Аннотация к учебному предмету Биология

АННОТАЦИЯ
к рабочей программе 10-11 классов (ФГОС СОО)

При разработке программы по биологии (базовый уровень)
теоретическую основу для определения подходов к формированию содержания
учебного предмета «Биология» составили: концептуальные положения ФГОС
СОО о взаимообусловленности целей, содержания, результатов обучения и
требований к уровню подготовки выпускников, положения об общих целях и
принципах, характеризующих современное состояние системы среднего
общего образования в Российской Федерации, а также положения о специфике
биологии, еѐ значении в познании живой природы и обеспечении
существования человеческого общества. Согласно названным положениям
определены основные функции программы по биологии и еѐ структура.
Программа по биологии даѐт представление о целях, об общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета
«Биология», определяет обязательное предметное содержание, его структуру,
распределение по разделам и темам, рекомендуемую последовательность
изучения учебного материала с учѐтом межпредметных и внутрипредметных
связей,
логики
образовательного
процесса,
возрастных
особенностей обучающихся. В программе по биологии также учитываются
требования к планируемым личностным, метапредметным и предметным
результатам обучения в формировании основных видов учебнопознавательной деятельности/учебных действий обучающихся по освоению
содержания биологического образования.
В программе по биологии (10–11 классы, базовый уровень) реализован
принцип преемственности в изучении биологии, благодаря чему в ней
просматривается направленность на развитие знаний, связанных с
формированием естественно-научного мировоззрения, ценностных ориентаций
личности, экологического мышления, представлений о здоровом образе жизни
и бережным отношением к окружающей природной среде. Поэтому наряду с
изучением общебиологических теорий, а также знаний о строении живых
систем разного ранга и сущности основных протекающих в них процессов в
программе по биологии уделено внимание использованию полученных знаний
в повседневной жизни для решения прикладных задач, в том числе:
профилактики наследственных заболеваний человека, медико-генетического
консультирования, обоснования экологически целесообразного поведения в
окружающей природной среде, анализа влияния хозяйственной деятельности
человека на состояние природных и искусственных экосистем. Усиление
внимания к прикладной направленности учебного предмета «Биология»
продиктовано необходимостью обеспечения условий для решения одной из

актуальных задач школьного биологического образования, которая
предполагает формирование у обучающихся способности адаптироваться к
изменениям динамично развивающегося современного мира.
Программа по биологии является ориентиром для составления рабочих
программ,
авторы
которых
могут
предложить
свой
вариант
последовательности изучения и структуры учебного материала, своѐ видение
путей формирования у обучающихся 10–11 классов предметных знаний,
умений и способов учебной деятельности, а также методических решений
задач воспитания и развития средствами учебного предмета «Биология».
Биология на уровне среднего общего образования занимает важное
место. Он обеспечивает формирование у обучающихся представлений о
научной картине мира, расширяет и обобщает знания о живой природе, еѐ
отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, создаѐт
условия для: познания законов живой природы, формирования
функциональной грамотности, навыков здорового и безопасного образа жизни,
экологического мышления, ценностного отношения к живой природе и
человеку.
Большое значение биология имеет также для решения воспитательных и
развивающих задач среднего общего образования, социализации обучающихся.
Изучение
биологии
обеспечивает
условия
для
формирования
интеллектуальных, коммуникационных и информационных навыков,
эстетической культуры, способствует интеграции биологических знаний с
представлениями из других учебных предметов, в частности, физики, химии и
географии. Названные положения о предназначении учебного предмета
«Биология» составили основу для определения подходов к отбору и
структурированию его содержания, представленного в программе по биологии.
Отбор содержания учебного предмета «Биология» на базовом уровне
осуществлѐн с позиций культуросообразного подхода, в соответствии с
которым обучающиеся должны освоить знания и умения, значимые для
формирования общей культуры, определяющие поведение человека в
окружающей природной среде, востребованные в повседневной жизни и
практической деятельности. Особое место в этой системе знаний занимают
элементы содержания, которые служат основой для формирования
представлений о современной естественно-научной картине мира и
ценностных
ориентациях
личности,
способствующих
гуманизации
биологического образования.
Структурирование содержания учебного материала в программе по
биологии осуществлено с учѐтом приоритетного значения знаний об
отличительных особенностях живой природы, о еѐ уровневой организации и
эволюции. В соответствии с этим в структуре учебного предмета «Биология»
выделены следующие содержательные линии: «Биология как наука. Методы
научного познания», «Клетка как биологическая система», «Организм как

