Рабочая программа Курс практической математики ( приложение №34 к ООП ООО)

Муниципальное образование город Армавир
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 24
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 27.08.2021 года протокол № 1
Председатель _______ Булатова Н.В.
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Курс практической математики»
Направление внеурочной деятельности общеинтеллектуальное
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)

Количество часов 68 (2 года)
Периодичность проведения еженедельные
(регулярные(еженедельные)/интенсив)

Возраст обучающихся, на которых ориентирована программа 14-15 лет
Учитель Фоменко Елена Юрьевна

1

Планируемые результаты освоения элективного курса.
Программа внеурочной деятельности по математике направлена на
достижение следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения (сформулированы на основе ФГОС с использованием
списка общеучебных умений и способов действий, изложенных в ГОС-2004):
1.

Личностными результатами изучения данного курса являются:
1) патриотическое воспитание - проявление интереса к истории и
современному состоянию российской математической науки;
ценностное отношение к достижениям российских учѐныхматематиков (Основные направления воспитательной деятельности
№ 2);
2) эстетическое воспитание - восприятие эстетических качеств
геометрии, еѐ гармоничного построения, строгости, точности,
лаконичности (Основные направления воспитательной деятельности
№ 4);
3) ценности научного познания - формирование и развитие
познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний
по геометрии необходимых для объяснения наблюдаемых процессов
и явлений (Основные направления воспитательной деятельности №
5);
4) экологическое воспитание - ориентация на применение
геометрических знаний для решения задач в области окружающей
среды, повышение уровня экологической культуры (Основные
направления воспитательной деятельности № 8);
5) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию, выбору дальнейшего образования
на базе
ориентировки
в
мире
профессий
и
профессиональных
предпочтений;
6) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в
различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
7) развитие логического мышления, пространственного воображения,
критичности мышления на уровне, необходимом для будущей
профессиональной деятельности, а также для последующего
обучения в высшей школе;
8) сформированность коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми и младшими в
образовательной,
общественно
–
полезной,
учебно
–
исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметных: освоение способов деятельности
2

познавательные:
1) овладение навыками познавательной, учебно – исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
2) самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для
решения задач творческого и поискового характера;
3) творческое решение учебных и практических задач: умение
мотивированно отказаться от образца, искать оригинальное решение.
Коммуникативные:
1) умение развѐрнуто обосновывать суждения, давать определения,
приводить доказательства;
2) адекватное восприятие языка средств массовой информации;
3) владение основными видами публичных выступлений (высказывание,
монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам
ведения диалога (диспута);
4) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять
роли и функции участников, общие способы работы;
5) использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий
для обработки, передачи, систематизации информации, создание базы
данных, презентации результатов познавательной и практической
деятельности.
Регулятивные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения
целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
2) понимание ценности образования как средства развития культуры
личности;
3) объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт
своей личности;
4) умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами
своей деятельности;
5) конструктивное восприятие иных мнений и идей, учѐт индивидуальности
партнѐров по деятельности;
6) умение ориентироваться в социально-политических и экономических
событиях, оценивать их последствия;
7) осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или
будущей профессиональной деятельности.
Предметных.
3

Базовый уровень:
1) развитие представлений о математике как о методе познания
действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и
явления;
2) развитие умений работать с учебным математическим текстом
(анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно
выражать свои мысли с применением математической терминологии и
символики, проводить классификации, логические обоснования,
доказательства математических утверждений;
3) решение сюжетных задач разных типов на все арифметические
действия; применение способа поиска решения задачи, в котором
рассуждение строится от условия к требованию или от требования к
условию; составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения,
интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование
полученного решения задачи; решение логических задач;
4) развитие представлений о числе и числовых системах от
натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных,
письменных, инструментальных вычислений;
5) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения
тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем
уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные
ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с
использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;
6) владение основными понятиями о плоских и пространственных
геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения
распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические
фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для
решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
7) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы
для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с
использованием при необходимости справочных материалов, компьютера,
пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
Углубленный уровень:
1) сформированность понятийного аппарата по основным курсам
математики; знание основных теорем, формул и умения их применять;
умения находить нестандартные способы решения задач;
2) сформированность
умений
моделировать
реальные
ситуации,
исследовать построенные модели, интерпретировать полученный
результат;
3) освоение математики на профильном уровне, необходимом для
применения математики в профессиональной деятельности и на
творческом уровне.
4

