10 лет
Учитель Мисюрина Лариса Михайловна

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для
всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных
ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные УУД :
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную
проблему;
составлять план решения проблемы (задачи);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки с помощью учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять
степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Познавательные УУД :
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать,
какая информация нужна для решения учебной задачи;
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники
информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,
справочников;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в
разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
факты и явления; определять причины явлений, событий;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе
обобщения знаний;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
простой план учебно-научного текста;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы;
Коммуникативные УУД :
доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и
пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы;
2

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения;
читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с
автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное,
составлять план;
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе,
сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться
договариваться.
Предметные универсальные учебные действия
оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками,
друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на
Земле в одно человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой
совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам
ребѐнка;
предлагать пути исправления нарушений.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Что мы знаем про то, что нас окружает»
Учащиеся:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить
исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как
компонентах единого мира, овладеть основами практико—ориентированных
знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его
историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в
контексте ценностей многонационального российского общества, а также
гуманистических и демократических ценностей многонационального
российского общества, а также гуманистических и демократических
ценностных ориентаций, способствующих формированию российской
гражданской идентичности;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к
миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и
социальногуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст ключ к
осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира
более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своѐ место в
ближайшем окружении;
получат возможность осознать своѐ место в мире на основе единства
национально - научного познания и эмоционально-ценностного осмысления
личного опыта общения с людьми, обществом, природой, что станет основой
3

уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества,
начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты,
научаться видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в
окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в
том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что
поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТсредствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом
Интернете; научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и
видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку
собственных сообщений;
примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей
экологической и культурологической грамотности, получат возможность
научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила
здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и
культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Учащиеся научатся:
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за
еѐ сохранение, соблюдать правила экологически грамотного поведения в
школе, в быту и природной среде;
узнавать и описывать изученные объекты и явления живой и неживой
природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних
признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую
классификацию изученных объектов природы;
проводить наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя
простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
следовать инструкциям и правилам техники безопасности при
проведении наблюдений и опытов;
использовать
различные
справочные
издания
(словарь
по
естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций,
атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой
информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения
явлений или описания свойств объектов;
4

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой
природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения
необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить
примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и
безопасность человека;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения;
использовать знания о строении и функционировании организма человека для
сохранения и укрепления своего здоровья.
Учащиеся научатся:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ
(фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации,
готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с
использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из
конструктора;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для
сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального
питания и личной гигиены, выполнять правила безопасного поведения в доме,
на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных
несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе
познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и
условиями еѐ реализации.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Что мы знаем про то, что нас окружает»
Раздел 1. Мой мир - 10 часов
Природа - наш дом. Значение природы в жизни человека. Отношение
человека к природе. Роль природы в жизни человека. Природа как источник
всего необходимого для жизни человека: воздуха, воды, пищи. Моя роль в
жизни природы. Сохранение природы. Деятельность человека по сохранению
природы. Что помогает мне познавать природу. Роль органов чувств в познании
природы. Как изучают природу. Наблюдение. Эксперимент (опыт). Измерения
при проведении опыта. Измерительные приборы (часы, секундомер, линейка,
термометр). Природа вокруг меня. Многообразие в природе. Природа в
творчестве. Роль человека в жизни природы.
Раздел 2. Осень - 14 часов
Времена года. Смена времѐн года. Влияние времени года на жизнь
человека. Признаки осени. Изменения растений осенью. Многообразие окраски
осенних листьев. Деревья осенью. Взаимосвязь растительного и животного
мира. Роль грибов в природе. Подготовка животных к зиме: жилище, корм,
защитная окраска. Насекомые осенью. Наблюдение за муравейником.
Поведение птиц осенью. Изменения окраски и поведения животных осенью.
Осень в зоопарке.
5