биологическая система», «Система и многообразие органического мира»,
«Эволюция живой природы», «Экосистемы и присущие им закономерности».
Цель изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне –
овладение
обучающимися
знаниями
о
структурно-функциональной
организации живых систем разного ранга и приобретение умений использовать
эти знания для грамотных действий в отношении объектов живой природы и
решения различных жизненных проблем.
Достижение цели изучения учебного предмета «Биология» на базовом
уровне обеспечивается решением следующих задач:
освоение обучающимися системы знаний о биологических теориях,
учениях, законах, закономерностях, гипотезах, правилах, служащих основой
для формирования представлений о естественно-научной картине мира, о
методах научного познания, строении, многообразии и особенностях живых
систем разного уровня организации, выдающихся открытиях и современных
исследованиях в биологии;
формирование у обучающихся познавательных, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе анализа данных о путях развития в
биологии научных взглядов, идей и подходов к изучению живых систем
разного уровня организации;
становление у обучающихся общей культуры, функциональной
грамотности, развитие умений объяснять и оценивать явления окружающего
мира живой природы на основании знаний и опыта, полученных при изучении
биологии;
формирование у обучающихся умений иллюстрировать значение
биологических знаний в практической деятельности человека, развитии
современных медицинских технологий и агробиотехнологий;
воспитание убеждѐнности в возможности познания человеком живой
природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических
норм при проведении биологических исследований;
осознание ценности биологических знаний для повышения уровня
экологической культуры, для формирования научного мировоззрения;
применение приобретѐнных знаний и умений в повседневной жизни для
оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде,
собственному здоровью, обоснование и соблюдение мер профилактики
заболеваний.
Общее число часов, рекомендованных для изучения биологии – 68 часов:
в 10 классе – 34 часов (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часов (1 час в неделю).
Биология углублённого уровня изучения (10–11 классы) является одним
из компонентов предметной области «Естественно-научные предметы».
Согласно положениям ФГОС СОО профильные учебные предметы, изучаемые
на углублѐнном уровне, являются способом дифференциации обучения на

уровне среднего общего образования и призваны обеспечить преемственность
между основным общим, средним общим, средним профессиональным и
высшим образованием. В то же время каждый из этих учебных предметов
должен быть ориентирован на приоритетное решение образовательных,
воспитательных и развивающих задач, связанных с профориентацией
обучающихся и стимулированием интереса к конкретной области научного
знания, связанного с биологией, медициной, экологией, психологией, спортом
или военным делом.
Программа по биологии даѐт представление о цели и задачах изучения
учебного предмета «Биология» на углублѐнном уровне, определяет
обязательное (инвариантное) предметное содержание, его структурирование по
разделам и темам, распределение по классам, рекомендует последовательность
изучения учебного материала с учѐтом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. В
программе по биологии реализован принцип преемственности с изучением
биологии на уровне основного общего образования, благодаря чему
просматривается направленность на последующее развитие биологических
знаний,
ориентированных
на
формирование
естественно-научного
мировоззрения, экологического мышления, представлений о здоровом образе
жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей природной среде.
В программе по биологии также показаны возможности учебного предмета
«Биология» в реализации требований ФГОС СОО к планируемым личностным,
метапредметным и предметным результатам обучения и в формировании
основных видов учебно-познавательной деятельности обучающихся по
освоению содержания биологического образования на уровне среднего общего
образования.
Биология на уровне среднего общего образования завершает
биологическое образование в школе и ориентирован на расширение и
углубление знаний обучающихся о живой природе, основах молекулярной и
клеточной биологии, эмбриологии и биологии развития, генетики, селекции,
биотехнологии, эволюционного учения и экологии.
Изучение учебного предмета «Биология» на углубленном уровне
ориентировано на подготовку обучающихся к последующему получению
биологического
образования
в
вузах
и
организациях
среднего
профессионального образования. Основу его содержания составляет система
биологических знаний, полученных при изучении обучающимися
соответствующих систематических разделов биологии на уровне основного
общего образования, в 10–11 классах эти знания получают развитие. Так,
расширены и углублены биологические знания о растениях, животных, грибах,
бактериях, организме человека, общих закономерностях жизни, дополнительно
включены биологические сведения прикладного и поискового характера,
которые можно использовать как ориентиры для последующего выбора

