Аннотация к учебному предмету Физика

АННОТАЦИЯ
к рабочей программе 10-11 классов (ФГОС СОО)

Программа по физике базового уровня на уровне среднего общего
образования разработана на основе положений и требований к результатам
освоения основной образовательной программы, представленных в ФГОС
СОО, а также с учѐтом федеральной рабочей программы воспитания и
концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных
организациях
Российской
Федерации,
реализующих
основные
образовательные программы.
Содержание программы по физике направлено на формирование
естественно-научной картины мира обучающихся 10–11 классов при обучении
их физике на базовом уровне на основе системно-деятельностного подхода.
Программа по физике соответствует требованиям ФГОС СОО к планируемым
личностным, предметным и метапредметным результатам обучения, а также
учитывает необходимость реализации межпредметных связей физики с
естественно-научными учебными предметами. В ней определяются основные
цели изучения физики на уровне среднего общего образования, планируемые
результаты освоения курса физики: личностные, метапредметные, предметные
(на базовом уровне).
Программа по физике предоставляет возможность для реализации
различных методических подходов к организации обучения физике при
условии сохранения обязательной части содержания курса.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в
качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему
знаний об окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий
для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы
лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией,
физической географией и астрономией. Использование и активное применение
физических знаний определяет характер и развитие разнообразных технологий
в сфере энергетики, транспорта, освоения космоса, получения новых
материалов с заданными свойствами и других. Изучение физики вносит
основной вклад в формирование естественно-научной картины мира
обучающихся, в формирование умений применять научный метод познания
при выполнении ими учебных исследований.
В основу курса физики для уровня среднего общего образования
положен ряд идей, которые можно рассматривать как принципы его
построения.
Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически
завершѐнным, он содержит материал из всех разделов физики, включает как

вопросы классической, так и современной физики.
Идея генерализации. В соответствии с ней материал курса физики
объединѐн вокруг физических теорий. Ведущим в курсе является
формирование представлений о структурных уровнях материи, веществе и
поле.
Идея гуманитаризации. Реализация идеи предполагает использование
гуманитарного потенциала физической науки, осмысление связи развития
физики с развитием общества, а также с мировоззренческими, нравственными
и экологическими проблемами.
Идея прикладной направленности. Курс физики предполагает знакомство
с широким кругом технических и технологических приложений изученных
теорий и законов.
Идея экологизации реализуется посредством введения элементов
содержания, посвящѐнных экологическим проблемам современности, которые
связаны с развитием техники и технологий, а также обсуждения проблем
рационального природопользования и экологической безопасности.
Стержневыми элементами курса физики на уровне среднего общего
образования являются физические теории (формирование представлений о
структуре построения физической теории, роли фундаментальных законов и
принципов в современных представлениях о природе, границах применимости
теорий, для описания естественно-научных явлений и процессов).
Системно-деятельностный подход в курсе физики реализуется прежде
всего за счѐт организации экспериментальной деятельности обучающихся. Для
базового уровня курса физики – это использование системы фронтальных
кратковременных экспериментов и лабораторных работ, которые в программе
по физике объединены в общий список ученических практических работ. При
этом обеспечивается овладение обучающимися умениями проводить
косвенные измерения, исследования зависимостей физических величин и
постановку опытов по проверке предложенных гипотез.
Решение расчѐтных и качественных задач с заданной физической
моделью, позволяющее применять изученные законы и закономерности как из
одного раздела курса, так и интегрируя знания из разных разделов. Для
качественных задач приоритетом являются задания на объяснение протекания
физических явлений и процессов в окружающей жизни, требующие выбора
физической модели для ситуации практико-ориентированного характера.
Демонстрационное оборудование формируется в соответствии с
принципом минимальной достаточности и обеспечивает постановку
перечисленных в программе по физике ключевых демонстраций для
исследования изучаемых явлений и процессов, эмпирических и
фундаментальных законов, их технических применений.
Лабораторное оборудование для ученических практических работ
формируется в виде тематических комплектов и обеспечивается в расчѐте

