Аннотация к учебному предмету Химия

АННОТАЦИЯ
к рабочей программе 10-11 классов (ФГОС СОО)

Программа по химии (базовый уровень) на уровне среднего общего
образования разработана на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего образования,
представленных в ФГОС СОО, с учѐтом Концепции преподавания учебного
предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные образовательные программы, и основных положений
федеральной рабочей программы воспитания.
Основу подходов к разработке программы по химии, к определению
общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета «Химия» для 10–11 классов на базовом уровне составили
концептуальные положения ФГОС СОО о взаимообусловленности целей,
содержания, результатов обучения и требований к уровню подготовки
выпускников.
В соответствии с данными положениями программа по химии (базовый
уровень) на уровне среднего общего образования:
устанавливает обязательное (инвариантное) предметное содержание,
определяет количественные и качественные его характеристики на каждом
этапе изучения предмета, предусматривает принципы структурирования
содержания и распределения его по классам, основным разделам и темам
курса;
даѐт примерное распределение учебных часов по тематическим разделам,
рекомендует примерную последовательность изучения отдельных тем курса с
учѐтом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей обучающихся 10–11 классов;
даѐт методическую интерпретацию целей изучения предмета на уровне
современных приоритетов в системе среднего общего образования,
содержательной характеристики планируемых результатов освоения основной
образовательной программы среднего общего образования (личностных,
метапредметных, предметных), основных видов учебно-познавательной
деятельности обучающегося по освоению содержания предмета. По всем
названным позициям в программе по химии соблюдена преемственность с
федеральной рабочей программой основного общего образования по химии
(для 8–9 классов образовательных организаций, базовый уровень).
Программа по химии является ориентиром для составления рабочих
программ, авторы которых могут предложить свой подход к структурированию
и последовательности изучения учебного материала, а также своѐ видение
относительно возможности выбора вариативной составляющей содержания

предмета дополнительно к обязательной (инвариантной) части его содержания.
Химическое
образование,
получаемое
выпускниками
общеобразовательной организации, является неотъемлемой частью их
образованности и служит завершающим этапом реализации на
соответствующем базовом уровне ключевых ценностей, присущих целостной
системе химического образования. Ключевые ценности касаются познания
законов природы, формирования мировоззрения и общей культуры человека, а
также экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной
среде. Реализуется химическое образование обучающихся на уровне среднего
общего образования средствами учебного предмета «Химия», содержание и
построение которого определены в программе по химии с учѐтом специфики
науки химии, еѐ значения в познании природы и в материальной жизни
общества, а также с учѐтом общих целей и принципов, характеризующих
современное состояние системы среднего общего образования в Российской
Федерации.
При формировании содержания предмета «Химия» учтены следующие
положения о специфике и значении науки химии.
Химия как элемент системы естественных наук играет особую роль в
создании новой базы материальной культуры, вносит свой вклад в
формирование рационального научного мышления, в создание целостного
представления об окружающем мире как о единстве природы и человека,
которое формируется в химии на основе понимания вещественного состава
окружающего мира, осознания взаимосвязи между строением веществ, их
свойствами и возможными областями применения.
Современная химия как наука созидательная, наука высоких технологий
направлена на решение глобальных проблем устойчивого развития
человечества – сырьевой, энергетической, пищевой, экологической
безопасности и охраны здоровья. Тесно взаимодействуя с другими
естественными науками, химия стала неотъемлемой частью мировой культуры,
необходимым условием успешного труда и жизни каждого члена общества.
В соответствии с общими целями и принципами среднего общего
образования содержание предмета «Химия» (10–11 классы, базовый уровень
изучения) ориентировано преимущественно на общекультурную подготовку
обучающихся, необходимую им для выработки мировоззренческих
ориентиров, успешного включения в жизнь социума, продолжения
образования в различных областях, не связанных непосредственно с химией.
Составляющими предмета «Химия» являются базовые курсы –
«Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия», основным
компонентом содержания которых являются основы базовой науки: система
знаний по неорганической химии (с включением знаний из общей химии) и
органической химии. Формирование данной системы знаний при изучении
предмета обеспечивает возможность рассмотрения всего многообразия