профессии. Возможна также интеграция биологических знаний с
соответствующими знаниями, полученными обучающимися при изучении
физики, химии, географии и математики.
Структура программы по биологии отражает системно-уровневый и
эволюционный подходы к изучению биологии. Согласно им, изучаются
свойства и закономерности, характерные для живых систем разного уровня
организации, эволюции органического мира на Земле, сохранения
биологического разнообразия планеты. Так, в 10 классе изучаются основы
молекулярной и клеточной биологии, эмбриологии и биологии развития,
генетики и селекции, биотехнологии и синтетической биологии,
актуализируются знания обучающихся по ботанике, зоологии, анатомии,
физиологии человека. В 11 классе изучаются эволюционное учение, основы
экологии и учение о биосфере.
Биология призвана обеспечить освоение обучающимися биологических
теорий и законов, идей, принципов и правил, лежащих в основе современной
естественно-научной картины мира, знаний о строении, многообразии и
особенностях клетки, организма, популяции, биоценоза, экосистемы, о
выдающихся научных достижениях, современных исследованиях в биологии,
прикладных аспектах биологических знаний. Для развития и поддержания
интереса обучающихся к биологии наряду со значительным объѐмом
теоретического материала в содержании программы по биологии
предусмотрено знакомство с историей становления и развития той или иной
области биологии, вкладом отечественных и зарубежных учѐных в решение
важнейших биологических и экологических проблем.
Цель изучения учебного предмета «Биология» на углублѐнном уровне –
овладение
обучающимися
знаниями
о
структурно-функциональной
организации живых систем разного ранга и приобретение умений использовать
эти знания в формировании интереса к определѐнной области
профессиональной деятельности, связанной с биологией, или к выбору
учебного заведения для продолжения биологического образования.
Достижение цели изучения учебного предмета «Биология» на
углублѐнном уровне обеспечивается решением следующих задач:
освоение обучающимися системы биологических знаний: об основных
биологических теориях, концепциях, гипотезах, законах, закономерностях и
правилах, составляющих современную естественно-научную картину мира; о
строении, многообразии и особенностях биологических систем (клетка,
организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся открытиях и
современных исследованиях в биологии;
ознакомление обучающихся с методами познания живой природы:
исследовательскими методами биологических наук (молекулярной и клеточной
биологии, эмбриологии и биологии развития, генетики и селекции,
биотехнологии и синтетической биологии, палеонтологии, экологии);

методами самостоятельного проведения биологических исследований в
лаборатории и в природе (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование);
овладение обучающимися умениями: самостоятельно находить,
анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться
биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между
развитием биологии и социально-экономическими и экологическими
проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по
отношению к окружающей природной среде, собственному здоровью и
здоровью окружающих людей; обосновывать и соблюдать меры профилактики
инфекционных заболеваний, правила поведения в природе и обеспечения
безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера; характеризовать современные научные
открытия в области биологии;
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в
процессе знакомства с выдающимися открытиями и современными
исследованиями в биологии, решаемыми ею проблемами, методологией
биологического исследования, проведения экспериментальных исследований,
решения биологических задач, моделирования биологических объектов и
процессов;
воспитание у обучающихся ценностного отношения к живой природе в
целом и к отдельным еѐ объектам и явлениям; формирование экологической,
генетической грамотности, общей культуры поведения в природе; интеграции
естественно-научных знаний;
приобретение обучающимися компетентности в рациональном
природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, охраны видов,
экосистем, биосферы), сохранении собственного здоровья и здоровья
окружающих людей (соблюдения мер профилактики заболеваний, обеспечение
безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и
техногенного характера) на основе использования биологических знаний и
умений в повседневной жизни;
создание
условий
для
осознанного
выбора
обучающимися
индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему
профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными
интересами и потребностями региона.
Общее число часов, рекомендованных для изучения биологии на
углубленном уровне, – 204 часа: в 10 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 11
классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Обязательным условием при обучении биологии на углублѐнном уровне
является проведение лабораторных и практических работ. Также участие
обучающихся в выполнении проектных и учебно-исследовательских работ,
тематика которых определяется учителем на основе имеющихся материально-

технических ресурсов и местных природных условий.
Рабочая программа включает в себя:
 Пояснительную записку;
 Содержание учебного предмета, курса;
 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
наосвоение каждой темы.
 Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
(личностные,метапредметные, предметные);

Срок реализации программы 2 года.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».