Деятельность человека осенью. Охрана природы.
Раздел 3. Зима – 10 часов
Признаки зимы. Наблюдение за снежинками. Почему почва не
промерзает под снегом. Снег и лѐд. Исследование образования льда и его
свойств.
Растения зимой. Зимний парк. Изучение следов животных. Животные
зимой. Трудности жизни животных зимой. Подкормка животных зимой.
Изготовление новогодних игрушек из природных материалов.
Часть 2.
Раздел 1. Зима - 6 часов
Птицы зимой. Подкормка птиц. Изготовление кормушки. Запас корма.
Забота о зверях и рыбах зимой. Поведение животных в зоопарке в зимнее
время. Деятельность человека зимой.
Раздел 2. Весна - 15 часов
Признаки весны. Природные явления весной. Фенологические
наблюдения.
Растения весной. Цветение растений. Опыление растений. Деревья весной
Сокодвижение у деревьев. Цветение деревьев. Первоцветы. Сохранение
природы (опасность поджога сухой травы). Выращивание рассады. Уход за
растениями. Наблюдение за появлением корней черенков традесканции.
Звери весной. Поведение животных весной. Появление потомства.
Насекомые весной. Появление и превращения насекомых. Какую пользу и вред
приносят насекомые природе. Прилѐт птиц. Пение птиц. Поведение птиц
весной. Строительство гнѐзд. Поведение рыб и земноводных.
Наблюдения за развитием насекомых. Краски, звуки и запахи весны.
Деятельность человека в природе. Садовые работы. Уход за животными.
Раздел 3. Лето - 13 часов
Наступление лета по фенологическому и астрономическому календарю.
Периоды лета.
Развитие растений летом. Насекомоопыляемые растения.
Роль плодов и семян в жизни растения. Ядовитые дикорастущие
растения. Наблюдения за растениями. Определение возраста сосны. Цветочный
календарь. Правила сбора, этикетирования и оформления гербария и других
биологических коллекций. Оборудование и его назначение. Разнообразие
птичьих гнѐзд. Забота о потомстве у птиц. Связь строения ноги и клюва птицы
с еѐ образом жизни. Развитие земноводных и насекомых. Особенности
сезонного питания животных. Приспособление к среде обитания. Животные и
растения, живущие в сходных условиях обитания. Предмет изучения экологии.
Взаимосвязи в природе. Влияние окружающей среды на живые организмы.
Забота об урожае. Учимся безопасности при нахождении в лесу.
Дары природы.
Практикумы:
Рисование соками овощей и фруктов;
Условия прорастания луковиц лука;
6

Скорость прорастания луковиц лука;
Получение отпечатков коры деревьев;
Получение отпечатков листьев;
Игра «Береги природу»;
Как правильно засушить растения;
Наблюдение за жизнью муравейника;
Новогодние украшения из тростника;
Почему почва не промерзает под снегом; Изготовление новогодних
украшений (снежинки);
Исследование образования льда и его свойств;
Изготовление новогодних игрушек из природных материалов.;
Фенологические наблюдения;
Рисование соками растений;
Наблюдение за прорастанием семян фасоли;
Наблюдение за появлением корней черенков традесканции;
Наблюдение за прилѐтом и пением птиц;
Наблюдение за развитием головастиков;
Наблюдение за развитием личинки комара;
Определение возраста у двустворчатого моллюска;
Наблюдение за температурой воздуха в летние месяцы;
Наблюдение за цветением растений летом;
Определение возраста сосны;
Наблюдение за суточным ритмом одуванчика (раскрытием и закрытием
соцветия);
Исследование состава газонной растительности;
Наблюдение за строительством паутины и питанием паука.
Экскурсии:
Природа вокруг меня;
Осень в зоопарке; Зимний парк;
Природное сообщество.

7

Тематическое планирование.
Часть 1.
№

Раздел

Кол-во
часов

1

Мой мир

10

Тема

Кол-во
часов

Использование
ЭОР

Природа — наш дом

1

https://education.yandex.ru/home/

Природа в моей жизни.

1

Учи.ру http://uchi.ru/

Моя роль в жизни природы

1

Что помогает мне познавать
природу

1

https://www.3dgeography.co.
uk/
https://www.3dgeography.co.
uk/

Как изучают природу

1

8

https://www.3dgeography.co.

Форма организации
и виды
деятельности
Коллективная игра
«Предполагаем,
анализируем, делаем
выводы».
Просмотр учебного
фильма
Рисунки детей по
теме занятия
Предложить детям
посмотреть вокруг,
прислушаться,
потрогать, понюхать,
присмотреться к
насекомым;
прислушаться к
звукам: щебету птиц,
гулу машин
недалеко от школы,
т.е. почувствовать
красоту природы,
говоря о своих
ощущениях
Экскурсия в природу

2

Осень

14

Какое оборудование помогает
проводить наблюдение и опыт

1

uk/
https://childdevelop.ru/

Экскурсия. Природа вокруг
меня
Природа в творчестве

1

https://childdevelop.ru/

Экскурсия в природу

1

Учи.ру http://uchi.ru/

Играем и повторяем

1

Времена года

1

https://chevostik.ru/?popup=firstEn
ter
https://chevostik.ru/?popup=firstEn
ter

Рисунки детей по
теме занятия
Круглый стол

Осень пришла
Растения осенью
Осенние листья

1
1
1

Деревья осенью

1

Учи.ру http://uchi.ru/
https://chevostik.ru/?popup=firstEn
ter
Учи.ру http://uchi.ru/

Просмотр учебного
фильма

Игры на свежем
воздухе. Научить
детей играть в
различные игры, не
причиняя природе
вреда.
Экскурсия в природу
Экскурсия в природу
Экскурсия в
природу.
Собираем гербарий