веществ на основе общих понятий, законов и теорий химии.
Структура содержания курсов – «Органическая химия» и «Общая и
неорганическая химия» сформирована в программе по химии на основе
системного подхода к изучению учебного материала и обусловлена
исторически обоснованным развитием знаний на определѐнных теоретических
уровнях. В курсе органической химии вещества рассматриваются на уровне
классической теории строения органических соединений, а также на уровне
стереохимических и электронных представлений о строении веществ.
Сведения об изучаемых в курсе веществах даются в развитии – от
углеводородов до сложных биологически активных соединений. В курсе
органической химии получают развитие сформированные на уровне основного
общего образования первоначальные представления о химической связи,
классификационных признаках веществ, зависимости свойств веществ от их
строения, о химической реакции.
В предмете «Химия» базового уровня рассматривается изученный на
уровне основного общего образования теоретический материал и
фактологические сведения о веществах и химической реакции. Так, в
частности, в курсе «Общая и неорганическая химия» обучающимся
предоставляется возможность осознать значение периодического закона с
общетеоретических и методологических позиций, глубже понять историческое
изменение функций этого закона – от обобщающей до объясняющей и
прогнозирующей.
Единая система знаний о важнейших веществах, их составе, строении,
свойствах и применении, а также о химических реакциях, их сущности и
закономерностях протекания дополняется в курсах 10 и 11 классов элементами
содержания, имеющими культурологический и прикладной характер. Эти
знания способствуют пониманию взаимосвязи химии с другими науками,
раскрывают еѐ роль в познавательной и практической деятельности человека,
способствуют воспитанию уважения к процессу творчества в области теории и
практических приложений химии, помогают выпускнику ориентироваться в
общественно и личностно значимых проблемах, связанных с химией,
критически осмысливать информацию и применять еѐ для пополнения знаний,
решения интеллектуальных и экспериментальных исследовательских задач.
Содержание учебного предмета «Химия» данного уровня изучения
ориентировано на формирование у обучающихся мировоззренческой основы
для понимания философских идей, таких как: материальное единство
неорганического и органического мира, обусловленность свойств веществ их
составом и строением, познаваемость природных явлений путѐм эксперимента
и решения противоречий между новыми фактами и теоретическими
предпосылками, осознание роли химии в решении экологических проблем, а
также проблем сбережения энергетических ресурсов, сырья, создания новых
технологий и материалов.

В плане решения задач воспитания, развития и социализации
обучающихся принятые программой по химии подходы к определению
содержания и построения предмета предусматривают формирование у
обучающихся универсальных учебных действий, имеющих базовое значение
для различных видов деятельности: решения проблем, поиска, анализа и
обработки информации, необходимых для приобретения опыта практической и
исследовательской деятельности, занимающей важное место в познании
химии.
В практике преподавания химии как на уровне основного общего
образования так и на уровне среднего общего образования, при определении
содержательной характеристики целей изучения предмета направлением
первостепенной значимости традиционно признаѐтся формирование основ
химической науки как области современного естествознания, практической
деятельности человека и как одного из компонентов мировой культуры. С
методической точки зрения такой подход к определению целей изучения
предмета является вполне оправданным.
Главными целями изучения предмета «Химия» на уровне среднего
общего образования на базовом уровне являются:
формирование системы химических знаний как важнейшей
составляющей естественно-научной картины мира, в основе которой лежат
ключевые понятия, фундаментальные законы и теории химии, освоение языка
науки, усвоение и понимание сущности доступных обобщений
мировоззренческого характера, ознакомление с историей их развития и
становления;
формирование и развитие представлений о научных методах познания
веществ и химических реакций, необходимых для приобретения умений
ориентироваться в мире веществ и химических явлений, имеющих место в
природе, в практической и повседневной жизни;
развитие умений и способов деятельности, связанных с наблюдением и
объяснением химического эксперимента, соблюдением правил безопасного
обращения с веществами.
Содержательная характеристика целей и задач изучения предмета в
программе по химии уточнена и скорректирована в соответствии с новыми
приоритетами в системе среднего общего образования. Сегодня в
преподавании химии в большей степени отдаѐтся предпочтение практической
компоненте содержания обучения, ориентированной на подготовку
выпускника оющеобразовательной организации, владеющего не набором
знаний, а функциональной грамотностью, то есть способами и умениями
активного получения знаний и применения их в реальной жизни для решения
практических задач.
В этой связи при изучении предмета «Химия» доминирующее значение
приобретают такие цели и задачи, как:

