Муниципальное образование город Армавир Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 27.08.2021 года протокол № 1 Председатель _______ Булатова Н.В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности « Что мы знаем про то,что нас окружает » Направление внеурочной деятельности - экологическое Количество часов – 68 ч Периодичность проведения - еженедельные Возраст обучающихся, на которых ориентирована программа -7-10 лет Учитель Мисюрина Лариса Михайловна Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие; Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметные универсальные учебные действия Регулятивные УУД : совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД : ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста; преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы; Коммуникативные УУД : доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еѐ обосновать, приводя аргументы; 2 слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план; договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Предметные универсальные учебные действия оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно; доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам; объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество; замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребѐнка; предлагать пути исправления нарушений. Результаты освоения программы внеурочной деятельности «Что мы знаем про то, что нас окружает» Учащиеся: получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико—ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности; приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социальногуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст ключ к осмыслению личного опыта, позволит сделать явления окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своѐ место в ближайшем окружении; получат возможность осознать своѐ место в мире на основе единства национально - научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом, природой, что станет основой 3 уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научаться видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТсредствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете; научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений; примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Учащиеся научатся: осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за еѐ сохранение, соблюдать правила экологически грамотного поведения в школе, в быту и природной среде; узнавать и описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; проводить наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; 4 обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Учащиеся научатся: использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены, выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации. Содержание курса внеурочной деятельности «Что мы знаем про то, что нас окружает» Раздел 1. Мой мир - 10 часов Природа - наш дом. Значение природы в жизни человека. Отношение человека к природе. Роль природы в жизни человека. Природа как источник всего необходимого для жизни человека: воздуха, воды, пищи. Моя роль в жизни природы. Сохранение природы. Деятельность человека по сохранению природы. Что помогает мне познавать природу. Роль органов чувств в познании природы. Как изучают природу. Наблюдение. Эксперимент (опыт). Измерения при проведении опыта. Измерительные приборы (часы, секундомер, линейка, термометр). Природа вокруг меня. Многообразие в природе. Природа в творчестве. Роль человека в жизни природы. Раздел 2. Осень - 14 часов Времена года. Смена времѐн года. Влияние времени года на жизнь человека. Признаки осени. Изменения растений осенью. Многообразие окраски осенних листьев. Деревья осенью. Взаимосвязь растительного и животного мира. Роль грибов в природе. Подготовка животных к зиме: жилище, корм, защитная окраска. Насекомые осенью. Наблюдение за муравейником. Поведение птиц осенью. Изменения окраски и поведения животных осенью. Осень в зоопарке. 