2. Содержание курса

I раздел. История математики.
Математика ХХ века: основные достижения.
Осознание роли
математики в развитии России и мира.
Основные виды деятельности учащихся
(познавательная,
информационно-коммуникативная, рефлексивная).
Поиск нужной информации в источниках различного типа.
Воспитание средствами математики культуры личности, понимания
значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к
математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с
историей развития математики, эволюцией математических идей.
Сформированность ответственного отношения к учению, готовность и
способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с
учѐтом устойчивых познавательных интересов.
Формы организации внеурочной деятельности: исследовательская и
проектная деятельности.
II раздел. Текстовые задачи. Олимпиадные задачи.
Логические задачи (по типу заданий открытого банка ЕГЭ базового
уровня). Задачи занимательной арифметики, задачи на последовательности,
переливания, взвешивания, движения, работу и другие. Софизмы, ребусы,
шифры, головоломки. Задачи практического содержания: физического,
экономического, химического, исторического профилей (по типу заданий
КИМ ЕГЭ профильного уровня).
Основные виды деятельности учащихся
(познавательная,
информационно-коммуникативная, рефлексивная).
Поиск нужной информации (формулы) в источниках различного типа.
Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения
учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐ
решения.
Умение производить аргументированные рассуждения, проводить
обобщение. Умение воспринимать устную речь, участие в диалоге.
Выполнение работы по предъявленному алгоритму.
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм
для решения учебных математических проблем.
Творческое решение учебных и практических задач: умение
мотивированно отказаться от образца, искать оригинальное решение.
Воспитание средствами математики культуры личности, развитие
логического мышления.
5

Применение
полученных
знаний и умений в практической
деятельности: умение решать текстовые задачи.
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и
групповые занятия, консультации; практикумы решения задач; подготовка к
олимпиадам, конкурсам, викторинам, урок-презентация, урок –
исследования.
III раздел. Уравнения и неравенства.
Рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические,
тригонометрические уравнения (по типу заданий открытого банка ЕГЭ по
математике
базового
уровня). Рациональные, иррациональные,
показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения
и
неравенства (по типу заданий КИМ ЕГЭ по математике профильного
уровня). Схема Горнера. Уравнения и неравенства со знаком модуля
(тригонометрические, иррациональные, показательные, логарифмические).
Уравнения
с
параметром
(тригонометрические,
иррациональные,
показательные, логарифмические - по типу заданий КИМ ЕГЭ по
математике профильного уровня).
Основные виды деятельности учащихся
(познавательная,
информационно-коммуникативная, рефлексивная).
Умение классифицировать уравнения и неравенства по типам и
распознавать различные методы решения уравнений и неравенств. Умение
приводить примеры, подобрать аргументы, сформулировать выводы. Умение
объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных
конкретных примерах. Самостоятельное составление алгоритмических
предписаний и инструкций по теме.
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и
неравенств.
Изображение на координатной плоскости множества решений
уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
Построение и исследование математических моделей для описания и
решения задач из смежных дисциплин. Поиск нужной информации по
заданной теме в источниках различного типа. Составление обобщающих
информационных
конспектов.
Развитие
умения
производить
аргументированные рассуждения, проводить обобщение. Работа с
литературой (учебной и справочной). Выполнение работы по
предъявленному алгоритму.
Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность
выполнения учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные
возможности еѐ решения.
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм
для решения учебных математических проблем.
Сформированность коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной,
6