адаптация обучающихся к условиям динамично развивающегося мира,
формирование
интеллектуально
развитой
личности,
готовой
к
самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному принятию грамотных
решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами и их
применением;
формирование у обучающихся ключевых навыков (ключевых
компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов
деятельности: решения проблем, поиска, анализа и обработки информации,
необходимых для приобретения опыта деятельности, которая занимает важное
место в познании химии, а также для оценки с позиций экологической
безопасности характера влияния веществ и химических процессов на организм
человека и природную среду;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся: способности самостоятельно приобретать новые
знания по химии в соответствии с жизненными потребностями, использовать
современные информационные технологии для поиска и анализа учебной и
научно-популярной информации химического содержания;
формирование и развитие у обучающихся ассоциативного и логического
мышления, наблюдательности, собранности, аккуратности, которые особенно
необходимы, в частности, при планировании и проведении химического
эксперимента;
воспитание у обучающихся убеждѐнности в гуманистической
направленности химии, еѐ важной роли в решении глобальных проблем
рационального природопользования, пополнения энергетических ресурсов и
сохранения природного равновесия, осознания необходимости бережного
отношения к природе и своему здоровью, а также приобретения опыта
использования полученных знаний для принятия грамотных решений в
ситуациях, связанных с химическими явлениями.
Цели и задачи изучения предмета «Химия» получили подробную
методическую интерпретацию в разделе «Планируемые результаты освоения
программы по химии», таким образом обеспечено чѐткое представление о том,
какие знания и умения имеют прямое отношение к реализации конкретной
цели.
Общее число часов, рекомендованных для изучения химии – 68 часов: в
10 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Программа по химии (углубленный уровень) на уровне среднего
общего образования разработана на основе требований к результатам освоения
основной образовательной программы среднего общего образования,
представленных в ФГОС СОО.
Химия на уровне углублѐнного изучения занимает важное место в

системе естественно-научного образования учащихся 10–11 классов. Изучение
предмета, реализуемое в условиях дифференцированного, профильного
обучения, призвано обеспечить общеобразовательную и общекультурную
подготовку выпускников школы, необходимую для адаптации их к быстро
меняющимся условиям жизни в социуме, а также для продолжения обучения в
организациях профессионального образования, в которых химия является
одной из приоритетных дисциплин.
В программе по химии назначение предмета «Химия» получает
подробную интерпретацию в соответствии с основополагающими
положениями ФГОС СОО о взаимообусловленности целей, содержания,
результатов обучения и требований к уровню подготовки выпускников.
Свидетельством тому являются следующие выполняемые программой по
химии функции:
информационно-методическая, реализация которой обеспечивает
получение представления о целях, содержании, общей стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами предмета, изучаемого в
рамках конкретного профиля;
организационно-планирующая, которая предусматривает определение:
принципов структурирования и последовательности изучения учебного
материала, количественных и качественных его характеристик;
подходов к формированию содержательной основы контроля и оценки
образовательных достижений обучающихся в рамках итоговой аттестации в
форме единого государственного экзамена по химии.
Программа для углублѐнного изучения химии:
устанавливает инвариантное предметное содержание, обязательное для
изучения в рамках отдельных профилей, предусматривает распределение и
структурирование его по классам, основным содержательным линиям/разделам
курса;
даѐт примерное распределение учебного времени, рекомендуемого для
изучения отдельных тем;
предлагает примерную последовательность изучения учебного материала
с учѐтом логики построения курса, внутрипредметных и межпредметных
связей;
даѐт методическую интерпретацию целей и задач изучения предмета на
углублѐнном уровне с учѐтом современных приоритетов в системе среднего
общего образования,
содержательной
характеристики планируемых
результатов освоения основной образовательной программы среднего общего
образования (личностных, метапредметных, предметных), а также с учѐтом
основных видов учебно-познавательных действий обучающегося по освоению
содержания предмета.
По всем позициям в программе по химии предусмотрена
преемственность с обучением химии на уровне основного общего образования.