одного комплекта на двух обучающихся. Тематические комплекты
лабораторного оборудования должны быть построены на комплексном
использовании аналоговых и цифровых приборов, а также компьютерных
измерительных систем в виде цифровых лабораторий.
Основными целями изучения физики в общем образовании являются:
Формирование интереса и стремления обучающихся к научному
изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
Развитие представлений о научном методе познания и формирование
исследовательского отношения к окружающим явлениям;
Формирование научного мировоззрения как результата изучения основ
строения материи и фундаментальных законов физики;
Формирование умений объяснять явления с использованием физических
знаний и научных доказательств;
Формирование представлений о роли физики для развития других
естественных наук, техники и технологий.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач в
процессе изучения курса физики на уровне среднего общего образования:
Приобретение системы знаний об общих физических закономерностях,
законах, теориях, включая механику, молекулярную физику, электродинамику,
квантовую физику и элементы астрофизики;
Формирование умений применять теоретические знания для объяснения
физических явлений в природе и для принятия практических решений в
повседневной жизни;
Освоение способов решения различных задач с явно заданной
физической моделью, задач, подразумевающих самостоятельное создание
физической модели, соответствующей условиям задачи;
Понимание физических основ и принципов действия технических
устройств и технологических процессов, их влияния на окружающую среду;
Овладение методами самостоятельного планирования и проведения
физических экспериментов, анализа и интерпретации информации,
определения достоверности полученного результата;
Создание условий для развития умений проектно-исследовательской,
творческой деятельности.
Общее число часов, рекомендованных для изучения физики – 136 часов:
в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часа в
неделю).
Программа по физике (углубленный уровень) на уровне среднего
общего образования разработана на основе положений и требований к
результатам освоения основной образовательной программы, представленных
в ФГОС СОО, а также с учѐтом федеральной рабочей программы воспитания и
Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных

организациях
Российской
Федерации,
реализующих
основные
образовательные программы.
Программа по физике определяет обязательное предметное содержание,
устанавливает рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов
учебного предмета с учѐтом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Программа
по физике даѐт представление о целях, содержании, общей стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Физика»
на углублѐнном уровне.
Изучение курса физики углублѐнного уровня позволяет реализовать
задачи профессиональной ориентации, направлено на создание условий для
проявления своих интеллектуальных и творческих способностей каждым
обучающимся, которые необходимы для продолжения образования в
организациях профессионалнього образования по различным физикотехническим и инженерным специальностям.
В программе по физике определяются планируемые результаты освоения
курса физики на уровне среднего общего образования: личностные,
метапредметные,
предметные
(на
углублѐнном
уровне).
Научнометодологической основой для разработки требований к личностным,
метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших
программу по физике на уровне среднего общего образования на углублѐнном
уровне, является системно-деятельностный подход.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в
качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему
знаний об окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий
для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы
лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией, биологией,
физической географией и астрономией. Использование и активное применение
физических знаний определило характер и бурное развитие разнообразных
технологий в сфере энергетики, транспорта, освоения космоса, получения
новых материалов с заданными свойствами. Изучение физики вносит основной
вклад в формирование естественно-научной картины мира обучающегося, в
формирование умений применять научный метод познания при выполнении
ими учебных исследований.
В основу курса физики на уровне среднего общего образования положен
ряд идей, которые можно рассматривать как принципы его построения.
Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически
завершѐнным, он содержит материал из всех разделов физики, включает как
вопросы классической, так и современной физики.
Идея генерализации. В соответствии с ней материал курса физики
объединѐн вокруг физических теорий. Ведущим в курсе является
формирование представлений о структурных уровнях материи, веществе и

