Методическая разработка по истории и обществознанию В преподавании курса истории с принятием Историко-культурного стандарта и переходом на ФГОС увеличилось внимание к картографической информации, историческим персоналиям, деятелям культуры и темам культуры в целом. Современная практике ГИА по истории показывает, что выполнение заданий по культуре и работа с иллюстративным и картографическим материалом у выпускников не на самом высоком уровне. В этих условиях учителю на уроке приходится использовать разнообразные методы и приемы работы с визуальным материалом. В представленной работе хочется поделиться некоторыми приемами, используемыми мною на уроках истории в среднем и старшем звене, продуктивность которых выражается в повышении качества обучения и результатах ГИА. 1. Работа с иллюстрациями (коллажи) Советский период отечественной истории сложен в изучении большим количеством разнообразной и сложной информации. В помощь ученикам можно предложить задания, представляющие собой исторический коллаж, собранный из изображений и плакатов различны эпох. Выполнение работы предполагает определение лишнего фрагмента, не имеющего отношения к данном историческому периоду. Задания предполагает повторение, а под час и изучение нового материала. Чаще всего учащимся удается найти правильный ответ методом исключения, определив все прочие изображения данного периода. Примеры заданий: Период «оттепели» В данном случае лишний фрагмент это киноплакат «Операция «Ы» и другие приключения (фильм Шурика» 1965 хронологические г., рамки периода «Оттепели» же 1953 – 1964 гг.). Эпоха «застоя» В этом случае лишний фрагмент это плакат о «гласности» (эпоха «застоя» характеризовалась подавлением инакомыслия). Период «перестройки» Здесь лишним является фрагментом изображение журнала о из стыковке космических кораблей в 1975 году (и «разрядка» международной обстановки и политика политического «нового мышления» характеризовались улучшением отношений СССР и США). 2. Работа с иллюстрациями (карикатуры) Использование карикатур (преувеличенное, сатирическое, юмористическое изображение) позволяет развивать такие учения учащихся, как: «чтение» изображения, соотнесение его с определенной эпохой; выявление взгляды автора карикатуры на события и явления; определять официальную точки зрения на события и явления, которым посвящена карикатура. Для отработки данного задания я предлагаю несколько вариантов работы. Первый прием — это описание карикатуры и распознавание персонажей или исторического события на ней (возможные вопросы для устного и письменного ответов: опишите, что вы видите на карикатуре; о каком историческом событии идет речь?; на основании чего вы это определили?; подтвердите свои выводы ссылками на детали изображения; что можно сказать об отношении автора к этому событию (персонажу)?). Второй способ – это определение по карикатуре исторического события и выполнение дополнительного задания (с картой, с контекстными вопросами и пр.). Данный прием позволяет разнообразить работу с иллюстративным материалом, привлечь внимание обучающегося к особенностям того или иного исторического события (деятеля). Примеры заданий: Советско – германский пакт о ненападении Вопросы: 1. Какие факты исторические (события, процессы) явления, отражены в данной карикатуре? 2. Укажите дату события (явления, процесса). 3. Сформулируйте главную мысль автора карикатуры. Указ о бритье бород Петра I * Вопросы: 1. Какие исторические факты (события, явления, процессы) отражены в данной карикатуре? 2. Укажите дату события (явления, процесса). 3. Сформулируйте главную мысль автора карикатуры. * Карикатура выполнена моей ученицей. Великая Отечественная война Определив о каком факте из событий Великой Отечественной войны идет речь в следующих карикатурах, нанесите их на карту. Данная работа дополнительно позволят познакомить обучающихся с фактами из отечественной истории (такими как художественный коллектив «Кукрыниксы», работами советского карикатуриста Бориса Ефимова), отработать навыки заполнения карты. 3. Р абот а с изоб рази тель ной нагл ядно стью Перспективная модель ЕГЭ 20222 года предполагает две варианта заданий, которые требуют от обучающихся умения анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах, в том числе иллюстрациях. Поэтому является необходимым отрабатывать и закреплять полученные знания в стилистике заданий ЕГЭ на уроках. Примеры заданий, представленные ниже, позволяют выполнить эту работу. Пример №1. Вопросы: Укажите название войны и события, изображенного на почтовой марке. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа. Какой из представленных ниже памятников архитектуры был создан в период руководства нашей страной исторического деятеля в обозначенные на марке событиях? В ответ запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите один любой факт, связанный с историей этого памятника. Пример №2. Вопросы: Укажите противника России в данном морском сражении, которому посвящено одно из изображений. Укажите связь между событиями, которым посвящены изображения. К ако й из пре дстав ленны х ниже памят ников архит ектур ы наход ится в том же город е, оборона которого стала ключевым событием войны, которому посвящена медаль? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Укажите один любой факт, связанный с историей этого памятника. Заключение Количество информации необходимое для изучения истории ставит сложную задачу перед учителем по подготовке урока, и перед учениками, запоминающими данную информацию. Поэтому степень использования иллюстративного материала, его подбор и визуализация способствует более высокому качеству обучения, в задачи которого в том числе входит – систематизирование информации, получаемой из различных источников, критическое ее осмысление, превращение в собственные знания. В современных условиях педагог должен уметь работать с различными средствами обучения, в том числе и с появляющимися новыми иллюстративных заданий. способами подготовки дополнительных качественных