В соответствии с концептуальными положениями ФГОС СОО о
назначении предметов базового и углублѐнного уровней в системе
дифференцированного обучения на уровне среднего общего образования
химия на уровне углублѐнного изучения направлен на реализацию
преемственности с последующим этапом получения химического образования
в рамках изучения специальных естественно-научных и химических
дисциплин в вузах и организациях среднего профессионального образования.
В этой связи изучение предмета «Химия» ориентировано преимущественно на
расширение и углубление теоретической и практической подготовки
обучающихся, выбравших определѐнный профиль обучения, в том числе с
перспективой последующего получения химического образования в
организациях профессионального образования. В свете требований ФГОС
СОО к планируемым результатам освоения основной образовательной
программы среднего общего образования изучение предмета «Химия»
ориентировано также на решение задач воспитания и социального развития
обучающихся, на формирование у них общеинтеллектуальных умений, умений
рационализации учебного труда и обобщѐнных способов деятельности,
имеющих междисциплинарный, надпредметный характер.
Химия на уровне углублѐнного изучения включает углублѐнные курсы –
«Органическая химия» и «Общая и неорганическая химия». При определении
подходов к отбору и структурной организации содержания этих курсов в
программе по химии за основу приняты положения ФГОС СОО о различиях
базового и углублѐнного уровней изучения предмета.
Основу содержания курсов «Органическая химия» и «Общая и
неорганическая химия» составляет совокупность предметных знаний и умений,
относящихся к базовому уровню изучения предмета. Эта система знаний
получает определѐнное теоретическое дополнение, позволяющее осознанно
освоить существенно больший объѐм фактологического материала. На
углублѐнном уровне изучения предмета обеспечена возможность
значительного увеличения объѐма знаний о химических элементах и свойствах
их соединений на основе расширения и углубления представлений о строении
вещества, химической связи и закономерностях протекания реакций,
рассматриваемых с точки зрения химической кинетики и термодинамики.
Изучение периодического закона и Периодической системы химических
элементов базируется на современных квантовомеханических представлениях
о строении атома. Химическая связь объясняется с точки зрения
энергетических изменений при еѐ образовании и разрушении, а также с точки
зрения механизмов еѐ образования. Изучение типов реакций дополняется
формированием представлений об электрохимических процессах и
электролизе расплавов и растворов веществ. В курсе органической химии при
рассмотрении реакционной способности соединений уделяется особое
внимание вопросам об электронных эффектах, о взаимном влиянии атомов в