Грибы

1

Учи.ру http://uchi.ru/

Животные готовятся к зиме

1

https://vsekakuzverei.com/

Насекомые осенью

1

9

https://vsekakuzverei.com/

Просмотр учебного
фильма
Просмотр учебного
фильма
Рисунки детей по

Мои друзья птицы осенью

1

https://vsekakuzverei.com/

Мои друзья звери осенью

1

https://vsekakuzverei.com/

Экскурсия

1

Учи.ру http://uchi.ru/

Осень в зоопарке
Осень в моей жизни

1
https://education.yandex.ru/home/

3

Зима

10

Играем и повторяем

1

кhttps://education.yandex.ru/home/

Зима настала

1

Учи.ру http://uchi.ru/

Снежинки и снег

1

https://chevostik.ru/?popup=firstEn
ter

Лед в природе

1

https://education.yandex.ru/home/

Растения зимой

1

Учи.ру http://uchi.ru/

10

теме занятия
Опытноисследовательская
работа
Опытноисследовательская
работа
Экскурсия в зопарк
Мадагаскар
Просмотр учебного
фильма
Игры на свежем
воздухе. Научить
детей играть в
различные игры, не
причиняя природе
вреда
Просмотр учебного
фильма
Учимся рисовать
снежинки,
оформление
выставки
Просмотр учебного
фильма
Дети учатся
составлять свои
загадки

Экскурсия. Зимний парк
Животный мир

2
1

https://education.yandex.ru/home/
https://vsekakuzverei.com/

Экскурсия
Просмотр учебного
фильма

Я готовлюсь к

1

Учи.ру http://uchi.ru/

Новому году
Ответы на кроссворды и
занимательные задания

Рисунки детей по
теме занятия

2

Учи.ру http://uchi.ru/

Дети учатся
составлять свои
загадки

Тематическое планирование.
Часть 2.
№

1

Раздел

Зима

Кол-во
часов
6

Тема

Кол-во
часов

Использование
ЭОР

Мои друзья птицы зимой

1

Изготовление кормушки. Запас
корма.

Мои друзья звери зимой

1

https://vsekakuzverei.com/

11

Форма организации
и виды деятельности
Ведут наблюдения за
объектами природы
и фиксируют свои
наблюдения в
календаре природы
Ведут наблюдения за

2

Весна

15

Экскурсия Зима в зоопарке

1

Учи.ру http://uchi.ru/

Зима в моей жизни

1

https://education.yandex.ru/home/

Играем и повторяем

2

Учи.ру http://uchi.ru/

Весна идѐт

1

https://education.yandex.ru/home/

Растения весной

1

Деревья весной

1

https://education.yandex.ru/home/

Первоцветы и другие
травянистые растения весной
Как из семени вырастить
растение
Я ухаживаю за растениями

1

Учи.ру http://uchi.ru/

1

https://education.yandex.ru/home/

2

Учи.ру http://uchi.ru/

Мои друзья звери веной

1

https://vsekakuzverei.com/

Насекомые весной

1

йhttps://vsekakuzverei.com/

12

объектами природы
и фиксируют свои
наблюдения в
календаре природы
Экскурси в зоопарк
Мадагаскар
Рисунки детей по
теме занятия
Игры на свежем
воздухе.
Просмотр
презентаци
Работа на школьной
клумбе
Просмотр
презентации
Экскурсия в
городскую рощу
Работа на школьной
клумбе
Работа на школьной
клумбе
Ведут наблюдения за
объектами природы
и фиксируют свои
наблюдения в
календаре природы
Ведут наблюдения за
объектами природы

3

Лето

13

Я встречаю стаи птиц

1

йhttps://vsekakuzverei.com/

Обитатели водоемаземноводные и рыбы весной

1

йhttps://vsekakuzverei.com/

Обитатели водоемапозвоночные животные

1

https://vsekakuzverei.com/

Весна в моей жизни. Экскурсия
Играем и повторяем
На пороге лето

1
2
1

https://education.yandex.ru/home/
https://education.yandex.ru/home/
Учи.ру http://uchi.ru/

Растения летом

2

https://education.yandex.ru/home/

Я изучаю жизнь растений

2

Учи.ру http://uchi.ru/

13

и фиксируют свои
наблюдения в
календаре природы
Рисунки детей по
теме занятия
Знакомство детей с
понятием «вода»,
показать роль воды в
природе,
необходимость
бережного
отношения к ней.
Знакомство детей с
понятием «вода»,
показать роль воды в
природе,
необходимость
бережного
отношения к ней.
Экскурсия в природу
Круглый стол
Рисунки детей по
теме занятия
Опытноисследовательская
работа: потребность
комнатных растений
в воде, свете, тепле.
Ведут наблюдения за
объектами природы

Я наблюдаю за птицами летом

2

https://education.yandex.ru/home/

Животные летом

1

https://education.yandex.ru/home/

Природное сообщество.
Экскурсия
Лето в моей жизни

2

Учи.ру http://uchi.ru/

1

https://education.yandex.ru/home/

Играем и повторяем

2

Учи.ру http://uchi.ru/

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей _____МАОУ СОШ №24
от ___________ 20__ года № ___
___________ _________
подпись руководителя МО Ф.И.О.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
_______________ ______
подпись Ф.И.О.
______________ 20__ года

14

и фиксируют свои
наблюдения в
календаре
Просмотр учебного
фильма
Ведут наблюдения за
объектами природы
и фиксируют свои
наблюдения в
календаре природы
Экскурсия в природу
Рисунки детей по
теме занятия
Круглый стол

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».