поле.
Идея гуманитаризации. Реализация идеи предполагает использование
гуманитарного потенциала физической науки, осмысление связи развития
физики с развитием общества, а также с мировоззренческими, нравственными
и экологическими проблемами.
Идея прикладной направленности. Курс физики углублѐнного уровня
предполагает знакомство с широким кругом технических и технологических
приложений изученных теорий и законов. При этом рассматриваются на
уровне общих представлений и современные технические устройства, и
технологии.
Идея экологизации реализуется посредством введения элементов
содержания, посвящѐнных экологическим проблемам современности, которые
связаны с развитием техники и технологий, а также обсуждения проблем
рационального природопользования и экологической безопасности.
Освоение содержания программы по физике строится на принципах
системно-деятельностного подхода. Для физики реализация этих принципов
базируется на использовании самостоятельного эксперимента как постоянно
действующего фактора учебного процесса. Для углублѐнного уровня – это
система самостоятельного ученического эксперимента, включающего
фронтальные ученические опыты при изучении нового материала,
лабораторные работы и работы практикума. При этом возможны два способа
реализации физического практикума. В первом случае практикум проводится
либо в конце 10 и 11 классов, либо после первого и второго полугодий в
каждом из этих классов. Второй способ – это интеграция работ практикума в
систему лабораторных работ, которые проводятся в процессе изучения раздела
(темы). При этом под работами практикума понимается самостоятельное
исследование, которое проводится по руководству свѐрнутого, обобщѐнного
вида без пошаговой инструкции.
В программе по физике система ученического эксперимента,
лабораторных работ и практикума представлена единым перечнем. Выбор
тематики для этих видов ученических практических работ осуществляется
участниками образовательного процесса исходя из особенностей поурочного
планирования и оснащения кабинета физики. При этом обеспечивается
овладение обучающимися умениями проводить прямые и косвенные
измерения, исследования зависимостей физических величин и постановку
опытов по проверке предложенных гипотез.
Большое внимание уделяется решению расчѐтных и качественных задач.
При этом для расчѐтных задач приоритетом являются задачи с явно заданной и
неявно заданной физической моделью, позволяющие применять изученные
законы и закономерности как из одного раздела курса, так и интегрируя
применение знаний из разных разделов. Для качественных задач приоритетом
являются задания на объяснение/предсказание протекания физических явлений

и процессов в окружающей жизни, требующие выбора физической модели для
ситуации практико-ориентированного характера.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО к материально-техническому
обеспечению учебного процесса курс физики углублѐнного уровня на уровне
среднего общего образования должен изучаться в условиях предметного
кабинета. В кабинете физики должно быть необходимое лабораторное
оборудование для выполнения указанных в программе по физике ученических
опытов, лабораторных работ и работ практикума, а также демонстрационное
оборудование.
Демонстрационное оборудование формируется в соответствии с
принципом минимальной достаточности и обеспечивает постановку
перечисленных в программе по физике ключевых демонстраций для
исследования изучаемых явлений и процессов, эмпирических и
фундаментальных законов, их технических применений.
Лабораторное оборудование для ученических практических работ
формируется в виде тематических комплектов и обеспечивается в расчѐте
одного комплекта на двух обучающихся. Тематические комплекты
лабораторного оборудования должны быть построены на комплексном
использовании аналоговых и цифровых приборов, а также компьютерных
измерительных систем в виде цифровых лабораторий.
Основными целями изучения физики в общем образовании являются:
формирование интереса и стремления обучающихся к научному
изучению природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
развитие представлений о научном методе познания и формирование
исследовательского отношения к окружающим явлениям;
формирование научного мировоззрения как результата изучения основ
строения материи и фундаментальных законов физики;
формирование умений объяснять явления с использованием физических
знаний и научных доказательств;
формирование представлений о роли физики для развития других
естественных наук, техники и технологий;
развитие
представлений
о
возможных
сферах
будущей
профессиональной деятельности, связанных с физикой, подготовка к
дальнейшему обучению в этом направлении.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач в
процессе изучения курса физики на уровне среднего общего образования:
приобретение системы знаний об общих физических закономерностях,
законах, теориях, включая механику, молекулярную физику, электродинамику,
квантовую физику и элементы астрофизики;
формирование умений применять теоретические знания для объяснения
физических явлений в природе и для принятия практических решений в
повседневной жизни;

освоение способов решения различных задач с явно заданной
физической моделью, задач, подразумевающих самостоятельное создание
физической модели, соответствующей условиям задачи, в том числе задач
инженерного характера;
понимание физических основ и принципов действия технических
устройств и технологических процессов, их влияния на окружающую среду;
овладение методами самостоятельного планирования и проведения
физических экспериментов, анализа и интерпретации информации,
определения достоверности полученного результата;
создание условий для развития умений проектно-исследовательской,
творческой деятельности;
развитие интереса к сферам профессиональной деятельности, связанной
с физикой.
Общее число часов, рекомендованных для изучения физики
(углубленный уровень) – 340 часов: в 10 классе – 170 часов (5 часов в неделю),
в 11 классе – 170 часов (5 часов в неделю).
Рабочая программа включает в себя:
 Пояснительную записку;
 Содержание учебного предмета, курса;
 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
наосвоение каждой темы.
 Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
(личностные,метапредметные, предметные);

Срок реализации программы 2 года.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».