молекулах и механизмах реакций.
Особое значение имеет то, что на содержание курсов химии
углублѐнного уровня изучения для классов определѐнного профиля (главным
образом на их структуру и характер дополнений к общей системе предметных
знаний) оказывают влияние смежные предметы. Так, например, в содержании
предмета для классов химико-физического профиля большое значение будут
иметь элементы учебного материала по общей химии. При изучении предмета
в данном случае акцент будет сделан на общность методов познания, общность
законов и теорий в химии и в физике: атомно-молекулярная теория
(молекулярная теория в физике), законы сохранения массы и энергии, законы
термодинамики, электролиза, представления о строении веществ и другое.
В содержании предмета для классов химико-биологического профиля
больший удельный вес будет иметь органическая химия. В этом случае
предоставляется возможность для более обстоятельного рассмотрения
химической организации клетки как биологической системы, в состав которой
входят, к примеру, такие структурные компоненты, как липиды, белки,
углеводы, нуклеиновые кислоты и другие. При этом знания о составе и
свойствах представителей основных классов органических веществ служат
основой для изучения сущности процессов фотосинтеза, дыхания,
пищеварения.
В плане формирования основ научного мировоззрения, освоения
общенаучных методов познания и опыта практического применения научных
знаний изучение предмета «Химия» на углублѐнном уровне основано на
межпредметных связях с учебными предметами, входящими в состав
предметных областей «Естественно-научные предметы», «Математика и
информатика» и «Русский язык и литература».
При изучении учебного предмета «Химия» на углублѐнном уровне так
же, как на уровне основного и среднего общего образования (на базовом
уровне), задачей первостепенной значимости является формирование основ
науки химии как области современного естествознания, практической
деятельности человека и одного из компонентов мировой культуры. Решение
этой задачи на углублѐнном уровне изучения предмета предполагает
реализацию таких целей, как:
формирование представлений:
о материальном единстве мира, закономерностях и познаваемости
явлений природы, о месте химии в системе естественных наук и еѐ ведущей
роли в обеспечении устойчивого развития человечества: в решении проблем
экологической, энергетической и пищевой безопасности, в развитии
медицины, создании новых материалов, новых источников энергии, в
обеспечении
рационального
природопользования,
в
формировании
мировоззрения и общей культуры человека, а также экологически
обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;

освоение системы знаний, лежащих в основе химической составляющей
естественно-научной картины мира: фундаментальных понятий, законов и
теорий химии, современных представлений о строении вещества на разных
уровнях
–
атомном,
ионно-молекулярном,
надмолекулярном,
о
термодинамических и кинетических закономерностях протекания химических
реакций, о химическом равновесии, растворах и дисперсных системах, об
общих научных принципах химического производства;
формирование у обучающихся осознанного понимания востребованности
системных химических знаний для объяснения ключевых идей и проблем
современной химии, для объяснения и прогнозирования явлений, имеющих
естественно-научную природу; грамотного решения проблем, связанных с
химией, прогнозирования, анализа и оценки с позиций экологической
безопасности последствий бытовой и производственной деятельности
человека, связанной с химическим производством, использованием и
переработкой веществ;
углубление представлений о научных методах познания, необходимых
для приобретения умений ориентироваться в мире веществ и объяснения
химических явлений, имеющих место в природе, в практической деятельности
и повседневной жизни.
В плане реализации первоочередных воспитательных и развивающих
функций целостной системы среднего общего образования при изучении
предмета «Химия» на углублѐнном уровне особую актуальность приобретают
такие цели и задачи, как:
воспитание убеждѐнности в познаваемости явлений природы, уважения к
процессу творчества в области теоретических и прикладных исследований в
химии, формирование мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки;
развитие мотивации к обучению и познанию, способностей к
самоконтролю и самовоспитанию на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся, формирование у них сознательного отношения к
самообразованию и непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности, ответственного отношения к
своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
формирование умений и навыков разумного природопользования,
развитие экологической культуры, приобретение опыта общественно-полезной
экологической деятельности.
Общее число часов, рекомендованных для изучения химии на
углубленном уровне, – 204 часов: в 10 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 11
классе – 102 часа (3 часа в неделю).

Рабочая программа включает в себя:
 Пояснительную записку;
 Содержание учебного предмета, курса;
 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
наосвоение каждой темы.
 Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
(личностные,метапредметные, предметные);

Срок реализации программы 2 года.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».