5 Деятельность человека осенью. Охрана природы. Раздел 3. Зима – 10 часов Признаки зимы. Наблюдение за снежинками. Почему почва не промерзает под снегом. Снег и лѐд. Исследование образования льда и его свойств. Растения зимой. Зимний парк. Изучение следов животных. Животные зимой. Трудности жизни животных зимой. Подкормка животных зимой. Изготовление новогодних игрушек из природных материалов. Часть 2. Раздел 1. Зима - 6 часов Птицы зимой. Подкормка птиц. Изготовление кормушки. Запас корма. Забота о зверях и рыбах зимой. Поведение животных в зоопарке в зимнее время. Деятельность человека зимой. Раздел 2. Весна - 15 часов Признаки весны. Природные явления весной. Фенологические наблюдения. Растения весной. Цветение растений. Опыление растений. Деревья весной Сокодвижение у деревьев. Цветение деревьев. Первоцветы. Сохранение природы (опасность поджога сухой травы). Выращивание рассады. Уход за растениями. Наблюдение за появлением корней черенков традесканции. Звери весной. Поведение животных весной. Появление потомства. Насекомые весной. Появление и превращения насекомых. Какую пользу и вред приносят насекомые природе. Прилѐт птиц. Пение птиц. Поведение птиц весной. Строительство гнѐзд. Поведение рыб и земноводных. Наблюдения за развитием насекомых. Краски, звуки и запахи весны. Деятельность человека в природе. Садовые работы. Уход за животными. Раздел 3. Лето - 13 часов Наступление лета по фенологическому и астрономическому календарю. Периоды лета. Развитие растений летом. Насекомоопыляемые растения. Роль плодов и семян в жизни растения. Ядовитые дикорастущие растения. Наблюдения за растениями. Определение возраста сосны. Цветочный календарь. Правила сбора, этикетирования и оформления гербария и других биологических коллекций. Оборудование и его назначение. Разнообразие птичьих гнѐзд. Забота о потомстве у птиц. Связь строения ноги и клюва птицы с еѐ образом жизни. Развитие земноводных и насекомых. Особенности сезонного питания животных. Приспособление к среде обитания. Животные и растения, живущие в сходных условиях обитания. Предмет изучения экологии. Взаимосвязи в природе. Влияние окружающей среды на живые организмы. Забота об урожае. Учимся безопасности при нахождении в лесу. Дары природы. Практикумы: Рисование соками овощей и фруктов; Условия прорастания луковиц лука; 6 Скорость прорастания луковиц лука; Получение отпечатков коры деревьев; Получение отпечатков листьев; Игра «Береги природу»; Как правильно засушить растения; Наблюдение за жизнью муравейника; Новогодние украшения из тростника; Почему почва не промерзает под снегом; Изготовление новогодних украшений (снежинки); Исследование образования льда и его свойств; Изготовление новогодних игрушек из природных материалов.; Фенологические наблюдения; Рисование соками растений; Наблюдение за прорастанием семян фасоли; Наблюдение за появлением корней черенков традесканции; Наблюдение за прилѐтом и пением птиц; Наблюдение за развитием головастиков; Наблюдение за развитием личинки комара; Определение возраста у двустворчатого моллюска; Наблюдение за температурой воздуха в летние месяцы; Наблюдение за цветением растений летом; Определение возраста сосны; Наблюдение за суточным ритмом одуванчика (раскрытием и закрытием соцветия); Исследование состава газонной растительности; Наблюдение за строительством паутины и питанием паука. Экскурсии: Природа вокруг меня; Осень в зоопарке; Зимний парк; Природное сообщество. 7 Тематическое планирование. Часть 1. № Раздел Кол-во часов 1 Мой мир 10 Тема Кол-во часов Использование ЭОР Природа — наш дом 1 https://education.yandex.ru/home/ Природа в моей жизни. 1 Учи.ру http://uchi.ru/ Моя роль в жизни природы 1 Что помогает мне познавать природу 1 https://www.3dgeography.co. uk/ https://www.3dgeography.co. uk/ Как изучают природу 1 8 https://www.3dgeography.co. Форма организации и виды деятельности Коллективная игра «Предполагаем, анализируем, делаем выводы». Просмотр учебного фильма Рисунки детей по теме занятия Предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин недалеко от школы, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях Экскурсия в природу 2 Осень 14 Какое оборудование помогает проводить наблюдение и опыт 1 uk/ https://childdevelop.ru/ Экскурсия. Природа вокруг меня Природа в творчестве 1 https://childdevelop.ru/ Экскурсия в природу 1 Учи.ру http://uchi.ru/ Играем и повторяем 1 Времена года 1 https://chevostik.ru/?popup=firstEn ter https://chevostik.ru/?popup=firstEn ter Рисунки детей по теме занятия Круглый стол Осень пришла Растения осенью Осенние листья 1 1 1 Деревья осенью 1 Учи.ру http://uchi.ru/ https://chevostik.ru/?popup=firstEn ter Учи.