общественно – полезной, учебно - исследовательской, творческой и других
видах деятельности.
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и
групповые занятия, консультации; практикумы
решения задач; урокпрезентация, урок – исследования.
IV раздел. Планиметрия. Стереометрия. Решение задач по типу
заданий КИМ ЕГЭ по математике (базовый и профильный уровни).
Плоские геометрические фигуры, их основные свойства. Прямые и
плоскости в пространстве. Многогранники. Тела и поверхности вращения.
Основные виды деятельности учащихся
(познавательная,
информационно-коммуникативная, рефлексивная).
Развитие систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах,
представлений о простейших пространственных телах (призма,
параллелепипед, куб, пирамида); развитие умений моделирования реальных
ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с
использованием геометрических понятий и теорем.
Применение полученных знаний и умений при решении задач; умение
решать задачи на доказательство, построение и вычисление.
Овладение геометрическим языком; развитие умения использовать его
для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных
представлений, изобразительных умений, навыков геометрических
построений.
Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при
решении геометрических задач. Развитие логического мышления,
пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности
мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной
деятельности, а также последующего обучения в высшей школе.
Применение полученных знаний и умений в практической
деятельности и в повседневной жизни.
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и
групповые занятия, консультации; практикумы решения задач; урокпрезентация, урок – исследования.
V раздел. Логика
Логика как наука. Понятие об алгебре высказываний. Логические операции.
Логические переменные и логические функции. Сложное высказывание.
Законы логики. Упрощение сложных высказываний.
Основные виды деятельности учащихся
(познавательная,
информационно-коммуникативная, рефлексивная).
При решении логических задач учащиеся достаточно легко привыкают к
требованию формализации условий задачи и построению модели задачи;
Знание логических операций и умение строить сложные логические
выражения помогают учащимся быстрее изучить условные выражения и
7

условные операторы языка программирования и меньше ошибаться при их
использовании.
Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и
групповые занятия, консультации; практикумы решения задач; урокпрезентация, урок – исследования.
Способы проверки результатов:
участие в олимпиадах разных
уровней, участие в предметной неделе, участие в ежегодной школьной
научно-практической
конференции
«Познание»,
результаты
ЕГЭ,
поступление учащихся в высшие учебные заведения.
Но важнее всего — первоначальная рефлексия: каждый участник
может сам себя оценить или это может быть коллективная оценка после
каждого занятия.
III. Тематическое планирование.
Раздел

Кол-во
часов

ЭОР

Виды и
формы
деятельнос
ти

1

История математики. ХХ века.

4 ч.

http://schoolcollection.ed
u.ru/

2

Текстовые задачи.
Олимпиадные задачи.

Познаватель
ная
деятельность
Кружок
Познаватель
ная
деятельность
Кружок
Познаватель
ная
деятельность
Кружок
Познаватель
ная
деятельность
Кружок
Познаватель
ная
деятельность
Кружок
Познаватель
ная
деятельность
Кружок
Познаватель
ная
деятельность
Кружок
Познаватель

№п/п

16 ч.

https://inter
neturok.ru/

3

Уравнения. Неравенства.

10 ч

https://intern
eturok.ru/

4

Планиметрия.

4ч

http://schoolcollection.ed
u.ru/

Итого:

34ч

https://intern
eturok.ru/

11 класс

1

2

https://inter
neturok.ru/

Уравнения. Неравенства.

6ч

https://inter
neturok.ru/

Планиметрия. Стереометрия.

13 ч.

https://inter

8

neturok.ru/

3

Логика

9ч.

https://intern
eturok.ru/

4

Подготовка к ЕГЭ

6ч

https://intern
eturok.ru/

Итого:

34ч

https://intern
eturok.ru/

ная
деятельность
Кружок
Познаватель
ная
деятельность
Кружок
Познаватель
ная
деятельность
Кружок
Познаватель
ная
деятельность
Кружок

Для обеспечения плодотворного учебного процесса используются так
же следующие ЭОРы
Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/;
http://www.ed.gov.ru/; http://www.edu.ru/.
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil
Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое:
http://teacher.fio.ru,
http://www.zavuch.info/,
http://festival.1september.ru,
, http://www.prosv.ru.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».