методическая разработка Овчаренко К.П.

Методическая разработка по истории и обществознанию
В преподавании курса истории с принятием Историко-культурного стандарта и
переходом

на

ФГОС

увеличилось

внимание

к

картографической

информации,

историческим персоналиям, деятелям культуры и темам культуры в целом. Современная
практике ГИА по истории показывает, что выполнение заданий по культуре и работа с
иллюстративным и картографическим материалом у выпускников не на самом высоком
уровне. В этих условиях учителю на уроке приходится использовать разнообразные
методы и приемы работы с визуальным материалом.
В

представленной

работе

хочется

поделиться

некоторыми

приемами,

используемыми мною на уроках истории в среднем и старшем звене, продуктивность
которых выражается в повышении качества обучения и результатах ГИА.
1. Работа с иллюстрациями (коллажи)
Советский период отечественной истории сложен в изучении большим количеством
разнообразной и сложной информации. В помощь ученикам можно предложить задания,
представляющие собой исторический коллаж, собранный из изображений и плакатов
различны эпох. Выполнение работы предполагает определение лишнего фрагмента, не
имеющего отношения к данном историческому периоду. Задания

предполагает

повторение, а под час и изучение нового материала. Чаще всего учащимся удается найти
правильный ответ методом исключения, определив все прочие изображения данного
периода. Примеры заданий:
Период
«оттепели»
В данном случае лишний
фрагмент

это

киноплакат

«Операция «Ы» и другие
приключения
(фильм

Шурика»
1965

хронологические

г.,
рамки

периода «Оттепели» же 1953
– 1964 гг.).

Эпоха «застоя»

В этом случае лишний фрагмент
это плакат о «гласности» (эпоха
«застоя»

характеризовалась

подавлением инакомыслия).

Период «перестройки»
Здесь

лишним

является

фрагментом

изображение

журнала

о

из

стыковке

космических кораблей в 1975
году

(и

«разрядка»

международной обстановки и
политика
политического

«нового
мышления»

характеризовались улучшением
отношений СССР и США).
2. Работа с иллюстрациями (карикатуры)
Использование

карикатур

(преувеличенное,

сатирическое,

юмористическое

изображение) позволяет развивать такие учения учащихся, как: «чтение» изображения,
соотнесение его с определенной эпохой; выявление взгляды автора карикатуры на
события и явления;

определять официальную точки зрения на события и явления,

которым посвящена карикатура. Для отработки данного задания я предлагаю несколько
вариантов работы. Первый прием — это описание карикатуры и распознавание
персонажей или исторического события на ней (возможные вопросы для устного и
письменного ответов: опишите, что вы видите на карикатуре; о каком историческом
событии идет речь?; на основании чего вы это определили?; подтвердите свои выводы

ссылками на детали изображения; что можно сказать об отношении автора к этому
событию (персонажу)?). Второй способ – это определение по карикатуре исторического
события и выполнение дополнительного задания (с картой, с контекстными вопросами и
пр.). Данный прием позволяет разнообразить работу с иллюстративным материалом,
привлечь внимание обучающегося к особенностям того или иного исторического события
(деятеля). Примеры заданий:
Советско – германский
пакт о ненападении
Вопросы:
1. Какие
факты

исторические

(события,

процессы)

явления,

отражены

в

данной карикатуре?
2. Укажите дату события
(явления, процесса).
3. Сформулируйте главную
мысль автора карикатуры.
Указ о бритье бород Петра I *
Вопросы:
1. Какие исторические факты (события, явления,
процессы) отражены в данной карикатуре?
2. Укажите дату события (явления, процесса).
3. Сформулируйте главную мысль автора карикатуры.

* Карикатура выполнена моей ученицей.

Великая Отечественная война
Определив о каком факте из событий Великой Отечественной войны идет речь в
следующих карикатурах, нанесите их на карту. Данная работа дополнительно позволят

познакомить

обучающихся

с

фактами

из

отечественной

истории

(такими

как

художественный коллектив «Кукрыниксы», работами советского карикатуриста Бориса
Ефимова), отработать навыки заполнения карты.

3.

Р

абот
а

с

изоб
рази
тель
ной
нагл
ядно
стью
Перспективная модель ЕГЭ 20222 года предполагает две варианта заданий, которые
требуют

от

обучающихся

умения

анализировать

историческую

информацию,

представленную в разных знаковых системах, в том числе иллюстрациях. Поэтому
является необходимым отрабатывать и закреплять полученные знания в стилистике

заданий ЕГЭ на уроках. Примеры заданий, представленные ниже, позволяют выполнить
эту работу.
Пример №1.
Вопросы:
Укажите название войны и события,
изображенного на почтовой марке.
Используя

изображение,

приведите одно любое обоснование
Вашего ответа.

Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в период
руководства нашей страной исторического деятеля в обозначенные на марке событиях? В
ответ запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите один
любой факт, связанный с историей этого памятника.

Пример №2.
Вопросы:

Укажите противника России в данном морском сражении, которому посвящено
одно из изображений. Укажите связь между событиями, которым посвящены
изображения.

К
ако
й из
пре

дстав
ленны
х
ниже
памят
ников
архит
ектур
ы
наход
ится в
том
же
город
е, оборона которого стала ключевым событием войны, которому посвящена медаль? В
ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите один
любой факт, связанный с историей этого памятника.

Заключение
Количество информации необходимое для изучения истории ставит сложную
задачу перед учителем по подготовке урока, и перед учениками, запоминающими данную
информацию. Поэтому степень использования иллюстративного материала, его подбор и
визуализация способствует более высокому качеству обучения, в задачи которого в том
числе входит – систематизирование информации, получаемой из различных источников,
критическое ее осмысление, превращение в собственные знания. В современных условиях
педагог должен уметь работать с различными средствами обучения, в том числе и с
появляющимися

новыми

иллюстративных заданий.

способами

подготовки

дополнительных

качественных


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».