Муниципальное образование город Армавир Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 24 УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 27.08. 2021 года протокол № 1 Председатель _______ Булатова Н.В. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности « Экология – дело каждого!» Направление внеурочной деятельности - экологическое Количество часов – 68 ч Периодичность проведения - еженедельные Возраст обучающихся, на которых ориентирована программа -9-10 лет Учитель Вапрова Наталья Валерьевна Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности: Личностные результаты: понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде; ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе; принятие обучающимися правил здорового образа жизни; развитие морально-этического сознания. Метапредметные результаты: понимать своѐ продвижение в овладении содержанием курса; замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы. овладение начальными формами исследовательской деятельности; понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий, сравнивать объекты, выделяя сходство и различия; устанавливать правильную последовательность событий; группировать различные предметы по заданному признаку. участвовать в диалоге при выполнении заданий; осуществлять взаимопроверку при работе в парах; формирование коммуникативных навыков. Предметные результаты: различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы; называть характерные признаки времен года; различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных; называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); ухаживать и размножать комнатные растения; интерес к познанию мира природы; потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; осознание места и роли человека в биосфере; преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. Содержание курса внеурочной деятельности: 1. Что такое экология? Экология. Окружающая среда. Экосистема. 2. Круговороты в природе. Нарушение круговоротов в природе. 3. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа? Виды и пути решения экологических катастроф. 4. Экологический практикум №1 Выпуск экологической газеты. Участие в эко-проектах России. 5. Красная книга Краснодарского края. проектная работа по изготовлению Красной книги. 2 6. Разделение отходов. Как правильно и зачем разделять отходы? Разделение отходов в других странах. Переработка мусора. 7. Водные ресурсы Земли. Водоемы нашего края. Значение водоемов и их охрана. 8. Воздух. Чистый воздух. Загрязнение воздуха. Как очистить воздух? Как деревья и другие растения помогают очищать воздух? 9. Электричество. Откуда берется электричество в жилище человека? Польза и вред. Участие в эко-акции «Час Земли». 10. Экономика и экология. Влияние экономики на экологию – главные аспекты. 11. Экологический практикум №2 Сочинение на экологические темы. Решение экологических задач и вопросов в процессе игры. 3 Тематическое планирование: № Раздел Кол-во часов Тема Кол-во часов 1 Что такое экология? 4 Что такое экология? Экология. Окружающая среда. Экосистема. 2 2 Эл. доска, презентация, тематические карточки 2 Круговороты в природе 4 Круговороты в природе. Нарушение круговоротов в природе. 2 2 Эл. доска, презентация, тематические карточки 3 Глобальные проблемы экологии 10 Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа? Примеры экологических катастроф. Пути решения экологических проблем. Экологическая конференция: «Берегите землю!» 2 2 Эл. доска, презентация, тематические карточки 4 2 2 Использование ЭОР Форма организации и виды деятельности Исследовательские, практические, объяснительноиллюстративные, репродуктивные методы, связанные с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций. Рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций. Обсуждение, выводы, умозаключения. 4 Экологический практикум №1 8 5 Красная книга Краснодарского края 2 6 Разделение отходов 8 7 Водные ресурсы Земли 6 Просмотр видеоролика на экологическую тематику. Выводы. Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города. Мы рисуем чистую планету! Выпуск экологической газеты. Урок-проект. Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны. Что такое Красная книга? Изготовление тематического лэпбука. 2 Понятие о разделении отходов: зачем нам это нужно? Знакомство с разделением отходов в европейских странах. Практическое занятие. Просмотр видеоролика. Сбор использованных батареек и сдача в пункт приема. Значение пресной воды. Водоемы России. Водные ресурсы родного края. 2 5 2 2 2 Эл. доска, презентация, тематические карточки. Набор для творчества: цв. бумага, клей, ножницы и прочее Командная и индивидуальная работа по теме проекта. Обсуждение, выводы, умозаключения. 2 2 2 Эл. доска, презентация, тематические карточки. Набор для творчества: цв. бумага, клей, ножницы и прочее Эл. доска, презентация, тематические карточки, эко-урна для разделения отходов Проектная деятельность. Эл. доска, презентация, тематические карточки Рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций. 2 Рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций. 2 2 2 2 8 Воздух 6 Воздух в моѐм крае. Воздух и здоровье человека. Солнце, воздух и вода - друзья человека? 2 2 2 Эл. доска, презентация, тематические карточки Рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций. 9 Электричество 6 Откуда берѐтся электричество? Электрический свет, тепло и вода в моѐм доме. Участие в эко-акции «Час Земли» 2 2 Эл. доска, презентация, тематические карточки Рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций. 2 10 Экономика и экология 6 Влияние экономики на экологию. Экология жилища человека Неэффективное расходование природных ресурсов. 2 2 2 Эл. доска, презентация, тематические карточки Рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций. 11 Экологический практикум №2 Итоговый модуль 8 Сочинение-рассуждение на экологическую тематику «Экологический калейдоскоп» урок-игра. Решение задач экологического характера. Экологические ситуации. Международные организации по охране окружающей среды. Подведение итогов научной, проектной, исследовательской деятельности. 2 Эл. доска, презентация, тематические карточки. Командная и индивидуальная работа по теме проекта. Обсуждение, выводы, умозаключения. 6 2 2 2 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей _____МАОУ СОШ №24 от ___________ 20__ года № ___ ___________ _________ подпись руководителя МО Ф.И.О. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР _______________ ______ подпись Ф.И.О. ______________ 20__ года 7