ру http://uchi.ru/ Просмотр учебного фильма Игры на свежем воздухе. Научить детей играть в различные игры, не причиняя природе вреда. Экскурсия в природу Экскурсия в природу Экскурсия в природу. Собираем гербарий Грибы 1 Учи.ру http://uchi.ru/ Животные готовятся к зиме 1 https://vsekakuzverei.com/ Насекомые осенью 1 9 https://vsekakuzverei.com/ Просмотр учебного фильма Просмотр учебного фильма Рисунки детей по Мои друзья птицы осенью 1 https://vsekakuzverei.com/ Мои друзья звери осенью 1 https://vsekakuzverei.com/ Экскурсия 1 Учи.ру http://uchi.ru/ Осень в зоопарке Осень в моей жизни 1 https://education.yandex.ru/home/ 3 Зима 10 Играем и повторяем 1 кhttps://education.yandex.ru/home/ Зима настала 1 Учи.ру http://uchi.ru/ Снежинки и снег 1 https://chevostik.ru/?popup=firstEn ter Лед в природе 1 https://education.yandex.ru/home/ Растения зимой 1 Учи.ру http://uchi.ru/ 10 теме занятия Опытноисследовательская работа Опытноисследовательская работа Экскурсия в зопарк Мадагаскар Просмотр учебного фильма Игры на свежем воздухе. Научить детей играть в различные игры, не причиняя природе вреда Просмотр учебного фильма Учимся рисовать снежинки, оформление выставки Просмотр учебного фильма Дети учатся составлять свои загадки Экскурсия. Зимний парк Животный мир 2 1 https://education.yandex.ru/home/ https://vsekakuzverei.com/ Экскурсия Просмотр учебного фильма Я готовлюсь к 1 Учи.ру http://uchi.ru/ Новому году Ответы на кроссворды и занимательные задания Рисунки детей по теме занятия 2 Учи.ру http://uchi.ru/ Дети учатся составлять свои загадки Тематическое планирование. Часть 2. № 1 Раздел Зима Кол-во часов 6 Тема Кол-во часов Использование ЭОР Мои друзья птицы зимой 1 Изготовление кормушки. Запас корма. Мои друзья звери зимой 1 https://vsekakuzverei.com/ 11 Форма организации и виды деятельности Ведут наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы Ведут наблюдения за 2 Весна 15 Экскурсия Зима в зоопарке 1 Учи.ру http://uchi.ru/ Зима в моей жизни 1 https://education.yandex.ru/home/ Играем и повторяем 2 Учи.ру http://uchi.ru/ Весна идѐт 1 https://education.yandex.ru/home/ Растения весной 1 Деревья весной 1 https://education.yandex.ru/home/ Первоцветы и другие травянистые растения весной Как из семени вырастить растение Я ухаживаю за растениями 1 Учи.ру http://uchi.ru/ 1 https://education.yandex.ru/home/ 2 Учи.ру http://uchi.ru/ Мои друзья звери веной 1 https://vsekakuzverei.com/ Насекомые весной 1 йhttps://vsekakuzverei.com/ 12 объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы Экскурси в зоопарк Мадагаскар Рисунки детей по теме занятия Игры на свежем воздухе. Просмотр презентаци Работа на школьной клумбе Просмотр презентации Экскурсия в городскую рощу Работа на школьной клумбе Работа на школьной клумбе Ведут наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы Ведут наблюдения за объектами природы 3 Лето 13 Я встречаю стаи птиц 1 йhttps://vsekakuzverei.com/ Обитатели водоемаземноводные и рыбы весной 1 йhttps://vsekakuzverei.com/ Обитатели водоемапозвоночные животные 1 https://vsekakuzverei.com/ Весна в моей жизни. Экскурсия Играем и повторяем На пороге лето 1 2 1 https://education.yandex.ru/home/ https://education.yandex.ru/home/ Учи.ру http://uchi.ru/ Растения летом 2 https://education.yandex.ru/home/ Я изучаю жизнь растений 2 Учи.ру http://uchi.ru/ 13 и фиксируют свои наблюдения в календаре природы Рисунки детей по теме занятия Знакомство детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней. Знакомство детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней. Экскурсия в природу Круглый стол Рисунки детей по теме занятия Опытноисследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле. Ведут наблюдения за объектами природы Я наблюдаю за птицами летом 2 https://education.yandex.ru/home/ Животные летом 1 https://education.yandex.ru/home/ Природное сообщество. Экскурсия Лето в моей жизни 2 Учи.ру http://uchi.ru/ 1 https://education.yandex.ru/home/ Играем и повторяем 2 Учи.ру http://uchi.ru/ СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей _____МАОУ СОШ №24 от ___________ 20__ года № ___ ___________ _________ подпись руководителя МО Ф.И.О. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР _______________ ______ подпись Ф.И.О. ______________ 20__ года 14 и фиксируют свои наблюдения в календаре Просмотр учебного фильма Ведут наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы Экскурсия в природу Рисунки детей по теме занятия Круглый стол 15